Кризис 3-ех лет.
консультация (младшая группа)

Смирнова Наталья Александровна

В консультации подробно описываются все признаки трехлетнего кризиса у ребенка, раскрываются поведенческие проявления кризиса, описываются  ощущения во внутреннем мире ребенка в критический период, его переживания и внутренние противоречия, приводятся рекомендации желаемого поведения и реагирования родителей на проявления кризиса 3-ех лет у малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кризис 3-ех лет».

  Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы приглашаем Вас к разговору о наших детях и  хотим познакомить Вас с особенностями психического развития ребенка во время так называемого  «кризиса 3-х лет».

 Ребенок развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Кризисы необходимы, они – движущая сила развития, т.к. именно в результате кризисов происходят важнейшие новообразования в психике ребенка, которые потом помогут успешно  и эффективно проживать эту нелегкую жизнь.  И как раз в этом возрасте у ребенка происходит этот кризис развития и формируются новообразования. От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Протекание данного кризиса у всех детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже. У одних детей кризис развития длится непродолжительное время, у других – до 4-4,5 лет.

Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие формы проявления кризиса в переходном возрасте. Вы не должны пугаться остроты протекания кризиса, этот вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в новом возрастном качестве говорит о том, что в  его психике сложились все возрастные новообразования, необходимые для дальнейшего развития его личности.

Поведенческие проявления кризиса.

 Послушайте, пожалуйста:   Малыш 2,2-3 лет: Мама, дай машинку! Мама дает со словами: - Возьми, сынок.  Малыш раздраженно:  - Не хочу машинку!  Мама забирает игрушку. Малыш гневно:  - Дай машинку!!! А-а-а!!! - Как знакома нам эта ситуация, не правда ли? Что же происходит? Почему прежде нежный, послушный малыш вдруг превращается   в упрямого, вредного и даже деспотичного ребёнка? А главное – что с ним теперь делать? Малыш меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.

Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось.  Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам.  А как обижается, когда пресекают его шалости...  Любые запреты перепроверяет.  То пускается в рассуждения, то, вообще, перестает говорить...  Вдруг отказывается от горшка... или словно робот, запрограммировано, недослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: "нет", "не могу", "не хочу", "я не буду", вдруг начинает проявлять самостоятельность, говорить «Я сам!». 

Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

Я негативен и упрям,

 Строптив и своеволен,

 Средою социальной я

 Ужасно недоволен.

 Вы не даете мне шагнуть,

 Всегда помочь готовы.

 О боже! Как же тяжелы

 Сердечные оковы.

Система "Я" кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я - самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Самоощущения  и внутренний мир ребенка в кризисе.

 В период кризиса трех лет ребенок впервые открывает для себя, что он - такой же человек, как и другие, в частности, как его родители. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. Одним из проявлений этого открытия служит появление в его речи местоимения "Я" (раньше он говорил о себе только в третьем лице и называл себя по имени, например, говорил о себе: "Миша упал").

Новое осознание себя проявляется также в стремлении во всем подражать взрослым, полностью сравняться с ними. Ребенок начинает требовать, чтобы его укладывали спать тогда же, когда ложатся взрослые, стремится самостоятельно, как они, одеваться и раздеваться, даже если он не умеет этого делать. Ребенок считает себя независимым, он все может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и "мстит" слезами, возражениями, капризами.

Важно понимать, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Если родители в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности, то этим они способствуют разумному различению тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя "как взрослый", и тех, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве.

Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней. Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней и какое-то время она ему необходима.  Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Без этого отдаления от родителей ребенку сложно  будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

В состоянии здоровья ребенка происходит функциональный дисбаланс, который выражается бурным физическим развитием, ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения, т.к. эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. У детей этого возраста велика потребность в движении, детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим. Трудный возраст в первую очередь труден для него самого. Очень важно знать и понимать, что малыш сам страдает от кризиса и помочь ему пережить этот период.

 Итак, ребёнок в этот период проявляет очень много отрицательных качеств и взрослым становится все сложнее управляться с возрастающей строптивостью и несговорчивостью малыша. Основными признаками  кризиса трёх лет являются: негативизм, капризы, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание,  деспотизм. Давайте подробнее остановимся  на «симптомах» кризиса.

  Негативизм. Негативизм – это желание ребенка делать наоборот, ни в коем случае не подчиняться воле взрослого, даже вопреки собственному желанию. Вот пример: Дима сидит за столом и обедает. Он уронил ложку и слез со стула, чтобы поднять ее. Он уже наклонился и дотянулся до ложки, но тут мама говорит: «Дима, подними ложку!» Мальчик тут же опять садится за стул и отвечает: «Не буду!». (Обсуждение: Как вести сбя маме. В данном случае мама  не должна была спешить с замечанием, а дать возможность сыну самому справиться с возникшей ситуацией).  

