Тяжелая адаптация ребенка к детскому саду.
консультация (младшая группа)
В данной статье раскрываются причины тяжелой адаптации ребенка к дошкольному учреждению и пути выхода, как помочь своему ребенку адаптироваться в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему мой ребенок не хочет идти в сад?
Причины | Что делать |
Негативный настрой родителей | Определить причины собственной тревоги, страха, решить их. Беседы с воспитателями, родителями других детей, вспомнить свое дошкольное детство. Ответить себе на вопрос: зачем мой ребенок ходит в детский сад? Новое – это хорошо, найти плюсы. |
Чрезмерно активное желание поскорей отправить ребенка в детский сад («расти скорей, докажи всему миру, что мы - хорошие родители») | Договариваться с ребенком, объяснять необходимость посещения детского сада. Ребенок должен видеть альтернативу, безвыходность ухудшает состояние ребенка. |
Тревожная зависимость от матери (симбиотический тип привязанности). Ребенок не отпускает мать ни на шаг. | - Тревожная мать - тревожный ребенок. - Мать не доверяет окружающим, но реагирует на ребенка только при прямом зрительном контакте или когда тот плачет. - Не отталкивайте ребенка. - Сохраняйте спокойствие, будьте последовательны в своих действиях. - Постепенно, поэтапно приучайте к отсутствию матери. - Привлекайте отца, родственников к уходу за ребенком, расширить круг общения ребенка. - Позволять проявлять самостоятельность, инициативу, делать выбор. - Укреплять нервную систему ребенка: прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе. - Уделять 30 минут плотного, регулярного общения в день, желательно в одно и то же время. - Предоставьте ребенку отдельное пространство и порядок или беспорядок там будет, пусть зависит только от него. - Фразы препятствующие становлению личности и психологическому отделению ребенка: «Ты еще маленький! Давай, я это сделаю», «Видишь - у тебя не получается! Я сейчас покажу как надо». Не – «мы сегодня ходили…», «у нас плохое настроение…», а – «я и Вова…», «У Вовы…»). |
У ребенка нет нужной осведомленности о детском саде | Рассказывайте о цели и пользе посещения детского сада. Причины у каждой семьи разные. Что можно сказать ребенку: напоить цветы; уложить спать кукол; поиграть с зайчиком. Мама и папа работают, а тебе надо учиться. Чтобы пойти в школу надо подготовиться к ней в детском саду. Ты стал взрослее, тебе многое надо узнать и для этого есть детский сад;… Нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом. «Пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать». |
Критика сада и воспитателя | Не рассказывать при ребенке свои тревоги, «плохое» про детский сад. Не запугивать детским садом! («Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик») Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит ваш ребенок, и какие замечательные воспитатели там работают. |
Уход родителя без «ритуала» прощания | - Прощайтесь и объясняйте, что вы уходите. Истерика, которая после этого возникнет, не будет таким шоком как неожиданное мамино исчезновение. - Уходить уверенно и не оборачиваться. - Лучше если отведет в садик тот член семьи, с которым ребенок легче расстается. - Обязательно скажите ребенку, когда вы придете (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Выполняйте свои обещания! - Придумайте свой ритуал прощания (например как в книге Одри Пенн «Поцелуй в ладошке») |
Поздний приход родителей | В первые 2 недели забирать ребенка до сна. Далее по его уровню адаптированности. Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее - около 2 месяцев. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога. |
Оставлять ребенка дома без обоснованной причины | Ребенок должен знать, что теперь он 5 дней в неделю ходит в детский сад, точно также как родители на работу. Это его ответственность, это замечательно, он повзрослел. Систематичность и регулярность, даже если родители не работают. (ребенок иначе чувствует время, умножайте на 4). |
Разный режим дня дома и в саду | Не сдвигать в выходные режим более чем на 1 час. |
Переутомление ребенка, эмоциональная усталость | - Время бодрствования не должно превышать 6 часов (в 21.00 ребенок должен спать). - Не рекомендуется во время адаптации к детскому саду дополнительные секции (кружки). - Создать дома спокойную, благоприятную атмосферу Техника дыхания для успокоения нервной системы - Вдох через нос, медленный выдох через рот. Повторять цикл в течение 1 минуты. Вдохните, считая до 2 Выдохните, считая до 2 Вдохните, считая до 2 Выдохните, считая до 3 Вдохните, считая до 2 Выдохните, считая до 4 Вдохните, считая до 2 Выдохните, считая до 5 - Рациональное питание: овощи, фрукты, злаки, белки, которые легко усваиваются (меньше булок и сладкого). - Прогулки, массаж. - Утром планировать время на неспешное пробуждение (постепенно перейти от сна к бодрствованию). - Эмоционально поддерживать ребенка больше и чаще (ты мне дорог, любим, обнимать, целовать). - Быть терпимее к капризам (перегрузка нервной системы; временный регресс; дети этого возраста еще не умеют "держать слово".) – обнять, помочь успокоится, переключить внимание. Кого ребенок больше всего любит, с кем более расслабленно себя чувствует - с тем и ведет себя хуже всего. - После сада разговаривать, играть (контакт плотный хотя бы 30 минут). - Обсудите прошедший день (без назойливости), терпеливо выслушайте, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность. - Дать возможность уединиться. - Желательно исключить телевизор. |
Разные подходы к воспитанию у ДОУ и родителей | Научите ребёнка навыкам самообслуживания: принимать пищу (без телевизора); одеваться (одежда удобная, простая в одевании); мыть руки с мылом; ходить в туалет и вытирать попу; пользоваться носовым платком. Рацион питания в саду: Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы. |
Особенности типа нервной системы | 4 типа высшей нервной деятельности: - сильный, уравновешенный («живые», покладистые, жизнерадостные, хороший сон, аппетит. Легко приспосабливаются, переключаются, трудоспособные, легко формируются навыки, умения. Но часто бросают начатое, недоделав до конца. Хорошо сосредотачиваются на одном, уверены в себе, даже порой слишком). Родителям: «Не расшатать» сильный и уравновешенный тип нервной системы. Тренировать усидчивость, терпение, дело доводить до конца, планировать свою деятельность, поощрять вопросы типа «почему трава зеленая» и подробно разбираться в теме, проникая в суть вещей. Разговаривать мягко, без грубостей. Создавать ситуацию выбора («с чувством, с толком, с расстановкой»). Игра: выполнять задания по шаблону, алгоритму (делать перерывы со сменой деятельности), игры с сюрпризом в конце, выставка художественного творчества ребенка. - сильный, неуравновешенный («безудержные», «шустрики», легковозбудимые, бурно проявляют свои чувства, частая смена настроения, подвижны, просыпаются от легкого шума, спят беспокойно). Родителям: прививать усидчивость, выдержку, вырабатывать умение концентрировать внимание, учить дела доводить до конца, привыкнуть всегда разговаривать спокойным доброжелательным тоном, не злоупотреблять запретами – отвлекать, переключать внимание. На игровых площадках быть рядом, помогать, подсказывать, разбирать конфликтные ситуации. Игры: настольно-печатные, конструктор, оригами,… - сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов торможения («мямлики», невозмутимы, рассудительны, спокойный нрав, хороший аппетит, быстро засыпают, медлительны, часами играют в настольные игры, медленное формирование практических навыков). Родителям: закреплять положительные стороны: настойчивость, добросовестность, выдержку. Терпеливо обучать завязывать шнурки. Прививать любовь к подвижным играм, воспитывать ловкость, сноровку, быстроту реакции. Не винить за медлительность. Игры: спортивные (плавно переходя от легкого к сложному), соревнования – кто быстрее соберет игрушки,... - Слабый (впечатлительные, деликатные, чувствительные ко всему происходящему в основном со знаком «минус». Жалостливы, обидчивы, быстро утомляются. Сон неглубок, требуется тишина, в еде консерваторы. Пугаются незнакомых взрослых, шумного коллектива, нравится одиночество). Родителям: заботливое и требовательное воспитание, продуманный режим дня. Воспитывать смелость, создавать условия для выхода из «зоны комфорта» - видеть что-то новое, ходить другой дорогой, поездки… Систематические занятия (каждый день по чуть-чуть). Легко поддаются всякому внушению и самовнушению. Приучить ребенка безболезненно переносить переходные состояния – от печали к радости: понимать, принимать его, его эмоции; разговаривать о чувствах и эмоциях человека, родителям можно посмотреть мультфильм студии Pixar «Головоломка». Игры: различные поручения; ролевые игры с ним в главной роли. Подзадоривать на игровой площадке: перепрыгнуть, залезть, чтобы он это делал с удовольствием, а не по принуждению. |
Отсутствие опыта социализации у ребенка | - Читать книги, разбирать сюжет (Барто «Медвежонок невежа», Торопчина «Два жадных медвежонка», Аксель Шефлер серия книг про Чика и брикки, русские народные сказки,…). - Больше проводить времени на детских площадках, наблюдая за ребенком и подсказывая в нужный момент. Чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в коллектив. - Играть в сюжетно-ролевые игры, подробно разбирая речь и поведение персонажей. Также игры с соблюдением строгих правил («1.2,3 замри!», «Хлопни, прыгни, топни»,…). - Учить дразнилки (короткие стишки на случай «обороны»). - Уважать ребенка. Ребенок осваивает правила взаимодействия, общения через обратные реакции взрослых и детей на его поступки. - Авторитетный стиль родительского воспитания (разумные требования, постоянно проводимые в жизнь, с пониманием и принятием ребенка). - Отвечать на вопросы ребенка, даже когда устали, с формулировкой - «Я рада бы ответить, но сейчас сил нет. Дай мне 10 минут помолчать и подумать». - Обучать контролировать эмоции. Например, игра «Воздушный шар». Надуть с ребенком шар, посмотреть как из него медленно выходит воздух, как шар меняет свою форму. Предложить ребенку самому стать воздушным шариком. Пусть он наберет много воздуха, а потом медленно выпустит его через рот. Рассказать, что когда его переполняют эмоции (злость, гнев, обида), он превращается в воздушный шар. Чтобы освободиться от неприятных ощущений, нужно просто выдохнуть. - Способствовать формированию самосознания ребенка (отношение к себе, к другим, других к себе. Осознание своих сил, способностей, поступков, действий, мотивов, целей). Например, рассказывать ласковые стихи, называя части тела ребенка, его половую принадлежность; в игровой форме называть, вспоминать родственников; ухаживать за игрушками, помогать родителям; вспоминать имена ребят в группе; называть вежливые слова; отзываться хорошо о людях;… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
"Тяжелая адаптация детей к детскому саду. Как помочь?"
В консультации даются советы как преодолеть тяжелую адаптацию у малышей, впервые посещающих детский сад....
Консультация «Как правильно подготовить ребенка к посещению детского сада? Адаптация ребенка в детском саду».
Консультация для родителей...