Родителям о программе "Здравствуй, музей!"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Завьялова Зинаида Аркадиевна

В материале представлена краткая информация для родителей о музейно-педагогической программе "Здравствуй, музей!", цели, задачи, тематика НОД для разных возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_programme_zdravstvuy_muzey.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

        

С сентября 2000 г. наш детский сад работает по музейно–педагогической программе «Здравствуй, музей!», раздел для дошкольников «Мы входим в мир прекрасного!», разработанной авторским коллективом сотрудников Российского Центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.

Педагогами детского сада разработан индивидуальный маршрут по реализации программы «Здравствуй, музей!» в детском саду – «Путешествие по лабиринтам прекрасного». Занятия проводит педагог-организатор Завьялова З.А., прошедшая обучение в учебном центре Русского музея.

Цель программы – развитие детей через приобщение к богатейшему историко-культурному наследию России.

Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет результат. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии, педагогическая практика свидетельствуют о наличии у детей огромных психофизиологических резервов. В дошкольном возрасте формируются различного рода практические, умственные и художественные способности. В их развитии важное место занимает общение детей с искусством, в процессе которого предусматривается решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.

        В работе с данным возрастом музей стремится к развитию нравственных качеств личности: доброты, гуманности, отзывчивости, способности к сопереживанию; бережного отношения к памятнику и навыков музейной культуры; первых навыков взаимного общения по поводу искусства.

Исследования показывают, что занятия по программе имеют большое значение для развития у детей речи, памяти, наблюдательности, внимания, восприятия; обогащения активного и пассивного  словаря; видна динамика развития творческого воображения и активности, эмоциональной отзывчивости.

В процессе приобщения к искусству происходит  формирование навыков смотрения; знакомство с художественными материалами, видами искусства, жанрами живописи, народными промыслами; начальное овладение понятиями в области изобразительного искусства; формирование начальных знаний о художниках, народных мастерах, народных традициях в искусстве; формирование понятия «история» через произведения искусства, побуждение к изучению отечественной истории.

 Материал программы построен на основе знаний и методик, накопленных за много лет развития дошкольной педагогики. Необходимое условие его реализации – непосредственное общение с подлинником.

В основе музейно – педагогической методики лежит диалог. Его инициирует вопрос, с которого можно начинать «общение» с живописным полотном: «Что вы видите?» и свести вначале к простому перечислению составляющих картину деталей. Тем самым мы помогаем каждому ребенку воспринять всю картину в целом, так как в связи с физиологическими особенностями восприятия детей – дошкольники не могут быстро охватить взглядом все произведение, поэтому, перечисляя «детали» картины, они постигают с помощью педагога все произведение в целом. Благодаря такому перечислению, педагог, работающий с детьми, имеет возможность обобщить ответы, подводя детей к восприятию художественного образа.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как по своим мотивам близки к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли свое отражение в узорах декоративных росписей. В узорах росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития внимания, наблюдательности, элементарных математических представлений.

Опыт показывает: работу по восприятию живописи целесообразно начинать с пейзажа и портрета как с жанров, которые способны обогатить эмоциональный опыт детей, развить способность к сопереживанию, наблюдательность.

В отличие от живописи, произведения скульптуры привлекают своей объемностью, материальностью, ощущением реального существования в пространстве. Так, если грандиозная «Анна Иоанновна с арапчонком» Б.-К. Растрелли поражает детей, прежде всего, своей монументальностью и массой, то скульптура малых форм вызывает желание подолгу рассматривать, задерживает внимание детей разнообразием форм, фактурой, цветом, настроением персонажей, их поведением. Скульптура способна также формировать в сознании детей восприятие пластической формы в ее динамическом развитии. То, что на первый взгляд кажется статичным, при внимательном рассмотрении открывает ребенку движение.

Между тем, по–настоящему эффективной эта работа может быть только в том случае, если и дома внимание детей постоянно обращается на интересные явления в природе и окружающей жизни. В этом отношении чрезвычайно важна помощь родителей. Необходимо, чтобы родители со вниманием и пониманием относились к детским фантазиям, помогали, развивали и обыгрывали их.

Любая работа, даже очень интересная на базе дошкольного учреждения, не дает детям такой «пищи» для души и ума, как посещение музея. Экскурсии обеспечивают наивысший эмоциональный подъем. К сожалению, мы пока не можем организовывать совместные групповые экскурсии, но музеи возобновляют свою работу. Очень важно, чтобы родители самостоятельно посещали вместе с детьми музеи, любые музеи, в соответствии со своими увлечениями и пристрастиями. Обсуждали вместе с детьми увиденное, старались «взглянуть» на произведения искусства «их глазами». Такое тесное общение помогает родителям лучше узнать своего ребенка, сближает с ним, а в результате происходит взаимное духовное обогащение родителей и детей.

СОДЕРЖАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНИХ ГРУПП В ТЕКУЩЕМ ГОДУ

Раздел  I. Жанры живописи.

  1. Знакомство с пейзажем.

