Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод.
методическая разработка
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребенка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kmo_ot_18.03.2020.docx | 22.44 КБ |
dlya_roditeley_fop.pptx | 1.33 МБ |
dop_teatr_23-24ggchaa.docx | 86.51 КБ |
dlya_roditeley_1.docx | 19.12 КБ |
Папка-передвижка "Музыка в жизни ребенка" | 902.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Взаимодействие педагогов, родителей и
воспитанников через проектный метод.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребенка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И тем не менее трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип « Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс можно вести по нескольким направлениям:
1. Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, – «Встречи с интересными людьми»:
- папа – милиционер;
- бабушка – учитель;
- мама – врач и другие.
Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим родителей можно привлечь к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.
2. Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:
- «Природа и мы»;
- «Транспорт в нашей жизни»;
- «Издание книги»;
- «Животные и человек» и другие.
Проект «Транспорт в нашей жизни» можно организовать после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям можно предложить показать, на каких видах транспорта можно добраться, например:
- к бабушке и дедушке;
- на дачу;
- к другу;
- в другую страну.
Выполненные проекты, как правило, вывешиваются для ознакомления только после их защиты ребенком. Каждый должен пояснить, с кем он выполнял задание, и сказать 2 – 3 предложения на тему того, что изображено на проекте. Обычная тема транспорта перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело – о транспорте поговорить и иллюстрации рассмотреть и совсем другое – рассказать, как интересно лететь в другую страну, как весело вместе с папой и мамой ехать в гости к бабушке на поезде, прокатиться по родному городу на автобусе или трамвае. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежаются», и можно поделиться ими с друзьями и родителями друзей: что-то уточнить, некоторые представления расширить, ну а о чем-то и вовсе впервые узнать. Проект «Транспорт в нашей жизни» также целесообразно приурочить к началу нового учебного года. После жарких летних каникул детям и взрослым есть чем поделиться. А интересы детей могут привести к новым проектам.
Хочу предложить еще одну идею для начала нового учебного года – проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать, что в детском саду живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!
Так, родителям воспитанников детского сада можно предложить предоставить информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:
- меня зовут;
- я люблю;
- я не люблю;
- мое любимое блюдо;
- мое нелюбимое блюдо;
- моя любимая игрушка;
- мои друзья;
- мои родители;
- мои дедушки и бабушки и т. д.
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», Мир природы»;
- групповые: «Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
- исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя « метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уважаемые родители! С 1 сентября 2023 года дошкольные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО ). ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – это обязательный для всех детских садов документ утвержден Приказом Минпросвещения от 25.11 2022г. № 1028. ФОП ДО определяет единый для всей страны базовый объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования. Предусматривает интеграцию воспитания и обучения в едином образовательном процессе.
«Мы разрабатываем такую программу, я, наверно, впервые об этом скажу, помощи родителям, у которых родился ребенок, именно с точки зрения того, как его воспитывать. Ребенок в дошкольном детстве должен максимально развиваться, он должен общаться со сверстниками, играть, у него должны развиваться основные психологические функции. А в школе его уже потом научат читать и писать» Министр просвещения России Кравцов Сергей Сергеевич
Цель ФОП ДО – разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
ФОП ДО - это норматив, который был разработан для осуществления следующих функций : создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников; обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России; создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи; воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.
ФОП ФГОС Основа для ОП Федеральная образовательная программа дошкольного образования и Федеральный государственный стандарт дошкольного образования станут основой для разработки образовательных программ ДОО
Отличие ФОП ДО от ООП ДО более детализирована, рассчитана на дошкольное воспитание разных возрастных групп, направлена на воспитание патриотических и интернациональных чувств, сделан акцент на правила безопасного поведения в различных ситуациях, представлен примерный перечень музыкальных и художественных произведений искусства, анимационных и кинематографических произведений .
Разделы ФОП: целевой содержательный организационный В структуру ФОП входят: федеральная рабочая программа образования; федеральная рабочая программа воспитания; программа коррекционно-развивающей работы; примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе; федеральный календарный план воспитательной работы.
Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение «Управление образованием» администрации Пий-Хемского кожууна
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детский сад «Алёнушка» с. Аржаан
|
Рассмотрена на заседании педагогического совета от «31» августа 2023 г протокол №1 | УТВЕРЖДЕНА приказом № 21 от «31» августа 2023г. заведующая МБДОУ д/с «Алёнушка» Пичи-оол А.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»
Возрастная категория: 5-6лет
Срок реализации: 7 месяцев
Количество часов: 29 ч
Программу разработала:
Монгуш Валентина Дарый-ооловна
музыкальный руководитель
1 квалификационная категория
с. Аржаан
2023
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир театра» имеет художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир театра» разработана в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», ст.2 п.9; с изменениями, вст. в силу 25.07.2022);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);
- Приказ Министерства просвещений Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; вст. В силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28.02.2029 г.
- Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018, протокол №3);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Программа разработана с учетом локальных актов МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Аржаан Пий-Хемского кожууна: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности, Положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Актуальность ДООП.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Программа работы кружка по дополнительному образованию «Волшебный мир театра» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир театра» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования направлена на социализацию детей, на включение их в общественную жизнь и формирование позитивного представления о своих способностях и возможностях, личностное, общекультурное и социальное развитие.
Актуальность общеразвивающей программы «Волшебный мир театра» направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Новизна ДООП Новизна Программы заключается в том, что:
в Программу включены здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз);
дети знакомятся с новыми видами театральных кукол
репертуар театрализованных игр определяется в соответствии с тематическим планированием;
дети за время посещения кружка показывают два полномасштабных спектакля; родители принимают активное участие в организации театральной деятельности
детей.
Отличительные особенности ДООП Отличительная особенность данной
Программы заключается в широкой интеграции театрализованной деятельности с речевым развитием детей.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия. У ребенка развивается умение комбинировать образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, память, воображение, способность к импровизации, самостоятельность в принятии решений.
Еще раз подчеркну: занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки.
Театр – это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя. А в игре он познает мир.
Адресат ДООП Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Основной, ведущей деятельностью воспитанников 5-6 лет является учение, способность к осмысленному запоминанию. Это период накопления, впитывания знаний, период конкретного мышления, которое ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В этом возрасте подражание является значимым условием интеллектуального развития. Для детей характерны особая внушаемость, впечатлительность, внутреннее принятие, умение сопереживать, формируется умение выполнять задания самостоятельно.
Набор воспитанников в объединение осуществляется на добровольной основе. Зачисление в группу производится на основании заполнения родителями заявления о зачислении на обучение по дополнительной образовательной программе "Волшебный мир театра"
Состав группы постоянен: 17 человек.
Уровень ДООП-стартовый. Программа «Волшебный мир театра» имеет стартовый уровень сложности содержания, так как предполагает развитие элементарных умений и навыков, формирование общей театральной культуры.
Объем и срок освоения ДООП. Программа рассчитана на 29 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников по представлению педагога с учетом пожеланий воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников и возрастных особенностей воспитанников.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность учебного занятия – 30 минут, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам для детей старшего дошкольного возраста.
При проведении занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий продолжительность одного учебного занятия составляет не более 15 минут.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет.
Реализация программы возможна как в формате групповых занятий, так и индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом в зависимости от особенностей развития ребенка.
Особенностью организации образовательной деятельности является возможность проведения занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что обеспечивает освоение воспитанниками образовательной программы в полном объеме независимо от места нахождения воспитанников. При проведении занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются официальный сайт МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Аржаан, платформы для дистанционного онлайн обучения, социальные сети.
- Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование общей культуры воспитанников через театральную деятельность.
Задачи программы: Воспитательные:
- активизировать эмоциональную и творческую отзывчивость воспитанников;
- формировать у воспитанников опыт успешной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми вне семьи
Развивающие:
- формировать интерес к театру;
- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок.
- развивать диалогическую и монологическую формы речи.
- развивать внимание и память, творческое воображение;
Образовательные:
- расширять кругозор детей через театральную культуру;
- обучение дошкольников разыгрыванию несложных постановок по знакомым литературным произведениям, распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умению использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый и т.п.) .
- совершенствовать навыки речевого общения в процессе театрализованной деятельности.
- Содержание программы
Учебный тематический план
№ п/п | Перечень разделов и тем | Количество занятий/часов виды занятий | |||
теория | практика | Количество занятий/часов | Форма контроля | ||
1. | Мониторинг | 1 | 1 | Диагностическая карта | |
2. | Знакомство с театром | 1 | 1 | Викторина «Что я знаю о театре?» | |
2.1 | Кто работает в театре. «Закулисье» | 1 | 1 | ||
2.2 | Как вести себя в театре. Играем в театр. | 1 | 1 | ||
3 | Знакомство с разными видами театра. | 1 | 1 | ||
3.1 | Пальчиковый театр. Картонажный театр | 1 | 1 |
3.2 | Формирование навыка пересказа | 1 | 1 | Беседа | |
3.3 | Настольный театр Театр ростовых кукол | 1 | 1 | ||
3.4 | Масочный театр Теневой театр | 1 | 1 | ||
4 | Культура и техника речи. | 1 | 1 | Беседа, пересказ (словесные зарисовки) | |
4.1 | Сила голоса (скороговорки, чистоговорки) | 1 | 1 | ||
4.2 | Игры-диалоги | 1 | 1 | ||
4.3 | Формирование навыка пересказа | 1 | 1 | ||
5 | Основы актерского мастерства. | 1 | 1 | Инсценировка «В гостях у сказки» | |
5.1 | Мимика | 1 | 1 | ||
5.2 | Пантомима | 1 | 1 | ||
5.3 | Сценическое движение | 1 | 1 | ||
5.4 | Расслабление мышц | 1 | 1 | ||
5.5 | Чувства, эмоции | 1 | 1 | ||
6 | Знакомство с театром кукол. | 1 | 1 | Показ спектакля «Репка» | |
6.1 | Куклы Би-ба-бо | 1 | 1 | ||
6.2 | Театр –кукол оригами. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» | 1 | 1 | ||
6.3 | Кукловождение | 1 | 1 | ||
7 | Театральные игры | 1 | 1 | Инсценировка |
7.1 | Игры-превращения | 1 | 1 | шуток - малюток (по ролям) | |
8 | Мониторинг | 1 | 1 | Диагностическая карта | |
9 | Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» | 1 | 1 | 2 | |
10 | Премьерный показ театрализованного представления (спектакля) | 1 | 1 | ||
ВСЕГО: | 6 | 23 | 29 |
1.4.Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Мониторинг Оценить театрально-игровую деятельность детей перед началом учебного года.
Раздел 2. Знакомство с театром
Теория. Знакомство с театром. Понятие театра. Особенности театрального искусства, виды театрального искусства. Знакомство с театральными профессиями, устройство зрительного зала, культура поведения зрителя.
Практика. Сюжетно ролевая игра "Театр"
Форма контроля. Соблюдение правил поведения в театре, развитие выразительной
речи.
Раздел 3. Знакомство с разными видами театра.
Теория. Познакомить с видами (драматический, кукольный, музыкальный) Пальчиковый театр. Картонажный театр. Настольный театр. Театр ростовых кукол. Масочный театр Теневой театр.
Практика. Формирование навыка пересказа. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Освоение навыков владения этими видами театральной деятельности.
Форма контроля. Способствовать развитию актѐрских данных у детей. Педагог отслеживает четкость и координацию речи и движений.
Раздел 4. Культура и техника речи.
Теория. Значение тембра голоса для передачи характера персонажа в театрализованной деятельности, эмоциональная выразительность речи. В этот раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Все упражнения делятся на 3 вида: 1 Дыхательные и артикуляционные упражнения.2.Дикционные и интонационные упражнения. 3 Творческие игры со словом.
Практика. Разучивание игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи.
Форма контроля. Артикуляционная гимнастика, скороговорки, игра «Веселый бубен». Контроль за умением использовать различные средства выразительности при пересказе– сила голоса, ударение и т.д.
Раздел 5. Основы актерского мастерства.
Теория. Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление. Знакомство с элементами актѐрского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.
Практика. Музыкально-образные характеристики животных, птиц. Пластичность жестов. Артикуляционная гимнастика; Этюд на расслабление мышц «Штанга», игра
«Волк и овцы», и/у «Зеркало»
Форма контроля. Артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; игра
«Рожицы» Контроль за умением владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.
Раздел 6. Знакомство с театром кукол.
Теория. Знакомство с основами кукольного театра: основы взаимодействия кукол верхового театра и кукол-марионеток между собой (куклы би-ба-бо, куклы-марионетки, куклы - оригами, куклы с «живой рукой»).
Практика. Освоение приемов кукловождения, упражнения и этюды с использованием кукол разных систем. Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и мыши»»;
Форма контроля. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, контроль за выразительностью голоса при инсценировке с куклами, выражение эмоций голосом.
Раздел 7. Театральные игры
Теория. Познакомить детей с основными атрибутами теневого театра. Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой.
Практика. Диагностические упражнения и этюды с использованием верховых кукол. Этюды на мимику и движения. Скороговорки, чистоговорки. Разыгрывание сказки
«Репка» с использованием теневого театра.
