Игры, игровые упражнения для развитие мелкой моторики руки.
методическая разработка (младшая, подготовительная группа)
Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые упражнения | 13.36 КБ |
Конспект занятия, посвящённое 75-ию Победы | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики |
1. Игра «Бабушкины очки» |
Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев рук: округленные указательные и большие пальцы соединены в кольцо, остальные пальцы на каждой руке сжаты в кулак. Взрослый подносит руки с глазами, имитируя очки, и произносит потешку: «Бабушка очки надела и Настюшу рассмотрела». Затем ребенку предлагается выполнить то же действие. |
2. Игра «Зайчик-пальчик» |
Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой): указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки: |
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит. |
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!» |
Взрослый предлагает ребенку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать «ушками» под речевое сопровождение взрослого. |
3. Игра «Силачи» |
Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, поочередно зацепляются за одноименные пальцы друг друга и тянут их на себя. Сначала движения выполняются пальцами одной, затем пальцами другой руки. |
Во время выполнения движений взрослый называет пальцы руки и читает потешку: |
«Пальчик сильный у Никиты, вот какой, вот какой! |
Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!» |
4. Игра «Пальчик о пальчик» |
Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений. |
Речь взрослого |
Движения |
Пальчик о пальчик |
Тук-тук-тук. |
Пальчик о пальчик |
Тук-тук-тук. |
Заплясали ручки, |
Заплясали. |
Ай. |
Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки. |
Вращение кистями рук. |
5. Игра «Встреча» |
Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений. |
Речь взрослого |
Движения |
1. Повстречались два котенка, |
2. Два щенка, |
3. Два поросенка, |
4. Два ягненка, |
5. Два теленка. |
Соединять одноименные пальцы рук: мизинцы, безымянные, средние, |
указательные, большие. |
Предварительный просмотр:
«Край родной навек любимый»
информационно-практико-ориентированный проект, посвящённый 80-летию Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
(интеграция нравственного, трудового, физического, художественно-эстетического воспитания)
Актуальность.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Срок реализации: долгосрочный с 1 сентября по 30 октября 2011 года
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №4, №9 и их родители, воспитатели: Шайсултанова Э.Т., Самигуллина Ф.И., Ахметзянова Р.Д., Субаева Л.Н.; воспитатели по обучению татарскому языку: Султанова И.З., Катеева Г.Р.; педагог-психолог Нигматуллина Г.Р.; инструктор по физической культуре Макарова М.Р.; учителя-логопеды: Ильина А.Е.;
музыкальные руководители: Гадиева Г.М.; Ахмадиева И.И.; старший воспитатель Егорова Р.Б., заведующий Канафиева М.Р.
Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи:1.Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
2.Развивать интерес к знакомству и изучению истории родного города, его достопримечательности, профессий связанных со спецификой местных условий.
3.Обеспечить единство подходов в воспитании детей в условиях ДОУ и семьи, участие в жизни группы детского сада.
4.На основе расширения знаний детей о родном крае воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине.
5.Воспитывать уважение к людям труда, стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов.
6.Продолжать формировать потребность ежедневной двигательной деятельности. Поддерживать эмоционально-положительное состояние каждого ребенка.
7.Воспитывать гуманное отношение ко всему живому и закладывать основы экологической культуры личности.
Ресурсное обеспечение: составление карты района, фотостенда достопримечательностей города и района, изготовление макета нефтяной вышки, нефтяной качалки, макета мини-музея, иллюстрации, герб г. Азнакаево, диски со спокойной музыкой, дисковод, костюм пчелы, костюм пасечника, макет улей, мёд в сотах, бросовый материал.
Формы и методы работы с родителями:
- Беседа с родителями о важности данной проблемы;
- Организация выставки совместного творчества детей и родителей;
- Оформление папки - передвижки "Люби и знай свой край родной";
- Домашнее задание написать сочинение совместно с родителями "Мой папа-нефтяник", «Чатыр Тау», «С днём рождения, любимый город»,
Реализация проекта:
Проведение бесед на тему:
1. «Мой дом», «Мой любимый город»;
2. «Как хлеб пришел к нам на стол»;
3. «Нефтяник - почетная профессия»;
4. «О труде животноводов»;
5. «О пчеловодстве»
Чтение художественной литературы:
1.К.Д.Ушинский «Пчелки на разведках»;
2.Я.Дягутите «Руки человека»;
3.А.Алиш «Нечкэбил»;4.В.Маяковский «Кем быть?»;
5. Пословицы, поговорки, высказывания о труде;
6.Заучивание П.Воронько «Лучше нет родного края», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»;
7. Стихи поэтов - земляков.