Задачи:

  • Формировать интерес к природе, желание наблюдать ее.
  • Формировать представление о пейзаже как жанре живописи.
  • Развивать способность переживания пейзажного образа, эмоциональное восприятие цвета.
  1. Знакомство с портретом.

Задачи:

  • Развивать навыки наблюдательности по отношению к людям.
  • Формировать представление о портрете как жанре живописи.
  • Подвести к пониманию того, что в портрете художник передает не только внешность человека, а также его настроения, переживания, характер.

Раздел  II. Древнерусское искусство.

Задача:

  • Дать первые представления о том, что такое икона, что она изображает.

Раздел  III. Скульптура.

Задачи:

  • Дать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства.
  • Дать представление о скульптурных материалах и их свойствах.
  • Показать объемность скульптуры.

Раздел  IV. Знакомство с книжной иллюстрацией.

Задачи:

  • Учить детей обращать внимание на иллюстрации в книгах, рассматривать их, соотносить иллюстрацию с текстом.
  • Дать понятия «иллюстрация» и «художник – иллюстратор».
  • Подвести к восприятию стиля иллюстраций Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е.Чарушина.

Раздел  V. В мире окружающих зданий.

Задачи:

  • Формировать способность к восприятию архитектуры на уровне узнавания и называния.
  • Ввести в активный словарь термины: памятник, дворец, шпиль, купол, колонна.
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Раздел  VI. Народное искусство.

Задачи:

  • Познакомить детей с народными игрушками, дать представление об их особенностях, своеобразии, разнообразии.
  • Дать понятие «народное искусство».

СОДЕРЖАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШИХ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП В ТЕКУЩЕМ ГОДУ

Раздел  I. Жанры живописи.

  1. Пейзаж.

Задачи:

  • Развивать зрительное восприятие, эмоциональную память, художественные способности.
  • Развивать способность эмоционально переживать пейзажный образ в жизни и в живописи.
  • Знакомить с жизнью природы в ее различных состояниях.
  1. Портрет.

Задачи:

  • Формировать интерес к человеку, его внутреннему миру.
  • Развивать умение видеть эмоциональное состояние окружающих людей, понимать его, сопереживать, способность понимания человеческих эмоций и их изображения в искусстве.
  • Воспитывать понимание красоты человеческой личности.
  1. Интерьер.

Задачи:

  • Формировать понятие «интерьер», дать представление о роли среды в жизни человека, о ее эстетической ценности.
  • Дать понятие интерьера как жанра живописи.
  1. Натюрморт.

Задачи:

  • Формировать способность находить красоту в обычном, повседневном.
  • Развивать навыки восприятия языка живописного произведения.
  1. Исторический жанр.

Задачи:

  • Расширить представление о содержании искусства.
  • Развивать визуальную грамотность, навыки восприятия образного языка живописи.

Раздел  II. Язык изобразительного искусства.

  1. Цвет в природе и изобразительном искусстве.

Задачи:

  • Дать представление о значении цвета в окружающем мире.
  • Познакомить с понятиями «основной» и «составной» цвет.
  1. Линия и форма в природе и изобразительном искусстве.

Задачи:

  • Закрепить у детей понятие линии, подвести к пониманию формы.
  • Учить видеть красоту линий и форм в окружающем мире, в природе.
  • Учить видеть и понимать движение и выразительность линий в изображении.
  1. Фактура в природе и изобразительном искусстве.

Задачи:

  • Дать понятие «фактура».
  • Учить видеть и различать фактуру предметов окружающего мира.
  • Дать представление о фактуре в произведении искусства.
  1. Свет и тень в природе и изобразительном искусстве.

Задачи:

  • Дать детям представление о том, что такое свет и тень.
  • Учить видеть свет и тень в произведении изобразительного искусства.
  • Развивать способность воспринимать красоту формы предметов.
  1. Ритм в природе и изобразительном искусстве.

Задачи:

  • Подвести детей к пониманию того, что ритм является частью жизни человека.
  • Дать представление о постоянном и меняющемся ритме.

Раздел  III. Графика.

Задачи:

  • Продолжать знакомство с книжной иллюстрацией и именами художников-иллюстраторов.
  • Дать понятия «графика» и «художники – графики».

Раздел  IV. Древнерусское искусство.

Задачи:

  • Дать представление об иконе как памятнике древнерусской и национальной культуры.
  • Познакомить детей с некоторыми библейскими сюжетами, связанными с праздниками Рождества Христова и Пасхи.
  • Помочь детям почувствовать эмоциональное содержание образов и художественные особенности древнерусской иконописи – чистоту цвета, певучесть линий, гармонию ритмов.

Раздел  V. Скульптура.

Задачи:

  • Дать понятие о видах скульптуры: садово – парковая, монументальная, рельеф.
  • Учить видеть движение в скульптуре.
  • Развивать пространственное видение, чувство ритма, фактуры, пластической формы.

Раздел  VI. Что такое музей.

Задачи:

  • Формировать понятие художественного музея как хранилища красоты.
  • Дать представление о Русском музее, особенностях его коллекции.

