Как воспитывать ребенка
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Наталья Александровна

В материале изложена обширная и глубокая подборка важнейших принципов и правил воспитания  и наказания ребенка, алгоритм общения  с ребенком в конфликтной ситуации. Руководствуясь приведенными рекомендациями родители смогут значительно упростить процесс воспитания ребенка и достичь больших результатов в этой непростой родительской работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самое главное в воспитании детей.

  • Последовательность родителей в словах и делах – важнейший принцип воспитания. Непредсказуемость родительского поведения лишает ребенка уверенности в завтрашнем дне, учит хитрить и выкручиваться, подрывает веру в родителей.
  • Родительский труд сродни труду дипломата: достигать своей цели, не ущемляя при этом прав другого. Задав вопрос: «Что ты будешь на ужин: гречку с мясом или гречку с сосиской?» - вы оставите ребенку право выбора и накормите его полезной едой. И в результате оба останетесь довольны.
  • Дурными поступками ребенок привлекает к себе внимание родителей. Часто он делает это потому, что не получает ответа на хорошее поведение: его не хвалят, не говорят, как сильно его любят. Выражайте свою любовь к детям в самых обычных ситуациях, и вы увидите, как изменится к лучшему поведение ребенка.
  • Если в семье больше одного ребенка, делите свою любовь на равные части. Все дети в семье должны знать, что их любят одинаково сильно. В противном случае вы впустите в свой дом ужасные и разрушительные чувства - ревность и зависть.
  • Негативизм время от времени бывает свойствен всем детям. В такие периоды ребенок становится упрям, груб, замкнут. Не воспринимайте его поведение как личное оскорбление, а постарайтесь понять, что это — естественный период в развитии, когда ребенок учится отстаивать свои права и интересы.
  • Обещайте ребенку только то, что вы на самом деле можете выполнить. Иначе он перестанет вам верить. Поэтому, сначала, какими бы благими ни были ваши намерения, оцените реально свои возможности и, лишь убедившись, что выполнить обещанное в ваших силах, - обещайте.
  • Щедрость родителей измеряется не в количестве подарков, а в душевном тепле, которое они дарят, в их желании помочь, умении разобраться в трудностях, способности прощать. Щедрость родителей порождает в детских душах ответное чувство, и дети становятся чуть более снисходительны к ошибкам и промахам взрослых.
  • Эмоции у детей необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать эмоции и чувства других людей и адекватно на них реагировать. Тогда ваш ребенок будет уверенно чувствовать себя в любом коллективе и получать удовольствие от общения.
  • Твердость в запретах того, что вы действительно считаете вредным для ребенка, не является жестокостью. Разумными и конкретными ограничениями вы делаете мир ребенка простым и ясным, он начинает четко видеть его границы и чувствует себя в безопасности.
  • Слезы бывают от горя и от радости. И они, по большей части, — благо для ребенка, поскольку помогают ему выплеснуть те сильные эмоции, которые в данный момент он испытывает. И благодаря этому его душевное равновесие восстанавливается. Не бойтесь детских слез.
  • Учить ребенка тому, чего не делаешь сам, бессмысленно. Пожалуй, это самый главный принцип воспитания. Ребенок в первую очередь смотрит на своих родителей, а уж потом слушает их.
  • Фантазировать для ребенка так же естественно, как и дышать. Не считайте фантазию ложью. Ложь всегда вырастает из страха и преследует какую-либо цель. Детские фантазии бескорыстны и раскрывают перед взрослыми удивительный внутренний мир ребенка.
  • Активность ребёнка говорит о том, что с ним все в порядке. Детям жизненно необходимо бегать, прыгать, кричать, шуметь. Для того чтобы спасти свой дом от возможных разрушений, обговорите заранее, где ребенок может дать волю своей энергии, а где этого делать не стоит.
  • Болезнь ребенка лишает родителей покоя и сна. Постарайтесь в это время не волноваться, но и не переусердствовать с заботой и вниманием. Ребенок чутко реагирует на состояние родителей: в случае излишнего беспокойства начинает паниковать сам, а в случае чрезмерной опеки – задумываться о преимуществах, которые он получает во время болезни.
  • Юмор развивает интеллект и эмоции, поэтому смейтесь вместе с ребенком, подмечайте забавные стороны во всем, что с вами происходит. Только не иронизируйте - ребенок еще недостаточно опытен, чтобы понимать подтексты: он может принять ироническое высказывание за чистую монету и неправильно понять ситуацию.
  • Ярлыки, которые вольно или невольно навешивают на ребенка родители, могут испортить не только его характер, но и всю дальнейшую жизнь! Помните, что принцип «Как вы яхту назовете, так она и поплывет» еще никто не отменял. Поэтому будьте аккуратны в своих словах и забудьте такие эпитеты, как «ленивый», «неряшливый», «глупый» и т. п.

7 простых правил:

1. Сдерживайтесь и никогда не выясняйте отношения при ребенке.

2. Не ведите воспитательные дискуссии друг с другом в раздраженном состоянии. Подождите некоторое время, когда накал эмоций спадет.

3. Всегда старайтесь говорить о своих чувствах, а не обвинять других в их неправоте. («Мне обидно, когда я вижу…, «Мне неприятно, потому что…» вместо «Как ты посмел (а)…», «Почему ты…»).