Проведение занятий:
1.Ознакомление с природой. Экологическое воспитание «Знакомство с легендой о горе «Чатыр тау», «Пчёлка, пчёлка дай нам мёду»;
2.Рисование «Нефтяная вышка»;
3.Лепка, пластический этюд «Пчёлка Мая»;
4.Ручной труд «Изготовление ульев»;
5.Коллективный труд - коллаж «Богатство родного края», «Профессия наших родителей».
6.Викторина «Знатоки родного края»
Совместная деятельность детей и родителей:
Организация и проведение экскурсий:
1.Экскурсия в краеведческий музей;
2.Пеший поход в осенний лес;
3.Экскурсия на ферму;
4.Экскурсия к нефтяному оборудованию;
5.Экскурсия по аллее героев, по городу и в городской парк;
6.Зкскурсия в ледовый дворец, оздоровительный центр «Дельфин»;
7.Помощь в изготовлении макетов,.
Работа в центре игровой деятельности:
Д/игры: 1.«Кому, что нужно для работы»;
2. «Угадай профессию»;
3. «Назови профессию»;
4. «Кому без пчёл не обойтись»;
5. «Экологическая цепочка»;
6. « Что из чего сделано»;
7. «Нефть и его продукты».
П/игры: 1. «Медведь и пчёлы»;
2. «Пчёлы»;
3. «Лесник»;
4. «Пастух».
С/ролевые игры:
1. «Мы маленькие помощники»;
2. «Мы нефтяники»
3. «На пасеке»
4. «Столовая для нефтяников»
Игры со строительным материалом:
1. «Нефтяная вышка»;
2. «Строим новый дом».
Создание мини-музея
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Тема: «Путешествие по городу»
Программное содержание: - Расширять и углублять знания детей о родном крае, о достопримечательностях нашего города; закреплять знания о гербе; вызвать интерес к истории Азнакаево.
-На основе расширения знании об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь и бережное отношение к природе родного края.
-Продолжать совершенствовать речь; развивать умение составлять рассказ из личного опыта.
-Развивать двигательную активность; воспитывать организованность, дисциплинированность.
Ход занятия
Вход в физкультурный зал.
Инструктор предлагает детям путешествие по карте Азнакаевского района. Совместно с инструктором дети выбирают маршрут. Дети отправляются через препятствия в лес.
(В лесу их встречает Лесовичок)
Лесовичок: Это я - седой старик
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
( Дети здороваются с лесовичком)
Лесовичок: Здравствуйте, ребятки. Зачем пожаловали?
Дети: Мы в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой родного края.
Лесовичок: Умеете ли вы себя вести в лесу? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не навредить природе? (Ответы детей)
Молодцы, ребята, вижу, как вы любите природу, свой родной край.
А знаете ли вы пословицы о родном крае?
(Дети читают пословицы)
Тот свой край не любит, кто его природу губит.
Иди в родной край, там и под елкой рай.
И хлеб по своей стороне скучает.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Лесовичок: Много пословиц вы знаете о родном крае. А теперь я вас проверю и игру для вас затею.
Упражнение на дыхание «Ветерок»
(Лесовик раздает детям по одному листочку, привязанный к палочке. Дети делают глубокий вдох и при выдохе дуют на листочек)
Лесовичок: Ой, какие вы молодцы. Со всеми заданиями справились.
Инструктор: Пора прощаться с лесовичком, ребята. Давайте поблагодарим его за все. А нас впереди еще ждет много интересного.
(Ходьба по кругу. Звучит песня о родном городе)
Воспитатель: Ребята, возвращаясь из волшебного леса наблюдали за осенней природой и слушали песню. Кто скажет, о чем поётся в этой песне?
Воспитатель: Да, в этой песне поется о нашем городе.
Воспитатель: А кто скажет, как называют жителей, живущих в городе Азнакаево? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы тоже с вами азнакаевцы.
Оказывается, ребятки и у городов тоже есть возраст, как у всех людей. И у каждого города он разный. Как вы думаете, сколько лет нашему городу?
Воспитатель: Правильно, 80лет. Это очень много. Мы уже знаем, что у Азнакаевского района очень богатое прошлое и настоящее. Сегодня мы продолжим знакомство с достопримечательностями нашего района. Посмотрите, дети на карту. (Дети по карте определяют следующий маршрут - краеведческий музей. В музее детей встречает воспитатель по обучению татарскому языку )
-Здравствуйте ребята! Я очень рада вновь увидеть вас в нашем музее. Здесь произошли некоторые изменения. Обратите внимание, что нового вы видите?
(Ответы детей)
-Правильно. В нашем районе процветает нефтяная промышленность. Поэтому Азнакаевский район называют краем «черного золота». А что такое «черное золото»?