Раздел  VII. Архитектура Санкт-Петербурга.

Задачи:

  • Формировать грамотное восприятие архитектурных памятников города.
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Раздел  VIII. Народное искусство.

Задачи:

  • Учить видеть красоту народного искусства, особенность которого заключается в глубокой связи с окружающей жизнью, бытом и мироощущением крестьянина.
  • Познакомить детей с историей  народных промыслов Гжель, Хохлома, Жостово.  

СОДЕРЖАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП В ТЕКУЩЕМ ГОДУ

Раздел  I. Жанры живописи.

  1. Пейзаж.

Задачи:

  • Знакомство с именами и отдельными произведениями художников – живописцев, отразивших в своем творчестве неповторимые особенности различных времен года.
  • Развитие художественных способностей – чувство цвета, тона, фактуры, ритма, композиции.
  1. Портрет.

Задачи:

  • Развитие наблюдательности по отношению к людям, их переживаниям, миру человеческих чувств.
  • Развитие способности к пониманию художественного образа и через него к восприятию сюжетного действия.
  • Формирование интереса к человеческой личности, осознание ее ценности, личной индивидуальности и неповторимости.
  1. Натюрморт.

Задачи:

  • Закреплять представление о натюрморте как жанре живописи.
  • Дать представление о натюрморте как части картины.
  1. Интерьер.

Задачи:

  • Закреплять представление об интерьере как жанре живописи.
  • Показать разнообразие интерьера, проявляющееся во времени создания, предназначении и в оформлении.
  1. Художник – живописец.

Задачи:

  • Дать представление о творческом процессе создания художественного произведения.
  • Формировать представление о работе художника-живописца.
  1. Жанровая (бытовая) картина.

Задачи:

  • Познакомить детей с жанровой картиной.
  • Формировать умение «прочитывать» изображение.
  1. Исторический жанр.

Задачи:

  • Показать разнообразие исторических тем и сюжетов.
  • Через произведения искусства дать первое общее представление об истории и культуре Государства Российского.

Раздел  II. Язык изобразительного искусства.

  1. Цвет в природе и изобразительном искусстве.

Задачи:

  • Подвести детей к пониманию значения цвета и его выразительности в изобразительном искусстве.
  • Познакомить с цветовым кругом.
  1. Линия и форма в природе и изобразительном искусстве.

Задачи:

  • Формировать у детей видение линий и форм в природе и окружающем мире.
  • Подвести к пониманию передачи формы и линии в искусстве.
  1. Фактура в природе и изобразительном искусстве.

Задачи:

  • Формировать у детей понятие «фактура».
  • Подвести детей к пониманию и видению фактуры в произведениях искусства.
  1. Свет и тень в природе и изобразительном искусстве.

Задачи:

  • Расширить представление детей о понятии света и тени.
  • Формировать понимание роли света и тени в изобразительном искусстве.
  1. Ритм в природе и изобразительном искусстве.

Задачи:

  • Закреплять представление детей о ритме.
  • Помочь детям почувствовать ритм в окружающем мире и искусстве.

Раздел  III. Графика.

  1. Книжная графика.

Задача:

  • Учить детей видеть и различать индивидуальную графическую манеру известных им художников-иллюстраторов.
  1. Рисунок.

Задача:

  • Формировать представление о выразительных особенностях рисунка.

Раздел  IV. Древнерусская живопись.

Задачи:

  • Продолжать знакомство детей с памятниками древнерусской национальной культуры.
  • Познакомить детей с некоторыми православными праздниками и их содержанием.

Раздел  V. Скульптура.

Задачи:

  • Продолжать знакомство со скульптурой как видом изобразительного искусства, подчеркнуть ее отличительное свойство – объемность.
  • Формировать представление о работе скульптора.

Раздел  VI. Архитектура.

Задачи:

  • Продолжать знакомство с архитектурой и историей Санкт-Петербурга.
  • Воспитывать грамотное восприятие архитектурных памятников.

Раздел  VII. Народное искусство.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о народном искусстве.
  • Продолжать знакомство с народными промыслами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Самые детские музеи Санкт-Петербурга"

Из консультации родители смогут узнать, как провести выходные вместе с ребёнком интересно и увлекательно...

Рекомендация родителям «Поход в музей».

Рекомендации родителям Маршрут выходного дня....

Консультация для родителей "Как посещать музей с ребенком"

Консультация для родителей "Как посещать музей с ребенком"...

Консультация для родителей "Город как музей"

Удивительно, сколько полезных сведений можно сообщить 5-7милетнему ребенку, идя с ним по улице. Пусть это будет даже не городской центр, а район «спальной» новостройки. Часто мы, взрослые, не задумыва...

Досуг с родителями "Приглашение в музей удивительных вещей"

Презентация годового проекта «Удивительный мир простых вещей»Конспект досуга с родителями «Приглашение в музей удивительных вещей»...

Консультация для родителей "Выходные в музее"

Уважаемуе родители, данная консультация поможет вам узнять какие музееи есть в г.Красноярске, которые вы можите посетить с ребенком....