4. Не позволяйте себе высказываний в адрес других членов семьи, которые могут подорвать их авторитет в глазах ребенка («Ну что ты за мать! Да тебе наплевать на детей!», «Какой же ты отец, если ты даже не можешь пожалеть ребенка?»).

5. Никогда не обвиняйте малыша в том, что он унаследовал те или иные негативные черты какого-либо родственника («Он такой же растяпа, как и ты!», «Это все плоды твоего воспитания!»). Такие фразы вызывают у ребенка чувство вины за то, что он «не такой», и ведут к снижению его самооценки.

6. Стремитесь к стилю воспитания, в котором главное – это сотрудничество: сотрудничество взрослого и ребенка, сотрудничество родителей между собой, сотрудничество родителей с преподавателями.

7. Не пренебрегайте чтением книг и журналов по психологии и педагогике. Предлагайте прочитать заинтересовавшие вас материалы всем участникам воспитательного процесса – в этом случае вероятность согласованных действий возрастет.

Принципы наказания детей:

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным.

2. Установить границы, затем требовать их соблюдения. Сами родители должны для себя определить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет. Ребенок должен знать, за какие проступки последует наказание и в какой форме. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, не установив правила, родители не могут требовать их исполнения.

3. Отличать детское своеволие от безответственности. Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить просьбу взрослого или просто не понял его требования, не следует его наказывать. Нельзя предъявлять к детским памяти и  интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность — совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

4. Наказан — прощен. Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. Наказание ребенка должно носить временный характер. Например: «Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня». После истечения срока наказания следует восстановить с ним мирные отношения. Для этого можно обнять ребенка, приласкать, сказать, что он по-прежнему любим и что наказывать его было неприятно. Нужно еще раз объяснить, почему он наказан и как ему следует себя вести в следующий раз.

5. Не требовать невозможного. Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что он намочил постель или сломал часы, с которыми они сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может спровоцировать неразрешимый внутренний конфликт ребенка.

6. За один раз — одно. При наказании ребенка нельзя напоминать ему о его прежних проступках. Следует говорить с ним только о том, за что он наказан именно сейчас. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала! Наказание должно касаться только поведения или конкретного поступка ребенка, а не его личности. Следует избегать оскорблений и приклеивания ярлыков.

7. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

8. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

9. Любовь как руководство к действию. Промахи, ошибки и конфликты неизбежны в любом воспитательном процессе. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Наказание — не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Недопустимые действия родителей в отношении ребёнка:

  • Нельзя постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для родителей проявления его самостоятельности. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
  • Не следует говорить «да», когда необходимо твёрдое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребёнка может повыситься чувство ответственности.
  • Не следует приучать малыша к лёгким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него может стать трагедией. И в то же время не подчёркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всём – это может привести к безразличию или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

Алгоритм общения с ребенком:

1. Правило «Установления контакта».  Каждый раз, когда вам нужно поговорить с ребенком и что-то вложить в его голову:   обращаться непосредственно к ребенку, называя его по имени; применять тактильный контакт: поверните его к себе, погладьте; присядьте на корточки или на стул, чтобы смотреть не сверху вниз, а непосредственно в глаза ребенку и быть с ним на одном уровне; важны тон, мимика, жесты – спокойные и мягкие;   исключить отвлекающие факторы и помехи (музыку, телевизор, кричащую бабушку и т.п.), - исключить раздражающие факторы (например папу, с которым накануне поссорились)

2. Сочувствие (и его подтверждение).   Вы показываете ребенку, что относитесь к его заботам и потребностям с пониманием. Сочувствие необходимо проявлять методом активного слушания - сочувственно повторить слова ребенка.

3. Выявление проблемы.  Необходимо проговорить две точки зрения, которые необходимо примирить: вашу и вашего ребенка, в расчет принимаются побуждения обеих сторон. Изложить причины, по которым вы настаиваете на том или ином требовании.

4. Приглашение к разговору.   Совместное обсуждение  различных решений проблемы, выявленной с учетом потребностей обоих участников диалога. «Давай подумаем, как нам решить эту проблему» или «Давай подумаем, как нам с этим  справиться». Приглашение к разговору помогает ребенку понять, что поиск решения проблемы – это процесс, в котором вы участвуете вместе с ним, а не указание, которое вы заставляете его выполнять.  Ни в коем случае не говорите ему, что его идея плохая. Вместо этого просто напомните, что идея должна устраивать вас обоих.

  • Подготовила: педагог-психолог Смирнова Н.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитываем ребенка победителем

Сообщение для родителей...

Прежде чем воспитывать ребенка…

Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?1.   Какая цель очередного Вашего воздействия: оно как интервенция или же как освобождение ребенк...

Консультация для родителей "Что лучше: воспитывать ребенка дома или отдать в детский сад?!"

Данный вид консультативного материала будет полезен как родителям детей, так и педагогам. Так как, именно в нем отражены все достоинства и недостатки домашнего воспитания детей. В нем, можно найти все...

Кто должен воспитывать ребенка в семье.

       Большинство   родителей  понимают как важно  иметь ответственность перед обществом за воспитание детей и стремиться вырастить их добрыми, у...

Статья "Воспитываем ребенка - лидера"

Хвалит ребенка  публично, а критекуйте ребенка без посторонних лиц. Публичная похвола повышает авторитет ребенка в глазах сверстников....

Воспитываем ребенка в труде

В буклете "Воспитываем ребенка в труде" включены разделы: ручной и художественный труд, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание....