Консультация для родителей "Правила дорожного движения"
консультация (подготовительная группа)
В этой статье описанно как воспитать безопасное поведение у детей, пути решения этой задачи!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd_dlya_roditeley.docx | 309.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей
Московского района Санкт – Петербурга
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«По дороге в детский сад
Мы пойдём с тобой, малыш.
Улыбаясь светофору,
Влево, вправо поглядишь.
Чтобы день такой чудесный
Омрачить не смел никто,
Правила движенья вместе
Мы усвоим? Да, легко!»
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших
задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно
раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому
подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует
так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из
детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное
отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно
переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать
свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредотачивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Главная цель нашей работы по профилактике детского дорожного
травматизма в детском саду – формирование у детей навыков осознанного
безопасного поведения на улицах города.
Мы реализуем её путём решения нескольких задач:
- Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах
безопасного поведения на улице;
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков
бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не
только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или
ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с
движениями других людей и перемещением предметов;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в
конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного
безопасного поведения.
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного
движения»:
1. Ребёнок – пешеход
2. Ребёнок – пассажир
3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда,
самоката, роликовых коньков и др.).
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в
самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды
детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания
ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в
играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько
времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном
направлении, определяем мы сами в зависимости от условий, темы,
сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.
Для каждой возрастной группы мы определили свои цели и ориентиры.
Объединили некоторые темы (правила поведения на улице – оказание помощи – инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и
неправильного поведения на улице.
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по
формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей,
накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы,
заучивание рифмованных правил.
Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и
предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного
возраста принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а
готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на
улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их
помощью мы осуществляем инновационные подходы в данном направлении и
комплексно решаем поставленные задачи:
- воспитательные – реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её
опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в
ней;
- развивающие – направлены на развитие у детей познавательных процессов:
концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи
и двигательных навыков по координации движений, что необходимо
ребёнку для правильной ориентации на улице;
- обучающие – направлены на формирование навыков и полезных привычек
безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и
безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.
Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал
посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную
проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели
объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы
на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город»,
«Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное моделирование:
составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду.
Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляем
затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении
целевых прогулок и экскурсий.
Преимущества тематического подхода к планированию и организации занятий по формированию у детей безопасного поведения на улице:
1. тематическое планирование позволяет значительно сократить время для
занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных
мероприятий;
2. повышается качество работы, открывается больше возможностей для
творчества;
3. повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся
более глубокими и системными;
Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок
лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное
(практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной
ситуации.
Уже больше года мы используем в своей работе обучающие мультимедийные занятия: «Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора», тренинг для родителей «Берегите жизнь детей!»
В каждом конкретном случае мы продумываем форму взаимодействия: с
группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые
знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с
небольшими подгруппами и индивидуально.
Работу мы ведём систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседуем с
детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных
происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги
(гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.).
Мы приучаем ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились
частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняем и повторяем
детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так
часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм
поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно
и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного
поведения на улице.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по
правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и
атрибутов.
Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.
Общие представления:
1. Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
2. Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть
на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде
(самокате, роликовых коньках)
Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной
части улицы:
Знать следующие правила дорожного движения:
2. Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
3. Не играть на дороге или около проезжей части.
4. Переходить улицу только по пешеходному переходу.
5. При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины –
направо.
6. Знать устройство проезжей части.
7. Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Знать правила поведения в транспорте:
1. Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения
взрослых.
2. Не стоять у дверей.
3. Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
5. Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
Знать и соблюдать правила поведения во дворе:
1. Не ходить никуда без разрешения взрослых.
2. Играть только на детской площадке.
3. Не играть близко от проезжей части дороги.
4. Не кататься по проезжей части дороги.
Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут
даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность данной проблемы,
включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация о Правилах Дорожного Движения для родителей
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень тру...
Консультация о Правилах Дорожного Движения
Если ваш ребенок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ...
Консультация о Правилах Дорожного Движения.
Для предотвращения несчастных случаев на дороге, необходимо проводить консультации, беседы по безопасности дорожного движения....
Консультация о Правилах Дорожного Движения
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень тру...
Консультации для родителей Консультация о Правилах Дорожного Движения
Консультация о Правилах Дорожного ДвиженияЛегко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения...