Родителям о программе "Здравствуй, музей!"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В материале представлена краткая информация для родителей о музейно-педагогической программе "Здравствуй, музей!", цели, задачи, тематика НОД для разных возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_programme_zdravstvuy_muzey.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
С сентября 2000 г. наш детский сад работает по музейно–педагогической программе «Здравствуй, музей!», раздел для дошкольников «Мы входим в мир прекрасного!», разработанной авторским коллективом сотрудников Российского Центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.
Педагогами детского сада разработан индивидуальный маршрут по реализации программы «Здравствуй, музей!» в детском саду – «Путешествие по лабиринтам прекрасного». Занятия проводит педагог-организатор Завьялова З.А., прошедшая обучение в учебном центре Русского музея.
Цель программы – развитие детей через приобщение к богатейшему историко-культурному наследию России.
Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет результат. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии, педагогическая практика свидетельствуют о наличии у детей огромных психофизиологических резервов. В дошкольном возрасте формируются различного рода практические, умственные и художественные способности. В их развитии важное место занимает общение детей с искусством, в процессе которого предусматривается решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.
В работе с данным возрастом музей стремится к развитию нравственных качеств личности: доброты, гуманности, отзывчивости, способности к сопереживанию; бережного отношения к памятнику и навыков музейной культуры; первых навыков взаимного общения по поводу искусства.
Исследования показывают, что занятия по программе имеют большое значение для развития у детей речи, памяти, наблюдательности, внимания, восприятия; обогащения активного и пассивного словаря; видна динамика развития творческого воображения и активности, эмоциональной отзывчивости.
В процессе приобщения к искусству происходит формирование навыков смотрения; знакомство с художественными материалами, видами искусства, жанрами живописи, народными промыслами; начальное овладение понятиями в области изобразительного искусства; формирование начальных знаний о художниках, народных мастерах, народных традициях в искусстве; формирование понятия «история» через произведения искусства, побуждение к изучению отечественной истории.
Материал программы построен на основе знаний и методик, накопленных за много лет развития дошкольной педагогики. Необходимое условие его реализации – непосредственное общение с подлинником.
В основе музейно – педагогической методики лежит диалог. Его инициирует вопрос, с которого можно начинать «общение» с живописным полотном: «Что вы видите?» и свести вначале к простому перечислению составляющих картину деталей. Тем самым мы помогаем каждому ребенку воспринять всю картину в целом, так как в связи с физиологическими особенностями восприятия детей – дошкольники не могут быстро охватить взглядом все произведение, поэтому, перечисляя «детали» картины, они постигают с помощью педагога все произведение в целом. Благодаря такому перечислению, педагог, работающий с детьми, имеет возможность обобщить ответы, подводя детей к восприятию художественного образа.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как по своим мотивам близки к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли свое отражение в узорах декоративных росписей. В узорах росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития внимания, наблюдательности, элементарных математических представлений.
Опыт показывает: работу по восприятию живописи целесообразно начинать с пейзажа и портрета как с жанров, которые способны обогатить эмоциональный опыт детей, развить способность к сопереживанию, наблюдательность.
В отличие от живописи, произведения скульптуры привлекают своей объемностью, материальностью, ощущением реального существования в пространстве. Так, если грандиозная «Анна Иоанновна с арапчонком» Б.-К. Растрелли поражает детей, прежде всего, своей монументальностью и массой, то скульптура малых форм вызывает желание подолгу рассматривать, задерживает внимание детей разнообразием форм, фактурой, цветом, настроением персонажей, их поведением. Скульптура способна также формировать в сознании детей восприятие пластической формы в ее динамическом развитии. То, что на первый взгляд кажется статичным, при внимательном рассмотрении открывает ребенку движение.
Между тем, по–настоящему эффективной эта работа может быть только в том случае, если и дома внимание детей постоянно обращается на интересные явления в природе и окружающей жизни. В этом отношении чрезвычайно важна помощь родителей. Необходимо, чтобы родители со вниманием и пониманием относились к детским фантазиям, помогали, развивали и обыгрывали их.
Любая работа, даже очень интересная на базе дошкольного учреждения, не дает детям такой «пищи» для души и ума, как посещение музея. Экскурсии обеспечивают наивысший эмоциональный подъем. К сожалению, мы пока не можем организовывать совместные групповые экскурсии, но музеи возобновляют свою работу. Очень важно, чтобы родители самостоятельно посещали вместе с детьми музеи, любые музеи, в соответствии со своими увлечениями и пристрастиями. Обсуждали вместе с детьми увиденное, старались «взглянуть» на произведения искусства «их глазами». Такое тесное общение помогает родителям лучше узнать своего ребенка, сближает с ним, а в результате происходит взаимное духовное обогащение родителей и детей.
СОДЕРЖАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНИХ ГРУПП В ТЕКУЩЕМ ГОДУ
Раздел I. Жанры живописи.
- Знакомство с пейзажем.
