ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья (младшая группа)
В статье рассказывается об эффективных формах взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Захарова Н.И.
МБДОУ «ЦРР - детский сад «Кристаллик»
п. Чернянка Белгородской области»
«Только вместе с родителями,
общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А.Сухомлинский
Одной из основных задач развития дошкольного образования, деятельности детского сада в современных условиях, как в стране, так и в Белгородской области является установление положительных отношений между всеми участниками образовательного процесса с целью развития ребенка.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным образовательным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» ст. 44 говорится, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. ДОУ оказывают помощь родителям в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. В связи с этим законом, в ст.6 ч.1 п.6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Взаимодействие с родителями возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи и ребенка, а семья имеет представление о дошкольной организации, которому доверяет воспитание ребенка, поэтому использование современных форм сотрудничества с семьей, привлечение имеющихся педагогических ресурсов позволили организовать поддержку семье в развитии ребенка, для решения общих задач воспитания.
На современном этапе, на наш взгляд, основными являются такие задачи, как:
- Объединить усилия семьи и детского сада в вопросах образования детей в дошкольной организации.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Создать атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОУ.
- Определять направления работы на основе общности интересов.
- Активизировать и обогащать воспитательные и обучающие умения родителей, поддерживать в них уверенность в собственных педагогических возможностях.
- Привлечение семей воспитанников к участию в общественных мероприятиях, организуемых в детском саду, районе.
- Поощрение родителей за активное участие в проводимых мероприятиях.
Так, работая в течение нескольких лет, с детьми раннего возраста, очень важно было решить ряд таких задач как: познакомить родителей с особенностями физического, социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития; помочь родителям в освоении современных методик укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания; способствовать обогащению сенсорного опыта и любознательности детей; развивать у родителей интерес к совместным играм.
С чего надо начинать? Прежде чем спланировать и организовать взаимодействие с семьями, было проведено анкетирование родителей с целью анализа социального состава семей, запросов и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. По результатам мониторинга разработано проектирование и планирование сотрудничества с семьей, определены цели и направления деятельности.
При планировании мероприятий по взаимодействию с семьей на год, учитывались пожелания и предложения родителей, также включались актуальные и не затронутые родителями темы воспитания детей раннего возраста.
При реализации образовательных задач по взаимодействию с семьями эффективными были как, традиционные так и инновационные формы сотрудничества, которые помогали обогатить родителей педагогическими знаниями.
Коллективная форма сотрудничества являлась наиболее распространенной в совместной педагогической деятельности с родителями, так при проведении родительских собраний стремились проводить нестандартно в различных формах, включали интерактивные методы, например, при обсуждении темы: «Играем вместе с детьми», «О здоровье всерьез», «Давайте познакомимся!» использовали методы активизации родителей, вели с ними живой диалог, представляли видеоролики, презентации из жизни группы в соответствии с темой собрания. В собрании принимали активное участие специалисты – старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра детского сада, которые оказывали консультативную и практическую поддержку в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Родители охотно принимали от педагогов домашние задания, к решению которых находили творческий подход, с удовольствием делились своим личным опытом в семейном воспитании детей.
Принцип партнерства и диалога лучше всего раскрывался в процессе проведения «Круглых столов» по различным актуальным темам. Общение происходило в непринужденной форме, по важным проблемам воспитания и обучения детей и с учетом пожеланий родителей.
Наряду с традиционными использовались и современные формы работы, такие как «Педагогические мастерские», «Мастер-классы». «Практикумы». Устный журнал», «Реализация совместных образовательных проектов». В них обязательно сохраняется педагогическое содержание. Например, при проведении мастер - класса по теме: «Игры с тестом» родителей заинтересовала тема мастер-класса. Это мероприятие некоторые семьи посетили в полном составе. Теоретическая часть очень заинтересовала родителей, они задавали вопросы. В практической части творчески подошли к выполнению задания, были в восторге от своих шедевров.
Среди индивидуальных форм необходимо выделить педагогическую беседу с родителями. При планировании тем бесед, возникающих по инициативе педагога, старались охватить все стороны развития детей. Использование такой формы обмена информации как «Почта доверия», в которую родители опускали записки с проблемой или вопросом, а мы на информационном стенде для родителей, в рубрике «Задавали - отвечаем» размещали исчерпывающий ответ на интересующий вопрос или проблему. Так же родители с удовольствием принимали участие в тематических выставках поделок и рисунков: «Папа - может», «Моя мамам - мастерица», «Семейный рисунок», «Елочка-красавица». «Парад елок», «Радость моей души», «Цветочная феерия»; в оформлении фотовыставок: «Фото выходного дня», «Как я провел лето», «Покормите птиц зимой», «Моя -дружная семья», «Красота родного края», «Папа, мама и я спортивная семья», «Вместе с папой всё смогу», «Мои любимые питомцы», что способствовало выявлению творчества семьи, доброжелательному микроклимату в группе, сближению родителей с педагогами.
Родители активно участвовали в районных мероприятиях: на дне поселка «Парад колясок», «Мамы разные все они прекрасные», «Салют победы».
Поощрение родителей грамотами, дипломами, является стимулом в дальнейшем участии в жизни группы и детского сада.
В процессе сотрудничества с родителями поддерживался:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Индивидуальный подход к каждой семье.
- Сотрудничество, партнерство, а не наставничество.
Подготовка к каждому мероприятию велась тщательно и серьезно. Главное в этой работе это – качество, а не количество отдельно взятых мероприятий.
Опыт работы показал, что в результате налаживания партнерских взаимоотношений педагогов с семьей, стиль общения сложился доверительный и достиг определенных положительных результатов.
Родители - не зрители и наблюдатели, а активные участники образовательного процесса в условиях детского сада. В результате организованного тесного взаимодействия установлены доверительные отношения между участниками образовательных отношений – педагог-ребенок – родители. Положительные результаты взаимодействия с семьями воспитанников привели к эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
Используемая литература:
1.Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений
педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика.
- 2010. - № 2
2. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников [Текст]. Монография. – М., НИИ
школьных технологий, 2011.
3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями....
Презентация «Календарь событий группы» - эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современной ДОО"
Данная презентация поможет педагогам познакомиться с одной из форм взаимодействия с родителями, создать условия для вовлечения их в единое образовательное пространство, установить партнерс...
Совместные праздники и развлечения как эффективная форма взаимодействия с родителями, в условиях реализации ФГОС ДО
Главной и общей целью родителей и воспитателей является воспитание здорового и всесторонне развитого ребенка....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Детско-родительские клубы как эффективная форма взаимодействия с родителями в современных условиях»
D Р В статье изложен опыт работы педагога по взаимодействию с родителями. аботая над проблемо...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Методическая разработка на тему: «Семейная гостиная как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях»
Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а...