Консультация для родителей "Если ваш ребёнок плохо говорит"
консультация
Консультация для родителей "Если ваш ребёнок плохо говорит"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_esli_vash_rebyonok_ploho_govorit.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Если ваш ребёнок плохо говорит»
Многие дети начинают разговаривать очень рано, и к четырём годам на родителей обрушивается неиссякаемый поток речи. Но есть и такие дети, у которых проблемы в развитии речи наблюдались уже в 1-1,5 года: словарь нарастал очень медленно, ребёнок долго пользовался звукоподражаниями и сокращёнными словами, а фразовая речь появилась только после 3-4 лет. К 5-6 годам у таких детей словарный запас был сильно ограничен, слоговая структура искажена, грамматический строй речи грубо нарушен и наблюдались многочисленные проблемы звукопроизношения. Даже после начала логопедом коррекционной работы положительная динамика не набирала нужного темпа. Проблемы устной речи не удавалось устранить окончательно к началу школьного обучения, а это приводило к серьёзным трудностям в овладении чтением и письмом.
Многие родители не считают проблемой «молчаливых» малышей, наслушавшись историй о том, что «мальчики всегда начинают говорить позже» или о том, что «дети-молчуны начинают в 6 лет сразу говорить целыми фразами, забыв про годы молчания». Такие родители перед поступлением в школу с удивлением узнают, что их ребёнок в 7 лет не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а «милая и забавная» картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребёнку полноценно заниматься в школе.
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что количество таких детей, нуждающихся в помощи логопеда, непрерывно растёт.
Так в каком же возрасте необходимо начинать занятия с логопедом? Специалисты утверждают, что с момента обнаружения отставания в речевом развитии. Не стоит пускать на самотёк речевые проблемы.
С детьми, имеющими отставание в раннем речевом развитии, занятия по активации речи начинали в 2-2,5 года. Через несколько месяцев большинство из них значительно увеличили свой словарный запас, начали пользоваться новыми грамматическими формами, гораздо легче шли на речевой контакт с окружающими.
Я, как воспитатель, призываю всех родителей не жить спокойно в ожидании «чуда». Конечно не все родители имеют возможность отдать своего 2-3 летнего ребёнка в надёжные руки специалиста, ведь не секрет, что эта услуга стоит недёшево. Поэтому хочу посоветовать мамам и папам стать «домашними логопедами» своим детям. Существует множество несложных методов, которые помогут развить речь ребёнка и заодно укрепят эмоциональную связь между мамой (папой) и малышом.
«Неспокойные» родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать причины этих отклонений от нормы. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи.
Специалисты говорят, что эти проблемы могут возникнуть под влиянием внешних и внутренних вредоносных факторов. Вот основные из них:
1) Внутриутробная патология – это проблема, возникающая во время беременности. Наиболее опасны негативные факторы в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению ЦНС (центральной нервной системы), а в частности речевых зон коры головного мозга. Этими негативными факторами являются:
- Алкоголь и наркотические вещества.
- Курение.
- Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода). Причины её могут быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, хронические заболевания матери.
- Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, грипп, скарлатина, корь и т.д. Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьёзные отклонения в развитии ребёнка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, порок сердца).
- Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
- Несовместимость крови матери и плода.
- Нарушение сроков вынашивания – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
- Приём лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.
- Работа на вредном производстве, где повышаются физические нагрузки, или есть контакт с химическими активными вредными веществами, или происходит воздействие различных видов излучения.
- Стресс, который испытывает будущая мама.
2) Наследственная предрасположенность.
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.
3) Неблагоприятные роды и их последствия.
- Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.
- Родовые травмы.
- Малая масса тела ребёнка (менее 1500 г)
4) Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.
- Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.
- Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.
- Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.
- Длительные простудные заболевания.
- Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.
- Сильный испуг или стресс.
Чтобы речь ребёнка нормально развивалась, ему недостаточно просто слышать шумы и звуки (телевизор, радио, магнитофон). Необходимо прямое общение со взрослым. Это общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) не только близких людей, но и речи, услышанной где-то, например, в телевизоре, могут иметь в своей основе подражания.
Каковы же нормы развития речи детей 3-4 лет?
В этом возрасте дети высказывают простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. Формируется способность к обобщению. Ребёнок начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на птицу, изображённую на картинке и на птицу за окном.
К четырёхлетнему возрасту активный словарь ребёнка (т.е. слова, употребляемые в речи) составляет примерно 2000 слов. В речи ребёнка появляются числительные (один, два, три), местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, здесь, там).
Наряду с качественными прилагательными (мягкий, холодный) ребёнок использует притяжательные (дядина. мамин, кошкин). Параллельно с увеличением словарного запаса ребёнок овладевает умением сочетать слова в предложении по законам грамматики.
Речь трёхлетнего ребёнка ещё далека от совершенства. Дети в этом возрасте не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки.
Не всегда верно ребёнок употребляет слова («у меня ручки засохли», «со свечи мозг капает»), нередки грамматические ошибки, например, неточное употребление предлогов и падежных окончаний, неправильное образование некоторых грамматических форм («много матрёшков», «нет карандашов»).
Четвёртый год – возраст «почемучек». Надо терпеливо и доступно отвечать детям на все их вопросы, нельзя оставлять без внимания все их «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Внимание в этом возрасте неустойчиво, дети иногда не способны дослушать до конца ответ взрослого, поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.
К четырём годам ребёнок уже может говорить развёрнутыми предложениями (4 и более слов). Произнесение слов и звуков становится отчётливее, а речь в целом понятнее. Ребёнок в 4 года способен правильно произносить всю группу свистящих звуков, но в то же время в некоторых словах может их опускать; не различать звуки «с» и «ц». В этом возрасте ребёнок ещё не всегда может верно произнести шипящие звуки и часто заменяет их свистящими.