Негативизм адресован непосредственно какому-либо человеку. Ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. Негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию. Если ребенку предложить на выбор другое занятие, более интересное для него в данный момент, и он согласится, то речь идет не о негативизме, а о непослушании. Негативизм отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша, его попытку выделить свое «Я», желание продемонстрировать свою самостоятельность. Ребенок как бы дает нам понять, что он тоже имеет право на собственное мнение и желает, чтобы с ним считались. Иногда взрослый, сам того не желая, может провоцировать вспышки негативизма. Всякий раз, когда мама, папа или другой взрослый отдают резкий приказ («Давай быстрее!», «Не ори!»), ребенок, остро переживающий кризисный период, скорее всего, так же резко ответит: «Не буду!», «Сам не ори!».

«Строптивость» – ребёнок выражает недовольство взрослым и его действиями, и всем что ему предлагают делать. В отличие от негативизма она направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Причем зачастую он не умеет этого делать, тем не менее требует полной самостоятельности. Хочется подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление ребенка к самостоятельности. Это можно наблюдать даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, а иначе дети могут вырасти пассивными и ленивыми. Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от семейных традиций могут решать проблему разными способами: отвлечь его, уговорить, позволить действовать самостоятельно. Но, если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые могут твердо запретить ему делать самостоятельно что-либо: переходить дорогу, включать газ и т.п. Необходимо заметить, что если достижения ребенка становятся предметом внимания взрослого и его доброжелательной оценки, его личность своевременно и полноценно развивается, а это залог психического здоровья и успешного развития в дальнейшем. Родителям можно посоветовать стать более гибкими, довериться своей интуиции и научиться использовать весь арсенал педагогических воздействий, варьируя, в зависимости от конкретного случая. Не надо бояться проводить маленькие эксперименты, которые помогут лучше понять, в каких ситуациях как лучше действовать.

  «Упрямство» – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому, что он это потребовал, потому, что хочет, чтобы с его мнением считались. Детское упрямство может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращенными к родителям. В этом случае оно выступает средством «мести», когда ребенок поступает вопреки («назло») взрослым. Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых, не восприятие ребенком мнения других людей, настаивание на своем только потому, что он так сказал, он так потребовал, а вовсе не потому, что ему очень этого хочется. В детском упрямстве многие взрослые усматривают вызов собственной компетентности воспитателя, угрозы своему авторитету в глазах ребенка. Когда взрослые, стремясь доказать свою компетентность, упорно настаивают на своем, то в этом упрямство проявляется не меньше, чем у детей.

  Как реагировать на упрямство? - не придавать большого значения – во время приступа не пытайтесь что-то внушать ребенку, это бесполезно, ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее заводят,  – не прибегайте к помощи посторонних, ребенку только это и нужно – просто возьмите его за руку и уведите – будьте в поведении с ребенком настойчивы.

Часто дети воспринимают борьбу с их упрямым поведением как борьбу с ним самим, они могут чувствовать беспомощность, ненависть, грусть, жалость к себе, обиду, злость, страх. У ребенка в этот момент могут возникать разные желания: пошалить еще, ударить родителя, сломать что-либо, убежать и спрятаться, плакать, кричать. Лучше взрослому не вставать на позицию «кто кого», так как это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка. Кроме того, ребенок может усвоить манеру поведения взрослого и будет действовать подобным образом в дальнейшем.

Одной из ошибок воспитания в семье, ведущей к появлению упрямства,  является повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Родители выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учета его возрастных и индивидуальных возможностей. Бесполезно требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился не колени в новой одежде и т.д.

Как преодолеть упрямство? - не придавайте ему большого значения. Установите четкие рамки запретов (желательно, чтобы их было немного – лишь самые основные). Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Часто упрямство ребенка становится реакцией защиты на чрезмерное упрямство родителей. Не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства – таким образом вы разовьете у ребенка комплекс неполноценности, ожесточите.

  Капризность. Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и провести четкую границу между ними очень сложно. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы. Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов в следующем: - в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;  - в недовольстве, раздражительности, плаче,   - в двигательном перевозбуждении.

Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требование родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное – не уступить взрослому. Капризный ребенок стремиться добиться еще большего внимания к себе, ему нравиться быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу», капризного – «Я не хочу». Замечено, что: - девочки капризничают чаще, чем мальчики; -  мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Хочется подчеркнуть, что при приступе капризности, не надо идти на поводу у ребенка.

 Истерика. Очень часто за капризом ребенка, в случае невыполнения его требований, наступает истерика. Для истерик у детей характерны: - невероятная яркость, гротескность, - своего рода «игра на публику», - зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей. Детская истерика сопровождается малыми припадками: - громогласный плач, - крики, - битье головой о стену или пол, - расцарапывание лица. Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.

Благоприятными условиями для возникновения истерик и капризов являются: - переутомление; - некомфортная обстановка; - плохое самочувствие; - повышенная эмоциональная возбудимость; - чувствительность. Бывает так, что ребенок при одном из родителей не позволяет себе капризы и истерики. Здесь корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка.  Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повториться нечто подобное, только с еще большей силой. 

Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, потому что он покупает «запрещенную» газировку, а если устроить бабушке истерику, можно получить все и немножко больше. Постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого. Если мама не разрешила, значит нельзя. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы.

Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.              

- Переключайте детей на действия. Если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик.

-- Назовите ребенку его эмоциональное состояние. 

-- Скажите ребенку правду относительно последствий. Объясните все очень просто: «Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».  Если истерика все же началась:

 - прежде всего не раздражаться, взять себя в руки;

- постарайтесь отвлечь малыша, переключите его внимание на что-нибудь загадочное;

- постарайтесь не реагировать на советы посторонних;

- Как только начинается истерика – встаньте и выйдите из комнаты.  Подобное шоу рассчитано на зрителя.

 - научите ребенка извиняться за свои поступки,

 -выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений. 

 Симптом обесценивания – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: обесценивание игрушки и отказ от нее, предметы обихода, знакомые люди.  Может проявляться в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение останется незамеченным, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно.

«Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».

Уважаемые родители, хочется еще раз обратить ваше внимание, на то, что нельзя расценивать все эти проявления в развитии ребенка только со знаком «минус». Кризис 3-х лет - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.  В пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.  В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь "взрослые" подарки типа шариковой ручки для письма.

Ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, а у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость. Помните: ребенку трудно понять, почему изменяется система требований. Родителю необходимо проявлять огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту  и ласку, вне зависимости от того, что ребёнок переживает кризисный период. Потому что все, что происходит с вашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом.

Хочу напомнить Вам, что кризис - это явление временное. Необходимо помнить, что малыш сам страдает от кризиса.

Я желаю Вам понимания и терпения в общении с Вашими любимыми малышами.

 

 Рецепт  желанного общения родителей с ребенком: Взять Принятие,  добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской  Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом. 

Смысл слов:

Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что.

Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности.

Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком. 

Ответственность – приобретается в течение всей жизни. »

Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.  

Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день,

для уверенности в себе – 6 поглаживаний,

для уверенности в обществе – 9 поглаживаний,

чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Маленький тиран или кризис 3ех лет

Слайд 2

Кризис 3ех лет - один из самых ярких кризисов. Любой кризис - это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Внешний конфликт Ребенок сталкивается с постоянной опекой взрослых Внутренний конфликт многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться. Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется , как может!

Слайд 3

Основные симптомы кризиса: Негативизм Истерики Строптивость Обесценивание Капризы Упрямство Своеволие Деспотизм Протест Бунт

Слайд 4

Негативизм, строптивость. Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием ест. Что делать? Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»

Слайд 5

Упрямство. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это он сам предложил и так решил. Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет и сам примет решение - попросит книжку.

Слайд 6

Капризы Истерики - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!» Любимое выражение: «Я не хочу». Что делать? - не надо идти на поводу у ребенка. - наступает в случае невыполнения его требований, для нее характерны: «игра на публику», яркость, крики, громкий плач. Что делать? – бесполезно что-либо объяснять; - спокойно переждите ; - переключите его внимание на что-нибудь загадочное; - т.к. шоу рассчитано на зрителя - встаньте и выйдите из комнаты.

Слайд 7

Обесценивание. Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами). Это следующий этап познавательной деятельности ребенка (не путайте с агрессией). Потом он поймет, что такое поведение может быть другим людям неприятно. А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…) Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.

Слайд 8

Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности. Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт – сын ошибок трудных. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.

Слайд 9

Рецепт желанного общения родителей с ребенком. Взять Принятие , добавить к нему Признание , смешать с определённым количеством родительской Любви и Доступности , добавить собственной Ответственности , приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом .

Слайд 10

Если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом - пожнёшь ее сполна в старости. Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день, для уверенности в себе – 6 , для уверенности в обществе – 9 поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....