Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста
консультация
Рекомендации родителям детей дошкольного возраста, направленные на обогащение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slovarnogo_zapasa_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста
Если у ребёнка имеются трудности в развитии устной речи (например, со стороны звукопроизношения, грамматической или лексической сторон речи), это может впоследствии вызвать нежелательные результаты и в развитии письменной речи.
Говоря о профилактике дисграфии, невозможно обойти вопрос о состоянии словарного запаса у детей дошкольного возраста, поскольку именно с этого возраста должна начинаться профилактическая работа в этом направлении.
Дети с бедным словарным запасом уже в дошкольном возрасте обращают на себя внимание тем, что они не знают названий многих предметов, действий, признаков и вследствие этого неточно употребляют слова, долго вспоминают их названия и т.д. Например, ребёнок нередко называет кровать диваном, лису волком; говорит о том, что на сковороде «варят», что змея «ходит» и что жуки, мухи, бабочки – это звери.
Для того чтобы обеспечить знание детьми достаточно большого количества существительных, необходимо читать ребёнку книги, рассматривать с ним красочные картинки, называя при этом изображённые на них предметы. Очень важно бывать с ним на природе и знакомить его с названиями деревьев, цветов и т.д. В конце прогулки необходимо спросить у ребёнка о том, какие он видел деревья, каких птиц, насекомых и т.д., что позволит ему закрепить вновь усвоенные слова и одновременно узнать и запомнить обобщающие слова.
В процессе этой работы надо не забыть также о названиях месяцев, времён года, о названиях явлений природы (дождь, град, гром и т.д.). При такой целенаправленной работе запас имён существительных в словаре ребёнка будет довольно быстро и равномерно обогащаться. Но при этом нельзя забывать о том, что и после достижения хороших результатов нужно много внимания уделять их прочному закреплению.
Большое внимание необходимо уделять работе над усвоением ребёнком признаков предметов (имён прилагательных). Надо помнить, что все эти признаки характеризуют предметы с разных сторон, а именно: по цвету, по форме, по величине, по вкусу, по температуре, по материалу. Взрослый должен обратить внимание на усвоение ребёнком и более редко употребляемых в повседневной разговорной речи признаков предметов. Можно говорить с ним, например, о пасмурном или солнечном дне, о порывистом ветре и т.д., объясняя при этом смысловое содержание каждого признака. Важно также объяснять ребёнку смысл переносного значения нередко употребляемых в нашей речи прилагательных, таких как «золотая осень» и т.п. Названия признаков предметов повторяются до тех пор, пока они не будут прочно усвоены.
Обогащение словарного запаса глаголами представляет особую важность, поскольку без глагола не может быть построено практически ни одно предложение. Важно, чтобы ребёнок усвоил названия не только самых распространённых действий, но и обогатил свою речь «образными» глаголами (притаился, крадётся, спасается; рассветает, смеркается и т.п.).
Необходимо овладение переносным значением глаголов. Ребёнок должен понимать, что могут «бежать» и время, и волны, и ветер, хотя в обычном его представлении можно бегать только с помощью ног. Объяснить это можно путём разбора с ребёнком соответствующих текстов.
И наконец, необходимо обогащать словарь ребёнка наречиями. Ребёнок должен научиться различать по смыслу следующие наиболее распространённые группы наречий:
- наречия образа действия, отвечающие на вопрос о том, КАК именно совершается действие (хорошо или плохо, быстро или медленно и т.п.);
- наречия места, отвечающие на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? (вверху, внизу, впереди, сзади; влево, вправо, назад, вверх; снизу, сверху, издалека, сбоку);
- наречия времени, отвечающие на вопрос КОГДА? (утром, вечером, вчера, сегодня, зимой, осенью, давно).
Родители должны помнить о том, что если у ребёнка будет достаточно большой и хорошо систематизированный словарный запас - это залог того, что в школе он хорошо усвоит грамматические правила, включая и возможность их применения на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» (логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет)
Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста....
«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста»
Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря, мышления, памяти, внимания и быстроту движений у детей дошкольного возраста....
РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Пед...
Картотека игр на развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе ...
Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...
Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...
Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста
Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе общения).Что...