Сонорные «р», «рь» и «л» ребёнок может заменить звуком «ль». Вызывает затруднение произнесение многосложных слов. Малыш заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова.
Дети в этом возрасте способны пользоваться различными интонациями, но многие говорят негромко, так как голосовой аппарат ребёнка ещё не окреп.
Итак, к 4 годам ребёнок может не произносить звуки «р», «рь» и «л». Не всегда может произносить шипящие «ш», «ж», «ч», «щ». Не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к 5 годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло, то необходимо обратиться к логопеду.
Родителям нужно контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного. Необходимо научиться выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Это игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных. Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть с ним. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.
Конечно всё это касается только детей, психическое развитие которых проходит нормальными темпами и физический слух сохранён; ребёнок должен быть соматически здоров, активен, иметь полноценное речевое окружение, испытывать потребность в общении, обладать нормальным интеллектом.
Несколько важных советов от специалистов:
- Больше говорите с ребёнком! Проговаривайте все действия свои и ребёнка; рассказывайте всё, что происходит вокруг, даже если ребёнок вам не отвечает. Не сюсюкайтесь, не используйте много искажённых «детских» слов и не разрешайте это делать другим. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком. Говорите чётко внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- Малыш должен захотеть общаться, чтобы начать говорить. Не переусердствуйте, предугадывая желания ребёнка, чтобы не пропала мотивация к разговору. Проявляйте терпение, если малыш пытается вам что-то сказать. Если после тщетных попыток объяснить вам, что он хочет, ребёнок готов заплакать, отвлеките его внимание на что-то другое. Когда ребёнок будет увлечён игрой, вновь продолжите попытки создать необходимость говорить.
- Игра – самая важная форма деятельности малыша. Игры формируют тесную эмоциональную связь между родителями и малышом, а это помогает детям раскрыться и заговорить. Увлеките ребёнка игрой, в которой речь будет главным условием. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет, сказать, где спряталась игрушка, кормите игрушку, укладывайте спать. Включайте на полную свой артистизм! Можно использовать простую игру «Доскажи словечко». Возьмите для неё стихотворные тексты или загадки с рифмованным ответом.
Говорит собака…Ам!
Кошке мясо не…отдам!
Говорит корова…Му-у!
Молока…кому?
- Используйте общеупотребительные жесты совместно с речью. Сопровождайте жестами короткие стихотворные тексты, сказки, тогда они превратятся в маленький кукольный театр.
- Специалисты отмечают тесную связь между развитием, становлением речи и мелкой моторикой. Не забывайте тренировать пальчики!
Для маленьких детей это разнообразные игрушки-вкладыши, игрушки по типу почтового ящика, где в окошко вставляются подходящие по форме детали. Детям постарше – конструкторы, пазлы, мозаика и др. И конечно пальчиковые игры – короткие стихотворные тексты, сопровождаемые движением кистей и пальчиков. Для совсем маленьких – это «пассивная» гимнастика (взрослый сам загибает, разгибает, растирает пальчики и ладошки малыша). Через некоторое время ребёнок сам начинает выполнять элементы пальчиковой игры.
Не пытайтесь изобретать велосипед! Наши бабушки и прабабушки пользовались потешками «Сорока-ворона», «Идёт коза рогатая», «Ладушки» с большим успехом. Современные «новаторские разработки», по сути, являются лишь усовершенствованными старыми. У малышей сильно развиты механизмы подражания. Говорите достаточно громко и чётко артикулируйте. Через некоторое количество повторений ребёнок начнёт произносить с вами отдельные звукоподражания или даже слова. Главное, чтобы игра нравилась малышу. Тогда ему будет не лень повторять её многократно, а все знают, что «повторение – мать учения»!
Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застёгивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, язык малыша будет всё понятнее.
- Помогите малышу на первом этапе использовать любые доступные ему средства общения: звуки, жесты, движения. Озвучивайте его желания и требуйте ответной реакции (кивок головы или другой жест). Задавайте вопросы и создавайте ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная деятельность: лепка, рисование, аппликация. Советуйтесь с ребёнком по поводу каждого действия.
- Ребёнку на самом деле всё равно, в какие игрушки играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Находитесь рядом, делайте что-нибудь вместе, настойчиво и терпеливо говорите, даже если вам пока не отвечают.
- Обязательно заставляйте ребёнка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Это нужно для того, чтобы укрепить челюстные мышцы и развить артикуляционный аппарат. Для развития мышц щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
- Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок просит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Каждый человек индивидуален! Пройдёт какое-то время, и малыш порадует вас первыми словами.
Если ваш ребёнок плохо говорит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Почему мой ребёнок плохо говорит?"
В материале помещена информация о причинах возникновения речевых нарушений; когда следует обратить внимание родителей на задержку речи и куда обращаться....
Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет «Если ваш ребёнок плохо говорит…».
Консультация расчитана на родителей детей 3-4 лет и содержит в себе информацию о причинах нарушения речи у детей и нормах речевого развития. Здесь та же даются советы логопеда родителям по этой теме....
Консультация для родителей "Если ребёнок плохо говорит"
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим...
Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет «Если ваш ребёнок плохо говорит…».
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или...
Консультация для родителей "Почему ребёнок плохо говорит"
В консультации рассказано о причинах речеых нарушений детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Если ваш ребёнок плохо говорит…».
Причины нарушения речи у детей.Развитие речи в норме.Советы родителям.Ответы на вопросы родителей....
Консультация для родителей. «Почему мой ребёнок плохо говорит?»
Автор: Семёнова Т. Ф.Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается неуклонный рост речевой патологии...