Форма контроля. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика игровые этюды на ширме (идет бабушка, бежит волчонок, кукла радуется, плачет ит.д.)
1.5. Планируемые результаты
По окончании обучения воспитанники
- приобщатся к театральной культуре;
- обогатят свой театральный опыт и узнают, что такое театр, театральное искусство, какие представления бывают в театре;
- узнают какие представления бывают в театре;
- познакомятся с театральными профессиями, такими как, актер, режиссер, костюмер, гример и т.д.;
- узнают какие превращения происходят на сцене и как правильно вести себя в театре;
- научатся выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- обогатят словарный запас, научатся пользоваться прямой и косвенной речью, участвовать в диалоге и строить самостоятельные высказывания в виде монолога, тем самым совершенствовать навыки речевого общения в театрализованной деятельности.
- Научатся разыгрывать несложные постановки по знакомым литературным произведениям, создавать художественные образы, распределять между собой
обязанности и роли, вести себя на сцене и в жизни непринужденно, не испытывая стеснения;
- смогут развить творческое воображении, память и внимание;
В результате обучения по программе воспитанники приобретут такие личностные качества как:
- творческая активность, предпосылки к самостоятельности;
- эмоциональная отзывчивость.
- В результате обучения по программе у воспитанников будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
- умение слышать себя и своих партнеров;
- понимание режиссерского замысла педагога
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Год обучения (уровень) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
7 месяцев | 01 октября 2023г | 30 апреля 2024г | 29 | 29 | 29 | 1 раз в неделю |
(Приложение 1).
- Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение:
- наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели;
- обеспеченность учащихся необходимыми материалами.
- Техническое обеспечение:
- Музыкальный центр
- Теневой театр.
- Пальчиковый театр.
- Театр Би-ба-бо.
- Детские костюмы для спектаклей.
- Взрослые костюмы для спектаклей.
- Маски
- Ширма для кукольного театра.
- Декорации к спектаклям
- Аудиозаписи, .
- Информационное обеспечение:
- методические пособия;
- дидактический материал (наглядные пособия);
- литература
- Кадровое обеспечение: Монгуш Валентина Дарый-ооловна -музыкальный руководитель с высшим образованием, 1 квалификационная категория.
- Формы аттестации / контроля
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Важнейшим звеном образовательной деятельности воспитанников является контроль усвоения программы, который осуществляется в соответствии с Положением о формах и периодичности промежуточной аттестации воспитанников МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Аржаан. Используются итоговый и текущий контроль. Текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью воспитанников на каждом занятии, за качеством выполнения практических работ и пр.
Итоговый контроль включает вводную, промежуточную, итоговую диагностику:
- вводная диагностика – определение начального уровня подготовки воспитанников, имеющихся у них знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью;
- итоговая диагностика – форма проведения итоговой диагностики – отчетный спектакль.
При подведении итогов реализации программы заполняется индивидуальная диагностическая карта, в которой отслеживается качество освоения программы каждым воспитанником.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- наблюдение;
- игра;
- спектакль.
- Оценочные материалы
Оценивание творческих работ происходит посредством наблюдения, контроля за самостоятельной работой. Пакет диагностических методик с указанием критериев и показателей по задачам программы представлен в оценочных материалах (Приложение 2).
- Методические обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир театра» практико-ориентирована, построена с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на активность и любознательность воспитанников, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Программа «Волшебный мир театра» опирается на принципы построения общей дидактики:
- Принцип систематичности и последовательности: от простого к сложному, от неизвестного к известному.
- Принцип развивающего характера обучения, опоры на зону ближайшего развития.
- Принцип опоры на возраст и уровень развития ребенка: постановка задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
- Принцип опоры на интерес, поддержание и создание мотивации.
- Принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения – родителей, других родственников, педагогов.
- Принцип программированного обучения, предполагающий включение в программу операций, первоначально выполняемых совместно с педагогом, а в дальнейшем, по мере формирования соответствующих умений, ребенком самостоятельно.
- Принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон, как в процесс работы, так и при ее окончании.
Очень важно установить эффективное взаимодействие с воспитанниками, создать благоприятные условия, обеспечить ребенку чувство безопасности, стимулировать его инициативу, способствовать установлению со взрослым позитивных отношений, основанных на взаимном уважении прав личности.
При реализации программы используются следующие методы обучения:
По источникам передачи и характеру восприятия информации:
- словесные методы (рассказ, беседа);
- наглядные (показ, демонстрация и пр.);
- практические (самостоятельная творческая деятельность).
