Консультации для родителей
консультация (старшая группа)

лариса Николаевна поспешенко

Консультация №1:  В помощь родителям :"Развивающие игры ТРИЗ"

Консультация№2: "Подвижные игры в домашних условиях".

Консультация№3: "Игры для веселого времяпрепровождения"

Консультация№4 "Как приучить ребенка к хорошим манерам?"

Консультация№5 "О психологическом климате в семье."

Консультация№6 "Роль сказки в развитии ребенка"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_konsultatsiy_dlya_roditeley.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии ребенка»

Уважаемые родители!

Важнейшая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит сказкам. Они помогают развивать фантазию, мышление и правильную речь.

С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. С помощью сказки родители доступным языком смогут научить малышей жизни, расскажут им о добре и о зле.

Сказка для ребенка понятнее, чем простая речь взрослого человека, поэтому, чтобы объяснить и научить ребенка чему-либо, родителям следует использовать интересную и мудрую сказку.

В дошкольном возрасте ребенка интересует все сказочное, необычное и чудесное. Сказка положительно влияет на психологическое состояние ребенка, воспитывает уверенность в себе, корректирует поведение малыша.

С помощью сказки дети рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли. Чтение сказок помогает расширить словарный запас ребенка, развивает связную речь, помогают грамотно строить диалоги. Благодаря сказкам речь младшего дошкольника становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти сказочные истории формируют умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

 Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, культурой своей страны, запоминает пословицы, и поговорки. Также сказка учит основам социально-коммуникативного развития, формирует правильное поведение и нормы общения.

Читать сказки необходимо в определенное время, когда дети спокойны и их ничего не беспокоит. Лучше всего это делать перед сном, когда вы никуда не торопитесь и сможете обсудить сказку с ребенком, пережить вместе с героями различные ситуации. Читать сказку надо не спеша, с удовольствием, и обязательно пересказать сказку своими словами вместе с малышом. Так она принесет ребенку больше пользы и положительных эмоций.

Кроме того, дети, слушая сказку, представляют себе героев, учатся понимать их внутреннее состояние, учатся сопереживать им, верят в силы добра. С помощью сказки корректируется эмоциональное состояние ребенка, снижается внутренняя тревожность.

Важно, что в сказке всегда побеждает добро. Это учит малыша позитивному взгляду на жизнь, веру в лучшее, именно это поможет в дальнейшем побеждать жизненные трудности.

Дети часто просят перечитать им сказку. Родители недоумевают: почему? Сказки нужно перечитывать несколько раз, поскольку ребенок сможет лучше понять смысл, заложенный в них. Каждую сказку необходимо обсудить, а также можно рисовать героев сказки, можно сочинять другие истории на основе сказки, можно устроить театрализованное представление, можно лепить героев. И тогда сказки помогут ребенку открыть мир во всем его многообразии, разовьют воображение.

Слушая сказку, малыш на доступном языке получает информацию об окружающем мире: первые представления о времени и пространстве, о природе и животных, с предметным миром.

В возрасте с 2 до 3,5 лет следует читать классические детские сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка». Спустя некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным сказкам: «Три поросенка», «Красная Шапочка». Детям более понятны сказки о животных, они более доступны для их понимания. В возрасте 3-5 лет важно подбирать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло. Детям 5-6 лет предложите прочитать детские повести Николая Носова.

Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки. Отличный прием — сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы, которую нужно решить.

Спасибо за внимание!

Литература:

Журнал «Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» Гнусова Т.В.2014г.

Консультация для родителей «О психологическом климате в семье»

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит , каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый член относится к остальным с любовью, с уважением к старшим, к родителям – с почитанием, Стремление молодых родителей проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать, вместе выполнять домашнюю работу, вместе путешествовать. И еще один признак благоприятного психологического климата - открытость семьи, хорошие отношения с друзьями, соседями. На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют социально-экономические факторы. Например, плохие жилищно-бытовые условия, занятость родителей на работе с утра и до поздней ночи, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ДОУ. Когда малыш приходит в раннем возрасти до 3 лет в дошкольное учреждение, является сильным психотравмирующим событием, такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двух летнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, единства с ней. При длительных разлуках с матерью (помещение в санаторий или ясли) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. Только к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью. В этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми.

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. Поэтому, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, поскольку он не может понять истинных причин происходящего и говорит, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые ссоры, конфликты между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья. В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается высокий уровень психических заболеваний, в том числе неврозов, а причины лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам запросам, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения. Но многие родители заняты своими делами, взяв ребенка из детского сада, посадили в кресло, пристегнули ремнем безопасности. Включили громко музыку, ни о чем не спросив, поехали домой.

К проблемам, оказывающим негативное влияние на психологическое здоровье и развитие личности в семье, относятся:

- конфликты супругами и ближайшими родственниками;

- несогласованность, противоречивость позиций в воспитании, воспитательных приемов;

- чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую ее как предмет реализации родительских амбиций.

Чрезмерная опека, тревожность . Недоверие к возможностям и силам ребенка. заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем.

Родительская любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и внимательно.

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к хорошим манерам»

Грубых, капризных детей никто не любит, тогда как ребенок, умеющий хорошо вести себя, нравится всем.

Как же добиться, чтобы ребёнок был послушным? Самое главное, вести себя достойно и внимательно в семье. Тогда и ваш ребёнок без труда освоит мягкость и доброту в общении с людьми. Ребёнок видит, что родители здороваются, благодарят за оказанную услугу, прощаются, уходя, желают друг другу спокойной ночи. Дети всегда стараются подражать взрослым. В присутствии детей следует воздерживаться от действий и поступков, которые не могут быть для них примером хороших манер поведения.

Обучайте ребёнка, учитывая его возраст. Начните с самого простого «здравствуйте» и «до свидания», «спасибо», чужое без разрешения не брать, не отнимать игрушек, делиться игрушками, воздерживаться от того, что хочется. Научите ребёнка убирать за собой после игры разбросанные игрушки или другие вещи, не сорить дома, ни на улице. Используйте простые приёмы. Если малыш бросил на землю фантик, скажите: «Ой, как некрасиво стало. Давай лучше найдем урну и выбросим мусор туда.» Никогда не читайте длинных нотаций и не кричите на ребёнка. Ребёнок может возненавидеть нормы поведения, или начнёт делать всё назло.

К трём годам необходимо приучать ребёнка к соблюдению правил хорошего поведения за столом. Научите ребёнка, чтобы малыш не играл за столом игрушками, крошить хлеб. Гиперактивные дети во время еды становятся маленькими проказниками. Начинать обучение хорошим манерам надо уже в 1,5-2 года, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки. Мама сама должна перед каждым приёмом пищи вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически.

Дети во многом копируют поведение родителей, а их зоркие глаза замечают даже детали, на которые вы не обращаете внимания. Сознательное управление своими чувствами у них начинается с подражания родителям. Поэтому не забывайте, что их поступки, действия, выражения воспроизводятся ими в своей жизни.

    Игры для веселого времяпрепровождения

Здравствуйте, уважаемые взрослые. Предлагаю вашему вниманию игры, в которые вы можете играть со своими детьми (и не только детьми, а всей семьей) дома. Не надо думать, что в игры играют только дети. В наше время дети играют в игры, но все чаще это игры виртуальные. Я предлагаю вам не просто игры, а игры, в которые вы сами играли в детстве.

Поиграйте со своими детьми и вы не пожалеете.

1. Съедобное - несъедобное?

Ведущий кидает мячик и называет съедобное или несъедобное слово. Съедобные слова - мячик ловим, несъедобные слова - не ловим.

2. Поиски клада

Составить карту, разрезать ее на кусочки, разложить в разные места квартиры, а ребенок (дети) их ищут. В конце собирают все кусочки карты и получают сокровища.

3. Глухие телефончики

Ведущий говорит на ушко слово первому игроку, он передает дальше, но главное, чтобы никто не слышал. Потом по очереди с конца все называют услышанное слово.

4. Прятки

Ведущий считает до 10 (или до скольки решат все игроки), игроки прячутся. Кого первым нашли, тот ведущий.

5. Догонялки, ляпки, выше ноги от земли.

Один ведущий, остальные игроки. Кого поймали, тот ведущий.

6. Угадай, кто я? (либо любое действие или предмет)

Ведущий загадывает животное или любое действие или предмет, остальные угадывают. Кто угадал, тот следующий загадывает и показывает слово.

7. Горячо-холодно

Спрятать какой-нибудь предмет. Игроки должны его найти. Если игроки приближаются к месту, где лежит спрятанный предмет, то ведущий говорит тепло или горячо. А если игроки далеко от спрятанного предмета, то ведущий говорит холодно.

8. Времена года

Ведущий выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит неправильные слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к этому времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

9. Светофор

Ведущий стоит в центре комнаты спиной к игрокам. Ведущий поворачивается и называет цвет, у кого имеется данный цвет в одежде, тот проходит в противоположную часть комнаты, а у кого нет, должен перебежать. Если игрока поймали, то он становится ведущим.

10. Мини-футбол (мини-баскетбол)

Сделать маленькие ворота (можно поставить стулья или еще что может обозначить границы ворот) и по очереди пинать мячик. Тоже самое можно сделать с баскетболом. Только вместо ворот сделать баскетбольную корзину.

11. Горячая картошка

Игроки стоят в кругу и быстро передают мячик, чтобы он не упал на пол, но и не «обжег» руки игрокам.

ВНИМАНИЕ!!!

Играя с детьми в игры

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ!!!

         

        Подвижные игры в домашних условиях

Способ повысить двигательную активность детей в условиях карантина

 

Нынешняя мировая эпидемиологическая ситуация вынуждает нас большую часть времени проводить дома. Возможно, кому-то повезло жить в частном доме и проводить время на свежем воздухе, однако этим не могут похвастаться жители многоэтажных домов. Особенно остро отсутствие ежедневных прогулок и активного времяпрепровождения сказывается именно на детях.

Дети по своей природе очень активны. Конечно, встречаются тихие и спокойные ребята, готовые часами рисовать, но всё-таки большинству обязательно нужно найти выход для своей энергии. Вот как раз для того, чтобы направить эту энергию, как говорится, в мирное русло, расскажу несколько забавных игр, для которых не нужно много места и дополнительного оборудования.

«Воробьи и вороны»

Для этой игры нужны хотя бы три человека. Максимальное количество неограниченно, так что можно смело приглашать друзей.

Двое участников (или две команды), - «воробьи» и «вороны», - становятся друг напротив друга на расстоянии двух шагов. Третий – ведущий.

Ведущий произносит название одной из команд, и та команда, которую назвали, бежит догонять другую (которая, в свою очередь, убегает).

Хитрость заключается в том, что ведущий говорит по слогам:

«ВО-РО-…» и только на последний слог выясняется, какая же команда догоняет, а какая убегает.

Для того, чтобы снизить скорость движения и обезопасить квартиру от разгрома, можно играть в эту игру на четвереньках.

Можно организовать и сидячий вариант этой игры: игроки садятся друг напротив друга, протягивают руки вперёд, не касаясь друг друга. По команде ведущего названный игрок старается схватить за руки другого.

Не пущу Бабу Ягу

Для этой игры достаточно одного взрослого и ребёнка (если детей двое, взрослый – ведущий). Игроки ложатся на спину на пол или диван (твёрдая поверхность предпочтительнее), упираясь ступнями друг в друга. Взрослый произносит: «Идёт… (пауза)… мама!», - мама хорошая, её надо пропустить, она пройдёт по мостику из ног. Так же поступим с папой, меленьким зайкой, добрым волшебником и… кого ещё хотите видеть у себя в гостях?! Но если идёт Баба Яга, нужно срочно «развести мост» (поднять ноги вверх), тогда Баба Яга провалится (дружно говорим: «Бух! Провалилась Баба Яга!»).

Светофор

Играть можно как вдвоём, так и небольшой компанией. Подготовка к игре: обозначьте линию старта и линию финиша на противоположных сторонах комнаты (самый простой способ – выложить шнур или нитку), возьмите один зелёный мяч небольшого размера, один красный (мячи можно заменить кубиками, карточками или любыми другими предметами соответствующих цветов). За линией старта становится «транспорт». За линией финиша спиной к игрокам и с мячиками в руках – «светофор» (ведущий).

Задача «транспорта» - как можно быстрее добраться до линии финиша. Но делать это можно только на зелёный сигнал светофора (поднятый вверх зелёный мяч). На красный нужно быстро остановиться и замереть на месте. На красный сигнал «светофор» резко оборачивается и, если замечает движение какого-то «автомобиля», отправляет его обратно на линию старта.

Можно использовать акустический вариант игры: просто называть цвет: «Красный! Зелёный!».

Кроме того, из подручных средств (подушки, табуретки, крупные игрушки, диван и т.п.) всегда можно соорудить полосу препятствий и превратиться в отважных искателей приключений! Главное, не забывайте о технике безопасности и проводите время с детьми весело!

        

        В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ

 

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям и родителям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Чтобы развивать эти необходимые личности качества, я использую в своей работе с детьми технологию ТРИЗ.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Данная теория  направлена на активизацию творческого воображения, мышления, на развитие умения находить порой необычные решения различных задач.

Но элементы ТРИЗ можно использовать не только в детском саду, но и дома. И я хочу предложить вам некоторые игры, упражнения, которые помогут вам не только развить своего малыша, но и занимательно провести время.

Одна из самых любимых игр в нашей группе – это игра «Хорошо-плохо». Она позволяет ребёнку понять, что в любом явлении, объекте есть свои положительные и отрицательные свойства. Ведь по большому счёту – всё в мире относительно! Для наглядности можно использовать какие-либо цветовые обозначения двух цветов – для хорошего и плохого. Мы в группе используем магнитики. Выбираем тему. Например, «Зима». Задаём вопрос: «Зима – это хорошо или плохо?». Почему хорошо? Это и катание с горок, и игры в снежки, катание на санках и просто радость от вида пушистого белого снега! А самый любимый праздник Новый год –зимой! Но помните, версии должен предлагать ваш маленький мыслитель, а вы лишь слегка помогать ему. За каждое «хорошо» выкладываем карточку, допустим, зеленого цвета. А что в зиме плохого? Холодно, день уж больно короткий (светлое время). А ещё можно поскользнуться, упасть, получить травму. А ещё можно замёрзнуть и простыть. Выкладываем карточку красного цвета. А в конце подсчитываем, сколько нашли хорошего и плохого в зимушке-зиме. Поверьте, хорошего будет обязательно больше! И так можно играть на любую тему.

Кто-то подумает: «Зачем это? Может лучше ребёнку не знать о плохом?» Надо знать! Ведь зная плохую сторону явления, можно предотвратить нежелательные последствия. По отзывам некоторых родителей, их ребятишки просят поиграть в эту игру дома!

Игра «Назови часть целого». Цель этой игры – научить ребёнка наряду с целым видеть часть целого. Играть можно и дома, и на прогулке. Называем любое слово, а малыш должен назвать его часть. Например, дверь-ручка (замок, стекло), стол-ножка (столешница), телевизор-кнопка (экран, детали и т.п.). Всё это поможет развить мышление, словарный запас ребёнка.

Очень интересна игра, когда малыш представляет себя каким либо другим объектом. Например: «Представь себе, что ты дерево (кустик, камень, птица, собака и т.п.). Как ты растёшь? Что ты чувствуешь? Что тебе нравится? Кого ты боишься? О чем ты мечтаешь?».

Помогите ребёнку ответить на эти вопросы. Обратите внимание, что деревьям плохо, когда их ломают. Что животным больно, если их ударить, что птицам зимой очень голодно. Эти «превращения» помогут вашему малышу более внимательно и заботливо относиться к природе, живым существам. Можно представить себя и неодушевлённым предметом. Например, игрушкой. «Я – щенок. Мне очень нравится, когда моя хозяйка аккуратно играет со мной! Я люблю играть! Но иногда у неё плохое настроение, и она может оттолкнуть меня, бросить на пол. Или просто забыть покормить меня, мне плохо». Поверьте, после такого «превращения» ваш малыш станет постепенно более заботлив к животным. К тому же, это развивает воображение, фантазию, речь ребёнка.

Очень интересна игра «Увеличение – Уменьшение». Гуляя с малышом зимой, любуясь падающими снежинками, спросите его: «А что было бы, если снежинки были большими, как мы?». И высказывайте предположения вместе: ходить в снегопад было бы невозможно, ведь снежинки очень тяжёлые; выпадут всего несколько таких снежинок, и сугробы будут выше головы; дворники не справились бы с такими «гигантскими» снежинками. А вдруг, автобусы и трамваи стали бы маленькими, что тогда? Хорошее настроение вам будет обеспечено на всю прогулку. Хочу подчеркнуть, что все эти игры (а их множество в ТРИЗе) развивают нестандартность мышления, умение мыслить «по-другому», высказывать своё мнение.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...