Сказка на ночь
консультация (средняя группа)

Павленко Елена Александровна

Дети всегда просят своих родителей почитать им сказку. Именно сказка первая знакомит ребенка с миром литературы. Через сказку легко объяснить ребенку, что хорошо делать и что нежелательно...

 

...Убежденность, что добро обязательно побеждает, что можно всегда решить любую задачу, оставаясь честным и добрым человеком, сказывается на характере ребёнка самым положительным образом. Он становится увереннее в себе, смелее и решительнее, ценит друзей и помогает окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_na_noch.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка на ночь

Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа.

(Алексей Николаевич Толстой)

Дети всегда просят своих родителей почитать им сказку. Именно сказка первая знакомит ребенка с миром литературы. Через сказку легко объяснить ребенку, что хорошо делать и что нежелательно.

Но сказка – это не просто детская литература, которая предназначена для общения с ребенком. Несмотря на кажущуюся простоту, сказка в жизни ребенка – это важнейший способ воспитания и формирования его основных жизненных принципов. Воспитывать и обучать – два основных предназначения сказки, поэтому, необходимо четко представлять ожидаемый результат перед тем, как выбрать произведение. Недаром же, существует вопрос – упрек, на каких сказках вы выросли?

Какие сказки читать детям нужно? В психологии есть понятие — сказкотерапия, – получение определенных психологических результатов при помощи сказки. Если это действует на взрослых, то на детей и их ценности, принципы поведения и общения, сказка оказывает колоссальное влияние. Убедиться в этом можно, вспомнив свои любимые детские сказки.

Доказано, что в 90% случаев в жизненных ситуациях человек поступает именно так, как поступали его любимые сказочные герои.

Какие сказки лучше читать детям, любой родитель может определять индивидуально, исходя из воспитательных или обучающих целей.

  1. В сказках про великодушных, сильных и благородных персонажей главным героем лучше сделать вашего ребёнка. Называйте героя именем малыша, чтобы ваш сын или дочка представляли, что это именно они совершают эти хорошие и добрые дела. Так вы заложите в ребенке правильные преставления о том, каким героем он может быть в жизни.
  2. Сказки, в которых герой сначала предстаёт перед нами "плохим" (жадным, капризным, эгоистичным), напротив, не стоит привязывать к вашему малышу. Пусть в сказке этого персонажа называют просто "похожим на тебя", а его отрицательным качеством будет то, которое вам действительно не нравится в характере крохи. Это поможет скорректировать поведение ребёнка, не порицая и не стыдя его, ведь в конце истории персонаж обязательно усвоит урок и изменится в лучшую сторону.
  3. То, как вы будете читать сказку, имеет важное значение для отношений мамы и малыша. Вы сидите рядышком, ребёнок слышит ваш голос, прижимается к вам, вместе у вас одни и те же эмоции — в такой момент устанавливаются тёплые, доверительные отношения. Ни один профессиональный рассказчик или актёр не сможет заменить ребёнку близости и внимания мамы.
  4. В одной сказке может рассматриваться только один каприз или хорошее свойство характера. Нельзя победить все недостатки одним махом — слишком сложный сюжет не обеспечит полезного эффекта от сказки.
  5. Сама по себе книжка со сказками не должна привлекать лишнего внимания малыша. Иллюстрации профессиональных художников не дают возможности придумать свои образы, поэтому лучше самостоятельно обсудить с ребёнком внешность героев или устройство волшебного города. Пусть кроха сам подумает, , какая шляпа может быть у доброго волшебника или на чём передвигается храбрый персонаж. Такие маленькие упражнения отлично развивают фантазию и любовь к творчеству.

Да, любая из сказок будет постепенно наполнять моральную нишу ребенка, а значит, особенного внимания требуют его любимые сказки. Желание подражать главным героям – это первая реакция ребенка на идею сказки, поэтому сказки нужно не только читать, но и обязательно анализировать вместе с детьми.

Правила рассказывания сказок:

-Сказки, желательно, именно рассказывать и рассказывать с интонацией, периодически делая небольшую паузу, чтобы ребенок мог оценить ситуацию. - Уединитесь с ребенком, в тихой спокойной обстановке прижмите его к себе и начинайте рассказывать. Это будет способствовать умственному развитию, развитию фантазии, формированию правильного и «здорового» лексикона, отличающегося от уличного и телевизионного и, конечно, это будет способствовать развитию положительных взаимоотношений с вашим ребенком.

- Хорошо и полезно, если вы будите уделять время для сказок перед сном. Это поможет малышу успокоиться и спокойно заснуть. Но нужно помнить, что в этом случае нужно читать спокойные сказки.

- Возможно, ребенку понравилась одна сказка и он будет просить пересказывать ее снова и снова. Не отказывайте ему. Можно вместе рассказать эту сказку. Будут появляться новые книжки, новые сказки и какая-то станет его новой любимой.

Выделите пол - часа своего времени, чтобы почитать добрые детские сказки своим деткам.

Сказкотерапия — это направление практической психологии, которое позволяет формировать характер ребёнка, используя для этого ресурсы сказки. Воспитательная сила сказок известна людям с древних времён, многие сказки передавались из уст в уста и давно получили статус русских народных. Сказки про Правду и Кривду, Иванушку-дурачка, побеждающего врагов смекалкой, прекрасных и премудрых девиц выступают своего рода "волшебным зеркалом" реального мира. И собственного, пока ещё не открытого внутреннего мира ребёнка. Слушая сказку, малыш учится отличать правильные поступки от неправильных, добрых персонажей от злых, видит негативные последствия плохого поведения. Воспитательный эффект достигается без нотаций и нравоучений, ребёнок получает новые знания о мире и о самом себе, естественно. Убежденность, что добро обязательно побеждает, что можно всегда решить любую задачу, оставаясь честным и добрым человеком, сказывается на характере ребёнка самым положительным образом. Он становится увереннее в себе, смелее и решительнее, ценит друзей и помогает окружающим.

Давайте рассмотрим, какие сказки нужно выбирать для сказкотерапии, как можно с их помощью побороть все капризы малыша.

Наверняка вы уже поняли, что именно в поведении ребёнка вам не нравится. Сын или дочка требует купить игрушку в магазине, обижает других детей, жадничает? На помощь придёт сказка про "малыша, похожего на тебя". У этого героя как раз тот каприз, который вас беспокоит. В результате этот герой видит негативную сторону своего поведения и понимает, как это расстраивало маму, а потому меняется в лучшую сторону. Ваш ребёнок при этом усваивает правильную модель поведения — сам, без нотаций и ссор. Ребёнок чего-то боится или стесняется, плохо общается с другими детьми? Расскажите ему сказку, где герой с таким же именем, как и у него, побеждает зло вместе с верными друзьями. Тогда малыш поймёт, как это здорово — дружить с другими детьми, справившись со своей стеснительностью.

Для трёхлетнего возраста сказки особенно актуальны, ведь это очень эффективный способ справиться с трудностями переходного периода у малыша.

Днём ребёнок капризничал? Перед сном обязательно расскажите ему сказку про то, как малыш с таким же именем поборол в себе этот каприз, и как все этому обрадовались. Пусть в сюжете присутствует завязка, которая познакомит с героем и его поведением (конечно, речь будет идти про дневной случай), а потом обязательно возникнет трудность, которую вызвало именно непослушание героя. В конце повествования персонаж понимает, что так поступать не надо, исправляется, и всё становится хорошо. Если в следующий раз ребёнок начинает капризничать, напомните ему эту историю. "Помнишь сказку про девочку Катю, похожую на тебя? Она тоже не хотела идти в детский садик, но потом узнала, как там здорово и интересно, подружилась в садике с детьми, и мама её похвалила". Если каприз повторяется несколько раз, можно рассказать несколько разных сказок на одну и ту же тему. Но во всех случаях герой сказки обязательно понимает, что вёл себя неправильно, справляется, и тогда всё становится хорошо.

Сказки можно придумывать самостоятельно, гармонично вплетая в них персонажей или предметы из реальной жизни малыша. В этом случае сюжет лучше набросать заранее, а детали придумывать прямо по ходу повествования. Обязательно наблюдайте за реакцией маленького слушателя — переживает ли он вместе с героями, радуется ли их успехам? Если кажется, что сказка "не пошла", то следующую историю нужно сделать другой. Например, добавить в неё волшебства или же, напротив, привязать к событиям из повседневного мира ребёнка.

Терапевтические сказки пишут детские педагоги и психологи. Написанные профессионалами сказки интересны и актуальны для современных детей, но при этом обязательно следуют классическому правилу "Добро побеждает зло".

Хорошая, добрая сказка научит ребёнка правильному поведению, привьёт важные для успешной жизни качества и справится с детскими страхами. Характер — дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и целеустремлённым, то есть, настоящим Человеком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки на ночь

Какие сказки читать детям...

Польза сказок. "Бабушкины сказки на ночь".

Почему нужно читать детям на ночь...

Экологическая сказка "Волшебница ночь"

Сказка для детей. "Волшебница ночь.Автор : Василискина Надежда Ивановна...

Что такое сказки на ночь?

Сказка на ночь – это  не просто сказка, которую вы можете прочитать ребёнку  в книжке, а нечто более тёплое и крепкое в ваших с ним отношениях. Сказка из книжки читается днём или вечером....

консультация для родителей "Сказки на ночь".

просмотр сказок перед сном по телевидению, компьютеру, планшету - отнимает самое важное у ребенка:  ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ. ОБЩЕНИЕ С НИМИ....

Зачем читать детям сказки на ночь

Зачем читать детям сказки на ночь...

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ЧИТАТЬ СКАЗКИ НА НОЧЬ.

Статья раскрывает важность чтения сказок детям на ночь и дает обоснования этому....