Формы организации проведения занятий
Основной формой организации проведения занятий с учетом возрастных психологических особенностей воспитанников, целей и задач программы является практическое занятие.
Формы работы при реализации программы
Индивидуальная: предполагает работу педагога с отдельным воспитанником индивидуально.
Подгрупповая и групповая: групповая работа может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны педагога; четкий инструктаж; владение педагогом приемами установления и регулирования взаимоотношений между воспитанниками, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы
В музыкальном развитии детей особенно плодотворным признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа).
Основные принципы Орф-обучения:
- Обучение нужно для развития.
- Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны, и только потом постепенно разделяются.
- Процесс важнее результата.
- Практика важнее теории.
В процессе реализации программы используются личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии, технология коллективного творчества, что
способствует лучшему освоению материала программы, развитию творческих способностей учащихся, метапредметных компетенций и личностных качеств учащихся.
Алгоритм учебного занятия
- организационный момент (актуализация знаний);
- знакомство учащихся с новыми видами театра, куклами;
- выполнение практического задания;
- рефлексия, подведение итогов.
Подведение итогов проходит в таких формах, как игра; спектакль.
Дидактические материалы
№ п/п | Название материалов |
• | Картотека словесных игр, пальчиковой гимнастики; |
• | Карточки настроения; |
• | Художественная литература; |
• | Иллюстрации по сказкам; |
• | Видеоматериалы спектаклей, подборка DVD-дисков с экранизацией стихов, рассказов, сказок. |
3.Список литературы
Основная литература:
- Алянский Ю. Азбука театра М.:1998г.
- Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи М.:2012г.
- Лыкова И.А. «Театр на пальчиках» М.:изд. Цветной мир, 2013г
- Маханѐва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.:ТЦ "Сфера", 2009.
- Нищева Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста Изд-во: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009г.
- Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.
- Распопов А.Г. Какие бывают театры Изд-во: Школьная пресса 2011г.
- Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). М.:Волгоград: Корифей, 2009.
- Чусовская А.Н. Сценарии театрализованных представлений и развлечений М.:изд.Аркти,2011г.
Интернет ресурсы:
- http://www.maam.ru, международный образовательный портал
- http://doshkolnik.ru, Всероссийское сетевое издание Дошкольник 3.http://dramateshka.ru, сценарии для кукольного театра, музыка для спектаклей
5. http://nsportal.ru, картотека игр-пантомим
4.Раздел
Приложение 1. Календарный учебный график
2023-2024 учебный год Программа «Волшебный мир театра» Год обучения 1
Педагог Монгуш В.Д.
№ п/п | Дата | Форма занятия / очно или дистанционно | Кол- во часов | Тема занятия | Форма контроля |
• | Диагностика / очно | 1 | Вводная диагностика. Инструктаж по технике безопасности | Вводная диагностика | |
• | Беседа, просмотр презентации. | 1 | Виртуальное путешествие в театр. | Наблюдение | |
• | Беседа, просмотр презентации | 1 | Кто работает в театре. «Закулисье». | Наблюдение | |
• | Беседа с игровыми элементами | 1 | Как вести себя в театре. Играем в театр. | Наблюдение | |
• | Беседа. Просмотр презентации | 1 | Знакомство с разными видами театра | Наблюдение | |
• | Игра | 1 | Пальчиковый театр | Игра | |
• | Игра | 1 | Картонажный театр | Игра | |
• | Беседа с игровыми элементами | 1 | Формирование навыка пересказа (образовательные ситуации) | Игра | |
• | Игра-имитация | 1 | Настольный театр | Игра | |
• | Беседа с игровыми элементами | 1 | Театр ростовых кукол | Игра | |
• | Игра-имитация | 1 | Масочный театр | Игра | |
• | Беседа с игровыми элементами | 1 | Теневой театр | Игра | |
• | Артикуляционная гимнастика | 1 | Упражнение на дыхание «Дует ветер» | Наблюдение | |
• | Беседа с игровыми элементами | 1 | Сила голоса (скороговорки, чистоговорки) | Игра | |
• | Игра-имитация | 1 | Игры-диалоги | Игра | |
• | Беседа с игровыми элементами | 1 | Формирование навыка пересказа | Игра | |
• | Игра-имитация | 1 | Мимика | Наблюдение |
• | Беседа с игровыми элементами | 1 | Пантомима | Наблюдение | |
• | Игра-имитация | 1 | Сценическое движение | Наблюдение | |
• | Беседа с игровыми элементами | 1 | Расслабление мышц | Наблюдение | |
• | Просмотр презентации | 1 | Знакомство с театром кукол. | Наблюдение | |
• | Беседа с игровыми элементами | 1 | Куклы би-ба-бо | Игра | |
• | Изготовление кукол-оригами для театра. | 1 | Театр - кукол оригами. | Наблюдение | |
• | Игра-имитация | 1 | Формирование навыка пересказа (образовательные ситуации) | Наблюдение | |
• | Беседа с игровыми элементами | 1 | Инсценировка шуток- малюток | Игра | |
• | Сюжетно-ролевая игра | 1 | Подготовка к отчетному спектаклю | Наблюдение. Диагностические беседы с детьми и их родителями | |
• | Сюжетно-ролевая игра | 1 | Подготовка к отчетному спектаклю | Наблюдение | |
• | Сюжетно-ролевая игра | 1 | Подготовка к отчетному спектаклю | Наблюдение | |
• | Спектакль | 1 | Отчетный спектакль | спектакль | |
Всего | 29 |
Приложение 2. Оценочные материалы Диагностическая карта
№ п/п | Фамилия, имя воспитанника | Основные навыки и умения | Общий уровень освоения программы | |||||||||||
Основы театральной культуры | Речевая культура | Основы актерского мастерства | Основы коллективной творческой деятельности | |||||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |||
В – высокий уровень освоения программы
С – средний уровень освоения программы Н – низкий уровень освоения программы
Уровень развития определяется при наблюдении за текущей деятельностью на занятии, выполнении контрольных игр и упражнений, в беседах на темы занятий.
Критерии оценки уровня освоения программы
- Основы театральной культуры:
Высокий уровень – проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
- Речевая культура.
Высокий уровень – понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
- Основы актерского мастерства:
Высокий уровень – Интуитивно распознает атмосферу события, места, времени года, дня и умеет вживаться в эту атмосферу, творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности, импровизацию.
Средний уровень – владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
- Основы коллективной творческой деятельности:
Высокий уровень – проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности
Низкий уровень – не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Вежливость-это важно».
Цель: сформировать у родителей правильное представление о культуре поведения детей.
Задачи:
- демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье;
- формировать у детей навыки вежливого общения;
- выработать свои правила вежливости.
Мы все знаем, что дошкольный возраст - это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
На этом этапе взросления психика дошкольника податлива и эластична. В эти годы ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребёнка нравственные чувства. В это время родители должны воспитать в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.
Одной из важных задач на данном этапе является задача овладение основами культуры поведения, формирование привычки вежливого отношения к окружающим. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитываются навыки вежливости, бытовой культуры, совместной игры. В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила: здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т.д.
Что же такое «Вежливость»?
Вежливость – это нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.
С тем, что вежливость – это очень важное качество культурного человека, пожалуй, согласятся многие мамы и папы. Часто родители в своих мечтах представляют детей настоящими маленькими «леди» и «джентльменами».
Но, не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет.
Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими поступками и своими словами, например, со взрослыми не говорят так, как с приятелями; надо с уважением относиться к имуществу потому, что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит.
Когда же можно начинать прививать малышу нормы вежливости?
Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, огромен: от крохотного малыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости.
Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.
Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» – это стиль отношений в семье. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.
Памятка для родителей.
« Как помочь ребёнку быть вежливым»
- В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
- Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
- Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например ,«дай мне», без слов «пожалуйста».
- Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.
- Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.
- Учите вежливости вежливо!
Памятка для родителей.
«Как научить ребёнка не перебивать взрослых»
Заранее договоритесь с ребёнком о том, что когда к Вам придёт гость и Вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет в своей комнате. Объясните, что сейчас Вы заняты. Запомните то, что ребёнок хочет Вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он хочет Вам сказать.
- Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. д.
- Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» — может стать поистине волшебной.
- Будьте примером для ребёнка и не прерывайте чужой разговор без необходимости.
- Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
- Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.
- Сами никогда не перебивайте ребёнка!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагогов,воспитанников и родителей через проектный метод"
Метод проектов в дошкольном учреждении является не только эфективным средством познавательно-личностного развития ребёнка, но и связущим элементом между педагогами и родителями....
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод"
Ткач Ирина Алексеевна провела для педагогов МДОУ консультацию на тему "Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проекный метод". Данная консультация поможет педагогам ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степе...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод»
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремл...
Консультация для педагогов " Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод"
Материал будет полезен как для воспитателей, так и для родителей....
Консультация для воспитателей " Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод".
Этот материал будет полезен воспитателям детских садов....