-Эта-нефть, которая добывается в нашем районе.
-На что еще вы обратили внимание?
-На герб.
-Верно, это герб нашего Азнакаевского района. Посмотрите, какая птица там нарисована? И что он обозначает?
-Правильно, сокол - обозначает стремление к вершинам. А какие цвета вы там видите?
-Белый цвет – символ чистоты. Зеленый цвет - это наша природа, здоровье. Красный цвет-символ труда, силы, красоты. Черный цвет-это прорывающийся фонтан нашего района , нефть. Желтый цвет - сельское хозяйство.
-Ребята, какие знаменательные места нашего города вы еще посетили?
-Музей, бассейн, парк им. Ишкаева, мечеть, аллея героев.
А что вы видели в аллее героев?
-Там воздвигли памятники героям социалистического труда. (Дети перечисляют фамилии героев труда района (Хасанов, Грин, Булатова и др.)
-Да, ребята, самое главное богатство нашего района - это люди. Наш район славится своими героями труда, талантами, которые прославились не только в районе, и в республике: И.Гилязов, Н.Иксанова, М.Галиев, З.Фархутдинова, С. Миннеханов и др.
А сейчас послушайте стихотворение Г.Губайдуллиной «Азнакаем»
(Дети рассказывают стихотворение)
-Спасибо ребята. А ещё про какое знаменитое место нашего района мы не упомянули?
-Да, гора «Чатыр-тау» считается самым высоким в Татарстане и является охранной зоной. Как вы думаете, почему? (Ответы детей. Дети читают стихи о горе «Чатыр тау»)
На память о музее я хочу подарить вам эмблему нашего района. До свидания!
Воспитатель: Скажем спасибо, попрощаемся и пойдем дальше. Посмотрите на карту. Куда мы с вами сейчас пойдем?
(Дети намечают маршрут в бассейн)
Воспитатель: Да ребята, сейчас мы с вами пойдем в оздоровительный центр «Дельфин», но мы пойдем не обычным ходом.
Инструктор: Перестроение в 2 колонны. «Чья колонна быстрее» (Эстафета спасательным кругом) Звучит музыка шум моря.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Мы с вами посещали оздоровительный комплекс «Дельфин». Что вы видели там?
Дети: Тренажерный зал, зал для танцев, гимнастики, аэробики, теннисную площадку, бассейн.
Логопед: А что вам больше всего запомнилось?
Дети: Вода в бассейне.
Логопед: А кто скажет, бассейн какой?
Дети: Прямоугольный, глубокий, мелкий и т.д.
Логопед: А вода в бассейне какая?
Дети: Теплая, прозрачная, приятная.
Логопед: Молодцы, ребятки. Сейчас я с вами хочу поиграть.
(Игра на дыхание с водой.)
Логопед: Спасибо, ребята, с этим заданием вы тоже отлично справились. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад (детей встречает воспитатель)
Воспитатель: Ребята, сегодня было необычное путешествие по нашему району. Что же вам запомнилось и понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы много знаете о нашем городе, районе.
Я хочу вам предложить в память о нашем путешествии сделать эмблему нашего города. В музее вам рассказали, что означают эти цвета на этой эмблеме. Сделаем мы его необычным способом: с помощью ниток, которые мы с вами изготовили заранее. Приступаем к работе.
Коллективная работа детей под спокойную музыку местного композитора С. Хабирова.
Воспитатель хвалит детей, показывает готовый Герб и предлагает передать его в музей.
Презентация проекта "Богатство родного края"
Материал к занятию: Заготовки для поделки пчелы, гуашь черного цвета, материал для аппликации, диск с записью спокойной музыки, дисковод, куклы би-ба-бо, созданный мини-музей родного края.
Программное содержание: Закрепление знаний детей о родном крае, продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать уважение к людям труда родного края.
Расширять представление детей об окружающем мире, о пчелах, развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность при выполнении поделок. . Закреплять умение расслабляться, развивать воображение.
-Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? (Ответы детей)
-Да настроение наше отличное, тем более у нас сегодня гости. Всем пожелаем доброе утро.
-Доброе утро, здравствуйте, добро пожаловать!
-Укаждого человека есть своя родная земля, где он родился, вырос.
-Наша родная земля это наш город Азнакаево. (Ребёнок читает стихотворение о городе Азнакево)
-У каждого человека есть день его рождения. У городов тоже есть свой возраст. Кто знает, а сколько лет нашему городу, району? (Ответы детей)
-Правильно, в этом году исполняется 80 лет образованию нашего района. По этому случаю я вам предлагаю рассказать гостям о богатстве родного края, о тружениках разных областей. Пригласите гостей в наш мини-музей.
1- ребёнок начинает знакомство с мини-музеем (примерный рассказ ребёнка). -У каждого государства, республики, города имеется свой герб. А это герб нашего города. Основная часть герба – Белый сокол означает чистоту, стремление к вершине. Туловище сокола обведён чёрным цветом, который является символом основного богатства края – нефти. Жёлтая полоса означает символ богатого урожая, зелёный цвет – символ природы, здоровья, сила жизни.
2-ребёнок. (примерный рассказ ребёнка).
-Этот отдел музея посвящён нашим нефтяникам. Нефть, добытая при помощи буровых установок качают нефтяные скважины, и чёрное “золото” по проложенным под землёй трубам отправляется по назначению. Из нефти производят бензин, резиновые шины, полиэтилен, пласмасса и многое другое. (Чтение стихотворения про нефтяников) Мой папа тоже работает нефтяником. За хороший труд его наградили грамотой, дипломами (Показывает папины дипломы и грамоты)
3-ребёнок (примерный рассказ ребёнка).
– А этот отдел посвящён труженикам сельского хозяйства. Хлеборобы ежегодно выращивают и сдают государству богатый урожай злаков (Показывает маленькие снопы, макеты.,сельскохозяйственный транспорт). Воспитатель предлагает пальчиковую игру в стихах в содержании которых перечисляется все виды злаков, которые выращивается в районе (пшеница, рожь, овёс, пшено, гречиха) Пальчиковая игра в стихах.
4-ребёнок (примерный рассказ ребёнка).
-Здесь макет животноводческой фермы села Уразаево. Таких ферм в районе очень много, где работают животноводы, дояры. Они снабжают нас молоком и мясом.
Воспитатель спрашивает у детей, что делают из молока (масло, сметана, кефир, катык, простокваша, бифидок, йогурт, мороженое,сыр, творог) Показ детьми фрагмента кукольного театра “Моя Бурёнушка”
5-ребёнок (примерный рассказ ребёнка).
- А это улей. Там живут пчёлы. Они собирают мёд инаполняют соты. Когда все соты наполняются, пасечники выкачивают, гоняют мёд.
Чтение стихотворения “Как хорошо на пасеке”
Заходит ребёнок в костюме пчелы
-Здравствуй пчела, ты что заблудилась?
-З-з-з Я прилетела к вам из пасики за помощью. Вы согласны помочь.
- Спасибо. Я вас приглашаю на пасеку.
- А чтобы туда попасть нам надо всем превратиться в маленьких пчелок
Педагог-психолог предлагает всем удобно ложиться на ковер.
- Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите труженицу пчелу, перелетающую с цветка на цветок. Проследите за ее движениями. Она перелетает с цветка на цветок и собирает мед. Посмотрите какие у нее крылья прозрачные. Теперь каждый вообразит, что он- пчелка, что у него прозрачные крылья. Почувствуйте как вы летите в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Вот мы с вами на пасеке.
-Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй, небо голубое!
-Здравствуйте, дети (входит «пасечник») Вы знаете кто я?
-Ребята, я сделал новый улей. Мне нужны пчелки. Помогите мне пожалуйста.
-Подойдите к столам. Вот здесь есть одна пчела-труженица. Я вам предлагаю сделать ей помощников. Вспомните какие бывают пчелки, что у них есть?
-У них брюшко желтого цвета, с черными полосками. Есть усики, лапки, крылышки, жало.
-Мы с вами уже лепили пчелок из пластилина, а сегодня будем рисовать и сконструировать. Вот у нас есть заготовки (используется бросовый материал). Нужно черной гуашью нарисовать полоски (показ выполнения). Рисовать нужно аккуратно. Затем приклеить глаза и в прорезь вставить крылышки. (Дети выполняют задание под спокойную музыку)
-Вот сколько у нас получилось пчёлок. Теперь есть кому поселиться в новый улей. Спасибо вам за вашу отзывчивость. Я тоже хочу вас порадовать, угостить вас и ваших гостей сладким мёдом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
консультация для родителей. игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук дома. Легкие упражнения, подручные материалы заинтересуют ребенка и принесут не мало пользы ребенку....
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...
Игры и упражнения для развития мелкой моторики руки
Представлены игры и упражнения для развития мелкой моторики руки....
Семинар-практикум для родителей "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, их роль в развитии детской речи".
Семинар-практикум для родителей "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, их роль в развитии детской речи"...
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)
laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей 6-7 лет
Игры для развития мелкой моторики рук...
Доклад. Нетрадиционные формы работы по физическому развитию (логоритмика, игры и игровые упражнения по развитию мелкой моторики, дыхательная гимнастика).
Логоритмика для детей: упражнения для дошкольников....