Задачи:
- Формировать интерес к природе, желание наблюдать ее.
- Формировать представление о пейзаже как жанре живописи.
- Развивать способность переживания пейзажного образа, эмоциональное восприятие цвета.
- Знакомство с портретом.
Задачи:
- Развивать навыки наблюдательности по отношению к людям.
- Формировать представление о портрете как жанре живописи.
- Подвести к пониманию того, что в портрете художник передает не только внешность человека, а также его настроения, переживания, характер.
Раздел II. Древнерусское искусство.
Задача:
- Дать первые представления о том, что такое икона, что она изображает.
Раздел III. Скульптура.
Задачи:
- Дать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства.
- Дать представление о скульптурных материалах и их свойствах.
- Показать объемность скульптуры.
Раздел IV. Знакомство с книжной иллюстрацией.
Задачи:
- Учить детей обращать внимание на иллюстрации в книгах, рассматривать их, соотносить иллюстрацию с текстом.
- Дать понятия «иллюстрация» и «художник – иллюстратор».
- Подвести к восприятию стиля иллюстраций Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е.Чарушина.
Раздел V. В мире окружающих зданий.
Задачи:
- Формировать способность к восприятию архитектуры на уровне узнавания и называния.
- Ввести в активный словарь термины: памятник, дворец, шпиль, купол, колонна.
- Воспитывать любовь к родному городу.
Раздел VI. Народное искусство.
Задачи:
- Познакомить детей с народными игрушками, дать представление об их особенностях, своеобразии, разнообразии.
- Дать понятие «народное искусство».
СОДЕРЖАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШИХ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП В ТЕКУЩЕМ ГОДУ
Раздел I. Жанры живописи.
- Пейзаж.
Задачи:
- Развивать зрительное восприятие, эмоциональную память, художественные способности.
- Развивать способность эмоционально переживать пейзажный образ в жизни и в живописи.
- Знакомить с жизнью природы в ее различных состояниях.
- Портрет.
Задачи:
- Формировать интерес к человеку, его внутреннему миру.
- Развивать умение видеть эмоциональное состояние окружающих людей, понимать его, сопереживать, способность понимания человеческих эмоций и их изображения в искусстве.
- Воспитывать понимание красоты человеческой личности.
- Интерьер.
Задачи:
- Формировать понятие «интерьер», дать представление о роли среды в жизни человека, о ее эстетической ценности.
- Дать понятие интерьера как жанра живописи.
- Натюрморт.
Задачи:
- Формировать способность находить красоту в обычном, повседневном.
- Развивать навыки восприятия языка живописного произведения.
- Исторический жанр.
Задачи:
- Расширить представление о содержании искусства.
- Развивать визуальную грамотность, навыки восприятия образного языка живописи.
Раздел II. Язык изобразительного искусства.
- Цвет в природе и изобразительном искусстве.
Задачи:
- Дать представление о значении цвета в окружающем мире.
- Познакомить с понятиями «основной» и «составной» цвет.
- Линия и форма в природе и изобразительном искусстве.
Задачи:
- Закрепить у детей понятие линии, подвести к пониманию формы.
- Учить видеть красоту линий и форм в окружающем мире, в природе.
- Учить видеть и понимать движение и выразительность линий в изображении.
- Фактура в природе и изобразительном искусстве.
Задачи:
- Дать понятие «фактура».
- Учить видеть и различать фактуру предметов окружающего мира.
- Дать представление о фактуре в произведении искусства.
- Свет и тень в природе и изобразительном искусстве.
Задачи:
- Дать детям представление о том, что такое свет и тень.
- Учить видеть свет и тень в произведении изобразительного искусства.
- Развивать способность воспринимать красоту формы предметов.
- Ритм в природе и изобразительном искусстве.
Задачи:
- Подвести детей к пониманию того, что ритм является частью жизни человека.
- Дать представление о постоянном и меняющемся ритме.
Раздел III. Графика.
Задачи:
- Продолжать знакомство с книжной иллюстрацией и именами художников-иллюстраторов.
- Дать понятия «графика» и «художники – графики».
Раздел IV. Древнерусское искусство.
Задачи:
- Дать представление об иконе как памятнике древнерусской и национальной культуры.
- Познакомить детей с некоторыми библейскими сюжетами, связанными с праздниками Рождества Христова и Пасхи.
- Помочь детям почувствовать эмоциональное содержание образов и художественные особенности древнерусской иконописи – чистоту цвета, певучесть линий, гармонию ритмов.
Раздел V. Скульптура.
Задачи:
- Дать понятие о видах скульптуры: садово – парковая, монументальная, рельеф.
- Учить видеть движение в скульптуре.
- Развивать пространственное видение, чувство ритма, фактуры, пластической формы.
Раздел VI. Что такое музей.
Задачи:
- Формировать понятие художественного музея как хранилища красоты.
- Дать представление о Русском музее, особенностях его коллекции.
Раздел VII. Архитектура Санкт-Петербурга.
Задачи:
- Формировать грамотное восприятие архитектурных памятников города.
- Воспитывать любовь к родному городу.
Раздел VIII. Народное искусство.
Задачи:
- Учить видеть красоту народного искусства, особенность которого заключается в глубокой связи с окружающей жизнью, бытом и мироощущением крестьянина.
- Познакомить детей с историей народных промыслов Гжель, Хохлома, Жостово.
СОДЕРЖАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП В ТЕКУЩЕМ ГОДУ
Раздел I. Жанры живописи.
- Пейзаж.
Задачи:
- Знакомство с именами и отдельными произведениями художников – живописцев, отразивших в своем творчестве неповторимые особенности различных времен года.
- Развитие художественных способностей – чувство цвета, тона, фактуры, ритма, композиции.
- Портрет.
Задачи:
- Развитие наблюдательности по отношению к людям, их переживаниям, миру человеческих чувств.
- Развитие способности к пониманию художественного образа и через него к восприятию сюжетного действия.
- Формирование интереса к человеческой личности, осознание ее ценности, личной индивидуальности и неповторимости.
- Натюрморт.
Задачи:
- Закреплять представление о натюрморте как жанре живописи.
- Дать представление о натюрморте как части картины.
- Интерьер.
Задачи:
- Закреплять представление об интерьере как жанре живописи.
- Показать разнообразие интерьера, проявляющееся во времени создания, предназначении и в оформлении.
- Художник – живописец.
Задачи:
- Дать представление о творческом процессе создания художественного произведения.
- Формировать представление о работе художника-живописца.
- Жанровая (бытовая) картина.
Задачи:
- Познакомить детей с жанровой картиной.
- Формировать умение «прочитывать» изображение.
- Исторический жанр.
Задачи:
- Показать разнообразие исторических тем и сюжетов.
- Через произведения искусства дать первое общее представление об истории и культуре Государства Российского.
Раздел II. Язык изобразительного искусства.
- Цвет в природе и изобразительном искусстве.
Задачи:
- Подвести детей к пониманию значения цвета и его выразительности в изобразительном искусстве.
- Познакомить с цветовым кругом.
- Линия и форма в природе и изобразительном искусстве.
Задачи:
- Формировать у детей видение линий и форм в природе и окружающем мире.
- Подвести к пониманию передачи формы и линии в искусстве.
- Фактура в природе и изобразительном искусстве.
Задачи:
- Формировать у детей понятие «фактура».
- Подвести детей к пониманию и видению фактуры в произведениях искусства.
- Свет и тень в природе и изобразительном искусстве.
Задачи:
- Расширить представление детей о понятии света и тени.
- Формировать понимание роли света и тени в изобразительном искусстве.
- Ритм в природе и изобразительном искусстве.
Задачи:
- Закреплять представление детей о ритме.
- Помочь детям почувствовать ритм в окружающем мире и искусстве.
Раздел III. Графика.
- Книжная графика.
Задача:
- Учить детей видеть и различать индивидуальную графическую манеру известных им художников-иллюстраторов.
- Рисунок.
Задача:
- Формировать представление о выразительных особенностях рисунка.
Раздел IV. Древнерусская живопись.
Задачи:
- Продолжать знакомство детей с памятниками древнерусской национальной культуры.
- Познакомить детей с некоторыми православными праздниками и их содержанием.
Раздел V. Скульптура.
Задачи:
- Продолжать знакомство со скульптурой как видом изобразительного искусства, подчеркнуть ее отличительное свойство – объемность.
- Формировать представление о работе скульптора.
Раздел VI. Архитектура.
Задачи:
- Продолжать знакомство с архитектурой и историей Санкт-Петербурга.
- Воспитывать грамотное восприятие архитектурных памятников.
Раздел VII. Народное искусство.
Задачи:
- Закреплять знания детей о народном искусстве.
- Продолжать знакомство с народными промыслами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Самые детские музеи Санкт-Петербурга"
Из консультации родители смогут узнать, как провести выходные вместе с ребёнком интересно и увлекательно...
Рекомендация родителям «Поход в музей».
Рекомендации родителям Маршрут выходного дня....
Консультация для родителей "Как посещать музей с ребенком"
Консультация для родителей "Как посещать музей с ребенком"...
Консультация для родителей "Город как музей"
Удивительно, сколько полезных сведений можно сообщить 5-7милетнему ребенку, идя с ним по улице. Пусть это будет даже не городской центр, а район «спальной» новостройки. Часто мы, взрослые, не задумыва...
Досуг с родителями "Приглашение в музей удивительных вещей"
Презентация годового проекта «Удивительный мир простых вещей»Конспект досуга с родителями «Приглашение в музей удивительных вещей»...
Консультация для родителей "Выходные в музее"
Уважаемуе родители, данная консультация поможет вам узнять какие музееи есть в г.Красноярске, которые вы можите посетить с ребенком....
Буклет для родителей "Отправляемся в музей"
quot;Отправляемся в музей"...