Консультация для родителей в старшей группе «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»
консультация (старшая группа)
Методическая разработка
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 68.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей в старшей группе
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников»
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нём применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах
можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости.
Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Задумываясь об истоках патриотических чувств,
мы всегда обращаемся к впечатлениям детства:
это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребёнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребёнок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются детьми легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей ещё очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всём проявляется их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства ребёнка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребёнка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – всё это очень важно для становления личности ребёнка, для чувства защищённости и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живёт в народе традиция чтить память погибших воинов. Ребёнок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что всё создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.
В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребёнка, рождает стремление к подражанию. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, после прочтения стихотворения «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребёнок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребёнку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции страны и семьи помогают детям осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна.
Дела ребёнка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.
Весной, например, организуется уборка по озеленению двора, улицы на которой живёт ребёнок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе».
Участие в общих делах воспитывает в ребёнке любящего и заботливого хозяина своей страны. Труд с общественной мотивацией должен организовываться и дома, и в детском саду, быть систематическим, а не от случая к случаю. Ребёнок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих. Всё сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.
Рекомендации для родителей
- Если в детстве ребёнок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
- Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребёнка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, её героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"
В консультации показаны основные приёмы развития патриотизма у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Консультация для родителей:«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»....
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"
консультация для родителей...
Примерный перспективный план работы с воспитанниками и родителями в старшей группе . «Воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями»
Примерный перспективный план на учебный год...
Консультация для родителей. «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Рекомендации для родителей.
Консультация для родителей.«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Самым главным в нравственном воспитании, является приобщение ребенка к культуре своего народа, так как воспитание личности в ребенке возможно только через приобщении его в культуру собственного народа...
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у старших дошкольников"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые ...