Сказка на ночь
консультация (средняя группа)
Дети всегда просят своих родителей почитать им сказку. Именно сказка первая знакомит ребенка с миром литературы. Через сказку легко объяснить ребенку, что хорошо делать и что нежелательно...
...Убежденность, что добро обязательно побеждает, что можно всегда решить любую задачу, оставаясь честным и добрым человеком, сказывается на характере ребёнка самым положительным образом. Он становится увереннее в себе, смелее и решительнее, ценит друзей и помогает окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_na_noch.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка на ночь
Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)
Дети всегда просят своих родителей почитать им сказку. Именно сказка первая знакомит ребенка с миром литературы. Через сказку легко объяснить ребенку, что хорошо делать и что нежелательно.
Но сказка – это не просто детская литература, которая предназначена для общения с ребенком. Несмотря на кажущуюся простоту, сказка в жизни ребенка – это важнейший способ воспитания и формирования его основных жизненных принципов. Воспитывать и обучать – два основных предназначения сказки, поэтому, необходимо четко представлять ожидаемый результат перед тем, как выбрать произведение. Недаром же, существует вопрос – упрек, на каких сказках вы выросли?
Какие сказки читать детям нужно? В психологии есть понятие — сказкотерапия, – получение определенных психологических результатов при помощи сказки. Если это действует на взрослых, то на детей и их ценности, принципы поведения и общения, сказка оказывает колоссальное влияние. Убедиться в этом можно, вспомнив свои любимые детские сказки.
Доказано, что в 90% случаев в жизненных ситуациях человек поступает именно так, как поступали его любимые сказочные герои.
Какие сказки лучше читать детям, любой родитель может определять индивидуально, исходя из воспитательных или обучающих целей.
- В сказках про великодушных, сильных и благородных персонажей главным героем лучше сделать вашего ребёнка. Называйте героя именем малыша, чтобы ваш сын или дочка представляли, что это именно они совершают эти хорошие и добрые дела. Так вы заложите в ребенке правильные преставления о том, каким героем он может быть в жизни.
- Сказки, в которых герой сначала предстаёт перед нами "плохим" (жадным, капризным, эгоистичным), напротив, не стоит привязывать к вашему малышу. Пусть в сказке этого персонажа называют просто "похожим на тебя", а его отрицательным качеством будет то, которое вам действительно не нравится в характере крохи. Это поможет скорректировать поведение ребёнка, не порицая и не стыдя его, ведь в конце истории персонаж обязательно усвоит урок и изменится в лучшую сторону.
- То, как вы будете читать сказку, имеет важное значение для отношений мамы и малыша. Вы сидите рядышком, ребёнок слышит ваш голос, прижимается к вам, вместе у вас одни и те же эмоции — в такой момент устанавливаются тёплые, доверительные отношения. Ни один профессиональный рассказчик или актёр не сможет заменить ребёнку близости и внимания мамы.
- В одной сказке может рассматриваться только один каприз или хорошее свойство характера. Нельзя победить все недостатки одним махом — слишком сложный сюжет не обеспечит полезного эффекта от сказки.
- Сама по себе книжка со сказками не должна привлекать лишнего внимания малыша. Иллюстрации профессиональных художников не дают возможности придумать свои образы, поэтому лучше самостоятельно обсудить с ребёнком внешность героев или устройство волшебного города. Пусть кроха сам подумает, , какая шляпа может быть у доброго волшебника или на чём передвигается храбрый персонаж. Такие маленькие упражнения отлично развивают фантазию и любовь к творчеству.
Да, любая из сказок будет постепенно наполнять моральную нишу ребенка, а значит, особенного внимания требуют его любимые сказки. Желание подражать главным героям – это первая реакция ребенка на идею сказки, поэтому сказки нужно не только читать, но и обязательно анализировать вместе с детьми.
Правила рассказывания сказок:
-Сказки, желательно, именно рассказывать и рассказывать с интонацией, периодически делая небольшую паузу, чтобы ребенок мог оценить ситуацию. - Уединитесь с ребенком, в тихой спокойной обстановке прижмите его к себе и начинайте рассказывать. Это будет способствовать умственному развитию, развитию фантазии, формированию правильного и «здорового» лексикона, отличающегося от уличного и телевизионного и, конечно, это будет способствовать развитию положительных взаимоотношений с вашим ребенком.
- Хорошо и полезно, если вы будите уделять время для сказок перед сном. Это поможет малышу успокоиться и спокойно заснуть. Но нужно помнить, что в этом случае нужно читать спокойные сказки.
- Возможно, ребенку понравилась одна сказка и он будет просить пересказывать ее снова и снова. Не отказывайте ему. Можно вместе рассказать эту сказку. Будут появляться новые книжки, новые сказки и какая-то станет его новой любимой.
Выделите пол - часа своего времени, чтобы почитать добрые детские сказки своим деткам.
Сказкотерапия — это направление практической психологии, которое позволяет формировать характер ребёнка, используя для этого ресурсы сказки. Воспитательная сила сказок известна людям с древних времён, многие сказки передавались из уст в уста и давно получили статус русских народных. Сказки про Правду и Кривду, Иванушку-дурачка, побеждающего врагов смекалкой, прекрасных и премудрых девиц выступают своего рода "волшебным зеркалом" реального мира. И собственного, пока ещё не открытого внутреннего мира ребёнка. Слушая сказку, малыш учится отличать правильные поступки от неправильных, добрых персонажей от злых, видит негативные последствия плохого поведения. Воспитательный эффект достигается без нотаций и нравоучений, ребёнок получает новые знания о мире и о самом себе, естественно. Убежденность, что добро обязательно побеждает, что можно всегда решить любую задачу, оставаясь честным и добрым человеком, сказывается на характере ребёнка самым положительным образом. Он становится увереннее в себе, смелее и решительнее, ценит друзей и помогает окружающим.
Давайте рассмотрим, какие сказки нужно выбирать для сказкотерапии, как можно с их помощью побороть все капризы малыша.
Наверняка вы уже поняли, что именно в поведении ребёнка вам не нравится. Сын или дочка требует купить игрушку в магазине, обижает других детей, жадничает? На помощь придёт сказка про "малыша, похожего на тебя". У этого героя как раз тот каприз, который вас беспокоит. В результате этот герой видит негативную сторону своего поведения и понимает, как это расстраивало маму, а потому меняется в лучшую сторону. Ваш ребёнок при этом усваивает правильную модель поведения — сам, без нотаций и ссор. Ребёнок чего-то боится или стесняется, плохо общается с другими детьми? Расскажите ему сказку, где герой с таким же именем, как и у него, побеждает зло вместе с верными друзьями. Тогда малыш поймёт, как это здорово — дружить с другими детьми, справившись со своей стеснительностью.
Для трёхлетнего возраста сказки особенно актуальны, ведь это очень эффективный способ справиться с трудностями переходного периода у малыша.
Днём ребёнок капризничал? Перед сном обязательно расскажите ему сказку про то, как малыш с таким же именем поборол в себе этот каприз, и как все этому обрадовались. Пусть в сюжете присутствует завязка, которая познакомит с героем и его поведением (конечно, речь будет идти про дневной случай), а потом обязательно возникнет трудность, которую вызвало именно непослушание героя. В конце повествования персонаж понимает, что так поступать не надо, исправляется, и всё становится хорошо. Если в следующий раз ребёнок начинает капризничать, напомните ему эту историю. "Помнишь сказку про девочку Катю, похожую на тебя? Она тоже не хотела идти в детский садик, но потом узнала, как там здорово и интересно, подружилась в садике с детьми, и мама её похвалила". Если каприз повторяется несколько раз, можно рассказать несколько разных сказок на одну и ту же тему. Но во всех случаях герой сказки обязательно понимает, что вёл себя неправильно, справляется, и тогда всё становится хорошо.
Сказки можно придумывать самостоятельно, гармонично вплетая в них персонажей или предметы из реальной жизни малыша. В этом случае сюжет лучше набросать заранее, а детали придумывать прямо по ходу повествования. Обязательно наблюдайте за реакцией маленького слушателя — переживает ли он вместе с героями, радуется ли их успехам? Если кажется, что сказка "не пошла", то следующую историю нужно сделать другой. Например, добавить в неё волшебства или же, напротив, привязать к событиям из повседневного мира ребёнка.
Терапевтические сказки пишут детские педагоги и психологи. Написанные профессионалами сказки интересны и актуальны для современных детей, но при этом обязательно следуют классическому правилу "Добро побеждает зло".
Хорошая, добрая сказка научит ребёнка правильному поведению, привьёт важные для успешной жизни качества и справится с детскими страхами. Характер — дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и целеустремлённым, то есть, настоящим Человеком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки на ночь
Какие сказки читать детям...
Польза сказок. "Бабушкины сказки на ночь".
Почему нужно читать детям на ночь...
Экологическая сказка "Волшебница ночь"
Сказка для детей. "Волшебница ночь.Автор : Василискина Надежда Ивановна...
Что такое сказки на ночь?
Сказка на ночь – это не просто сказка, которую вы можете прочитать ребёнку в книжке, а нечто более тёплое и крепкое в ваших с ним отношениях. Сказка из книжки читается днём или вечером....
консультация для родителей "Сказки на ночь".
просмотр сказок перед сном по телевидению, компьютеру, планшету - отнимает самое важное у ребенка: ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ. ОБЩЕНИЕ С НИМИ....
Зачем читать детям сказки на ночь
Зачем читать детям сказки на ночь...
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ЧИТАТЬ СКАЗКИ НА НОЧЬ.
Статья раскрывает важность чтения сказок детям на ночь и дает обоснования этому....