Методы и приемы по воспитанию самостоятельности дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)
В рекомендации находится материал направленный на воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx | 689.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей .
Методы и приемы по воспитанию самостоятельности дошкольного возраста
Самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних. Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение.
А самостоятельность ребенка - это в первую очередь его "отдельность" и автономность. Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления .
Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность ?Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.
Чтобы ребенок стал самостоятельным нужно развивать следующие качества:
1.Коммуникативные качества речи — точность, богатство, уместность, правильность, выразительность, коммуникативная целесообразность, логичность, толерантность, чистота.
2. Самоконтроль — помогает человеку осознать правильность своих поступков.
3. Умение формулирования собственного мнения - важная составляющая. Если ребенок не может сформулировать свое мнение, то ему трудно, что — то сделать самому.
4.Принятие решения самим ребенком. Самостоятельный ребенок умеет принимать решения, что нужно сделать и как.
5.Понимание последствий за свои поступки. За каждое свое действие ребенок должен нести ответственность и понимать, что ему за это будет.
6.Формирование представлений ребенка об окружающем мире. Ребенок, как и взрослый чувствует себя увереннее, когда знает много об мире в котором живет.
7. Преодоление застенчивости у детей. Детская застенчивость одна из проблем детской психологии.
Застенчивому ребенку очень трудно общаться, а без общения ребенку не стать полноценной самостоятельной личностью.
Приемы для развития самостоятельности у ребенка.
Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания .
Во-первых, родителям необходимо помнить, что ребенок определенного возраста должен сам выполнять все те обязанности, которые отвечают его годам: самостоятельно одеваться, убирать кровать, собирать игрушки или шнуровать ботинки.
Во-вторых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат.
К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке. Чтобы не сводить постоянные уговоры ребенка сделать ту или иную работу к нескончаемым препираниям, разработайте и систему штрафов за каждую работу, которую необходимо выполнять. При этом рекомендуется штрафовать всех членов семьи, а не только ребенка . Такой подход наиболее справедлив, особенно с детской точки зрения, поэтому не будет способствовать враждебной реакции у ребенка.
В-третьих, развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.
В-четвертых, если хотите добиться самостоятельности ребенка , то и воспринимать его нужно как взрослого. Общение на равных, совместное принятие решений, личные права и обязанности, а так же штрафы за их невыполнение – все должно быть по-взрослому. Излишняя забота и эмоциональность будут только мешать, ребенок должен знать, что его работу за него никто не выполнит.
В-пятых , Чтобы ребенок самостоятельно выполнял ту или иную работу, он должен четко понимать, зачем он это делает и почему кто-то другой не может убрать за него кровать, вынести мусор, полить огород и т.д. Объяснив своему чаду, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, за которые он несет ответственность, ребенок поймет, что не только его одного заставляют что-то делать по дому против его воли, но каждого родителя тоже. Как бы папа не хотел отдохнуть на рыбалке, он вынужден зарабатывать деньги, заниматься ремонтом дома, мама должна каждый день готовить еду, заниматься уборкой и стиркой, а ведь ей тоже хочется отвлечься и заняться любимыми делами.
И последнее, что мне хотелось бы отметить. Все эти рекомендации по развитию самостоятельности ребенка будут малоэффективны, если родители не научатся стоять на своем и выполнять обещанные наказания или поощрения: пообещали выбросить игрушки, если он их не соберет, выбрасывайте! Один раз потеряв для себя что-то ценное, дети тут же учатся не повторять прошлых ошибок. Ели ребенок настойчиво отказывается выполнять свои обязанности, попробуйте не выполнить какую-либо его просьбу и обязательно объясните, что равноправие это основа семьи – хочешь, чтобы помогли тебе, придется помогать другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ....
Консультация для воспитателя "Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста" часть 2
Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»...
Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензетивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...
Методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения...
«Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»
Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое з...