Картотека «ТРИЗ –игры"
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека ТРИЗ –игр для развития речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_triz.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
«ТРИЗ –игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Название игры | Цель | Методические рекомендации |
«Угадай по описанию». | Учить детей по описанию определять объект | Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному |
«Я назову признак, а вы перечислите его значения». | Учить детей подбирать разные значения одному признаку. | Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.) В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением. |
«Что (кто) делает так же?» | Учить детей выделять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой…-что такое же у другого объекта», «Что делает так же?» | Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие выражено ярко. ПР: -Воробей что делает? -Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста |
«Сравни разных зверят» | Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. | Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку. - Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики). Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя. Проводится с младшего возраста. |
«Назови одним словом» | Обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление. | Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. НП: утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка. Потом играющие меняются ролями. Проводится с младшего возраста. |
«Я пробую на вкус» | Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. | Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение. |
«Назови героя» | учить детей объединять героев по заданному признаку | Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок ПР: Назовите мне героев-девочек ( Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика». Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями. |
«Сочини дальше» | Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень». Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень». Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект. |
«Исправь меня» | Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. | Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя. |
«Дразнилка» | Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. | Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.). Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»). |
«О ком? О чем?» | Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. | Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:
Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя. |
«Доскажи словечко» | Учить детей подбирать рифмующиеся слова. | Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму |
«Склад-несклад» | Учить детей подбирать рифму к заданному слову | Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала). Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. |
«Чистоговорки» | Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию | Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. ПР: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща. Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний. |
«Опиши, одним словом» | Обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление. | Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например, чашка для кофе — кофейная, цветок из бумаги—бумажный, варенье из клубники— клубничное, сок из яблока—яблочный. Потом играющие меняются ролями. Проводится с младшего возраста. |
«Исправь ошибку» | Развивать связную речь, логическое мышление | Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая» Примерный речевой материал: -Внучка маленькая, а бабушка старенькая. -Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый. -Лиса хитрая, а Колобок желтый. -Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая. -Заяц серый, а петушок смелый. -Лунтик добрый, а Вупсень зеленый. -Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый. -Дюймовочка легкая, а ласточка большая. Рекомендуется со среднего возраста. |
«Ожившие предметы» | Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. | Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта. |
«Волшебный гость» | Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. | В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой |
«Живые картинки» | Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. | Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении. |
«Я ощущаю запах» | Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе. | Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи». |
«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» | Учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов. | Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку. ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти волка, кипящей воды. Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз ( дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо ( представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят. |
«Знакомые герои в новых обстоятельствах» | Учить детей составлению творческих рассказов на основе знакомого сюжета. | Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Винни Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет. |
«Угадай, кто я?» | Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире. | Дети загадывают себе образ, но не называют его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…» Действие изображается при помощи пластики. Остальные называют изображаемое действие. «А еще я умею…» и т.д., пока дети не отгадывают объект |
«Объяснялки» | Учить детей составлять цепочку-рассказ, развивать образное мышление. | Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. - В саду стояла яблонька, на которой … - Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами … - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Бабушка их собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… -Варила вкусное варенье. - Варенье было вкусное, поэтому… - Внуки ели его прямо ложками.. |
"Хорошо - плохо" | Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. | Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. НП: - В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет. - Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость. - А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку. Вопросы к детям: - Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий? - Что в этом хорошего? -А что плохого в том, что шарик легкий? Рекомендуется с младшего возраста. |
"Маша-Растеряша" | Тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем | Рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам. 1-й вариант: Ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: - Ой! - Что с тобой? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?) Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение. 2-й вариант: То же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей, чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей одного из детей. Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека ТРИЗ игр
"ТРИЗ" – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.Цели ТРИЗ - не просто развить...
Картотека ТРИЗ
Картотека ТРИЗ...
картотека ТРИЗ игр
Игры на формирование умения выделять функции объекта...
Картотека игр с использованием технологии ТРИЗ.Игры на формирование умения выделять функции объекта
Картотека игр с использованием технологии ТРИЗ.Игры на формирование умения выделять функции объекта...
Картотека. Речевые игры с применением ТРИЗ технологии
Речевые игры с применением ТРИЗ технологии...
Картотека. Речевые игры с применением ТРИЗ технологии
Речевые игры с применением ТРИЗ технологии...
Картотека игр «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»
Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста...