Как воспитать у ребенка самостоятельность
проект (младшая группа)
Проект родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitat_u_rebenka_samostoyatelnost.docx | 59.28 КБ |
samostoyatelnost.pptx | 1.46 МБ |
buklety.docx | 926.58 КБ |
pamyatka.docx | 138.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
родительского собрания
Тема:
«Как воспитать у ребенка самостоятельность»
Проект выполнила воспитатель детского сада №32:
Обухова Наталья Сергеевна,
Рыбинск 2019
Визитная карточка проекта
Авторы проекта | |||
Фамилии, имена | Обухова Наталья Сергеевна | ||
Описание проекта | |||
Название проекта | Как воспитать у ребенка самостоятельность? | ||
Форма работы | Родительское собрание | ||
Теоретическое обоснование темы и формы работы с родителями | Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства, объясняется это тем, что на пороге дошкольного возраста ребенок переживает «кризис трех лет». Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - Я сам! Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка. Обычно мы задумываемся о самостоятельности ребёнка, когда он начинает ходить в школу, и опаздываем с воспитанием этого качества на целых семь лет! Как правило, самостоятельность понимают примерно так: «Это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью», «Это умение принимать решения и нести ответственность за их последствия». Конечно же, у маленьких детей самостоятельность выражается в другом. В раннем возрасте самостоятельность хорошо воспитывать через такой вид детского труда, как самообслуживание. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. То есть самостоятельность такого рода, которую психологи называют бытовой. Но именно она является фундаментом таких качеств в будущем, как ответственность, умение принимать решение, забота о других. Поэтому целесообразно и эффективно проводить работу с родителями по данной теме в форме «родительского собрания», т.к. она является актуальной для всех родителей. Данное родительское собрание планируется провести со всеми родителями 2 младшей группы. Форма работы: фронтальная. | ||
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | |||
Возрастная группа | 2 младшая группа | ||
Срок реализации | Краткосрочный | ||
Основа проекта (ФГОС ДО, программы и др. документы) | ФГОС ДО, ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014 — 368 с. | ||
Цель и задачи | Цель: Информирование родителей по проблеме воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Замотивировать родителей проблемой воспитания у детей самостоятельности. 2. Выявить представления родителей о том, какими навыками самообслуживания обладают их дети. 3. Создать условия для взаимодействия и активизации деятельности родителей в процессе обсуждения проблемы. 4.Разработать комплекс материалов: буклеты для родителей по темам: «Воспитание самостоятельности у детей в самообслуживании», «Приемы и игры для развития самостоятельности у дошкольников», «Художественное слово и произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании». | ||
Методическое обеспечение | Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12 – с. 28-33. Дуброва В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 1999. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014 — 368 с. Юдина Р.А. Я сам. Развитие самостоятельности у детей 2-4 лет.-М.: Карапуз, 2014. – 18с. | ||
Материально техническое обеспечение | Интерактивная доска, проектор, компьютер, конспект, презентация на тему. | ||
Ожидаемые результаты | Родители сделают выводы, что воспитывать у детей самостоятельность необходимо, и лучше начинать с младшего дошкольного возраста. Познакомить родителей с различными способами воспитания самостоятельности, которые в дальнейшем они могут использовать в совместной деятельности. | ||
Этапы реализации | |||
Подготовительный этап | |||
- диагностика | Анкета для родителей: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста ». Цель: выявление представления родителей об уровне самостоятельности в режимных процессах. | ||
- сбор информации, подготовка необходимого оборудования и материалов | Изучение литературы, подбор информации, раздаточный материал, подготовка презентации, создание буклетов, памяток, приглашений, канцелярия. | ||
Основной этап | |||
- работа с детьми | В данном родительском собрании участие детей не предусмотрено. | ||
- работа с родителями | Приветствие – мотивация на совместную деятельность Анкетирование и анализ результатов Выделение и обсуждение условий для развития самостоятельности Решение проблемных ситуаций Игра « Вставь пропущенное слово». Игра «Клубок умений и навыков». Рефлексия « Свободный отчет» | ||
- оснащение предметно-развивающей среды | Оформление родительского уголка на тему: «Я сам!» Памятка для родителей по воспитанию самостоятельности у детей. | ||
Завершающий этап | Советы в виде буклетов на тему: «Воспитание самостоятельности у детей в самообслуживании», «Приемы и игры для развития самостоятельности у дошкольников», «Художественное слово и произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании». Рефлексия « Свободный отчет» | ||
Конспект родительского собрания на тему: «Как воспитать у ребенка самостоятельность ».
Цель: Информирование родителей по проблеме воспитания самостоятельности у детей
Задачи: 1.Замотивировать родителей проблемой воспитания у детей самостоятельности.
2.Выявить представления родителей о том, какими навыками самообслуживания обладают их дети.
3. Создать условия для взаимодействия и активизации деятельности родителей в процессе обсуждения проблемы.
4. Разработать комплекс материалов: буклеты для родителей по темам: «Воспитание самостоятельности у детей в самообслуживании», «Приемы и игры для развития самостоятельности у дошкольников», «Художественное слово и произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании».
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Материалы и оборудование: Столы, стулья, интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация на тему, клубок ниток, волшебная коробочка, карточки по числу присутствующих для деления на команды, листы бумаги, ручки, карточки с заданиями (3шт).
Ход родительского собрания
Мотивационный этап
-Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Мы очень рады Вас сегодня видеть на нашей встрече.
-Наше собрание хотелось бы начать словами великого польского писателя, врача и педагога Януша Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…».
-Сегодня мы поговорим о «Воспитании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Как вы считаете, что такое самостоятельность? (ответы родителей)
И умеют ли ваши дети выполнять что-то самостоятельно?» Давайте попробуем определить это.
Диагностический
Проведение анкетирования и обсуждение результатов с родителями.
-Предлагаю Вам заполнить анкету, чтобы вы сами определили, уровень самостоятельности вашего ребенка в режимных процессах.
Напротив каждого навыка поставьте плюс, если ваш ребенок делает это самостоятельно, и поставьте галочку, если ему требуется помощь взрослого.
Раздаю бланки анкет: «Навыки самообслуживания у детей младшего
возраста» Цель: выявление представления родителей об уровне самостоятельности в режимных процессах.
(Приложение 1), заполните их.
-Посчитайте сколько плюсов и сколько галочек, если плюсов больше, значит, ваши дети более самостоятельны и практически все делают сами, если же галочек больше то, как раз сегодня тема нашего собрания посвящена тому, как помочь ребенку быть более самостоятельным.
Основной
-Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи, это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.
Самостоятельность - ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.
-Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию. Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. И если ребенка в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды.
-Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него все сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? (обсуждение с родителями)
-Разумеется, такие действия причиняют большой вред, лишают ребенка самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка.
-Полезнее было бы потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать, что вам некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И вы скоро убедитесь, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеваться и т.п.
- Давайте же узнаем, что наши дети должны уметь в этом возрасте, мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям 2младшей группы, взгляните на экран. (выводим слайд на экран)
➢ Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
➢ Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду
складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
➢ Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
➢ Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
➢ Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
➢ Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
➢ Убирать игрушки, строительный материал в определенное место
➢ Выполнять небольшие поручения взрослых.
- Конечно, они не сразу приобретают навыки, им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия, прежде всего в семье.
- Давайте разделимся с вами на 3 команды при помощи при помощи нашей волшебной коробочки секретиков. Вам надо достать из нее картинку. У кого на ней будет изображена одежда, это команда называется «Одевалочки», кто вытащит картинку с изображением столовых приборов – это команда «Помогалочки» и вытащит картинку с изображением предметов личной гигиены - это команда «Умывалочки» (родители делятся на команды).
- Каждая команда должна составить условия для развития самостоятельности, например команда «Одевалочки» составляет условия для одевания, раздевания, команда «Помогалочки» для приема пищи и команда «Умывалочки» для умывания.
После выполненного задания команды зачитывают составленные ими условия.
-Вы практически справились с заданиями и определили почти все условия, мы хотели бы вам показать условия, которые составили мы - воспитатели (вывожу слайд на экран). Проговариваем каждое условие.
В одевании:
1.вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребёнка;
2.индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, носков);
3.постоянное место для хранения пижамы;
4.удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы; удобные застёжки на кофтах, платьях; свободные резинки на юбках, трусах, колготках, шортах; соответствующий голове ребёнка размер ворота; удобная обувь).
В умывании:
1.устойчивая подставка под ноги (расстояние от неё до края раковины должно быть примерно 55 см, а до крана – 65-70 см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребёнка);
2.постоянное и удобное место для зубной пасты, щётки, стаканчика или подставки под неё (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);
3.отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;
4.удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету и орнаменту полотенца. Удобный для ребёнка размер полотенец-40-50 см в ширину, 50-70 см в длину)
При приёме пищи:
1.стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-19 см. под ноги нужно поставить подставку, расстояние от неё до сиденья стула -25-28 см);
2.небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;
3.на доступном для ребёнка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.
- Без создания этих условий ребенку труднее приучиться к самостоятельности. В результате – бесполезно затраченные силы и недовольство взрослых. Поэтому все в квартире должно быть приспособлено для удобства детей, как в детском саду.
- Но созданные условия – это еще не все, необходимо правильно руководить действиями детей.
- При формировании навыков самостоятельности мы сталкиваемся с тем, что ребёнок не может выполнить предложенные задачи. Что тогда делать? Давайте попробуем в этом разобраться и решим с вами некоторые проблемные ситуации.
(Воспитатель раздаёт листы с заданиями).
-Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.
Решение проблемных ситуаций
1. Мама с дочкой Ксюшей собирались на улицу. Мама дала ей одежду. А сама пошла на кухню.
Через 15 минут мама вернулась – Ксюша не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось? В каком порядке ребенок должен одеваться и раздеваться?
Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один, ребенок растерялся. Алгоритмы одевания и раздевания представляем на слайде.
2. Сережа в детском саду ест практически все. Воспитатели не нарадуются такому хорошему аппетиту. Но дома аппетит Сережи куда то пропадает, ни мама, ни папа не в силах накормить ребенка: «Не хочу, не буду»- кричит Сережа. Как родителям справиться с мальчиком Сережей?
Родителям можно посоветовать включать в домашнее меню желательно те блюда, которые дети употребляют в детском саду. Бывает, что малыш отказывается, есть из-за неаппетитного вида блюда, можно его как-нибудь интересно оформить. Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание детей на недостаточности их аппетита, говорить об этом в их присутствии. Не следует упрашивать, задабривать и уговаривать есть. Надо воздействовать на эмоции детей, пользуясь поощрением, внушением, примером сверстников, игровыми приемами, художественным словом. Как красиво оформить блюдо и сервировать стол мы представили для вас на экране.
3. Саша любит мыть руки самостоятельно, но кран расположен высоко. Ребенок изо всех сил тянет руки к крану - вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезный труд, затраченные силы ребенка и недовольство родителей.
В чем ошибка родителей и как ее исправить?
Поделитесь опытом: как вы моете с ребенком руки дома?
-Родители не обеспечили ванную одним из условий, которые мы проговаривали ранее - устойчивой подставкой под ноги ребенка. Достаточно показать ребенку несколько раз, как пользоваться подставкой и вскоре при каждом мытье рук проблема исчезнет. Посмотрите на экран, там представлен правильный алгоритм мытья рук.
-Мы с вами рассмотрели 3 ситуации. Они разные, но их объединяет то, что в каждой примере мы использовали определенный прием.
-Следует обучать ребенка простым действиям, сопровождая их показом (надеть и снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку) д. р. Показ производить в замедленном темпе. Обратить внимание детей на рациональность тех или иных способов действия ( полотенце после вытирания расправить, а потом уже повесить – так оно лучше просохнет; чтобы пятка оказалась сразу на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их гармошку, чтобы правильно надеть платье, свитер, с начало нужно определить где у них перед). Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Показ действий и попытка выполнять их самостоятельно надо сопровождать их не только объяснениями, но и вопросами: почему сначала верхнюю пуговицу застегнем? Что наденем сначала, а потом, почему?
-По мере овладения навыками одевания и раздевания переходим от непосредственной помощи к напоминанию, стараемся делать это ненавязчиво. Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывайте о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряйте действия малыша. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить). Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.
- А теперь мы вас познакомим с некоторыми стихами и потешками, которые вы можете использовать дома.
Давайте поиграем в игру « Вставь пропущенное слово». Вам надо вставить пропущенные слова в стихотворение или в потешку и сказать, когда мы можем ее использовать. (Выводим слайд на экран)
При одевании, раздевании.
Шкафчик свой… (открывай)
И …(одежду) доставай.
Мы сначала …(одеваем)
…(кофточку), штанишки.
Обуваем на…( ножки)
Носки и …(сапожки).
Шапку на …(головку)
Одеваем …(ловко).
…(шарфик) не забудем.
Вот как мы …(умеем),
Мы …(большими) будем.
Вова взял у папы… (шляпу),
Чтоб похожим быть на…. (папу).
Надевает шляпу эту…
Где же Вова? Вовы…( нету).
При кормлении.
А у нас есть ложки
…(волшебные) немножко.
Вот — …(тарелка), вот — еда.
Не осталось и …(следа).
На моей …(тарелочке)
Рыженькая …(белочка),
Чтоб она была …(видна),
Все съедаю я до …(дна).
Глубоко и …(мелко),
Корабли в …(тарелке),
Вот …(кораблик) плывет,
Заплывает прямо в …(рот).
Что полезно, всем известно? –
Я ответ найду …(легко).
На моей любимой…(чашке)
Нарисованы…(ромашки).
Ну а в чашке - …(молоко).
При умывании
Теплою …(водою)
…(Руки) чисто мою.
Кусочек …(мыла) я возьму
И ладошки им …(потру).
Будет мыло …(пениться),
…(Грязь) куда-то денется
Каждый день я мою …(мыло)
Кипяченою …(водой).
Мойся,…( мыло), не ленись,
Не выскальзывай, не злись!
Вот оно и не …(упало),
Нам не мыть его сначала!
Ах, опять оно …(упало),
Будем мыть его сначала!
Родители отгадывают пропущенные слова и отвечают где можно использовать стихи и потешки.
Игра «Клубок умений и навыков».
У меня в руках очень красивый клубок умений и навыков, которым предстоит научиться нашим детям. Давайте с вами посмотрим, а сколько же наши малыши уже могут. Продолжите предложение «Мой ребёнок умеет или делает…». На каждое сказанное умение разматываем наш клубок знаний. (Родители называют, что умеют делать их дети) Посмотрите, как много всего умеют делать наши ребята, какие они молодцы (воспитатель обращает внимание на количество размотанных ниток). Но сколько им ещё предстоит узнать (обращаю внимание на оставшийся клубок). И сделать они это смогут только если мы с вами будет работать вместе, сообща.
Завершающий этап
- В заключение родительского собрания мы благодарим всех, принявших участие в обсуждении такой актуальной темы. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самостоятельной и сильной личностью. Это в первую очередь независимость от чужих мнений и крепкие собственные убеждения, и правильные поступки. Чтобы этого добиться родителям следует запомнить одно самое главное правило:
«Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам».
Рефлексия «Свободный отчет».
Продолжите фразу :
• Я благодарен сегодняшней встрече…
• Я благодарен своим педагогам…
• Я благодарен родителям моей группы….
• Я благодарен своему ребенку….
• Я благодарен себе….
Выдаем родителям буклеты: «Воспитание самостоятельности у детей в самообслуживании», «Приемы и игры для развития самостоятельности у дошкольников», «Художественное слово и произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании».
Анкета для родителей
«Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»
Цель: выявление представления родителей об уровне самостоятельности в режимных процессах.
Критерии самообслуживания | Самостоятельно(+) | С помощью взрослого(✓) |
Следит за собой ( опрятность) | ||
Старается быть аккуратным в быту | ||
Может кушать самостоятельно | ||
Может пользоваться носовым платком | ||
Может раздеваться | ||
Может одеться | ||
Складывает свои вещи | ||
Может убрать за собой игрушки | ||
Моет и вытирает руки | ||
Ходит в туалет | ||
Просит ли помощи если что-то не получается? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Информирование родителей по проблеме воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста Задачи : 1.Замотивировать родителей проблемой воспитания у детей самостоятельности 2 . Выявить представления родителей о том, какими навыками самообслуживания обладают их дети 3. Создать условия для взаимодействия и активизации деятельности родителей в процессе обсуждения проблемы 4.Разработать комплекс материалов: буклеты для родителей по темам: «Упражнения для развития самостоятельности у дошкольников», «Что нужно знать о развитии самостоятельности у ребенка », памятка для родителей по развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста
«Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности …». Януш Корчак Мотивационный этап
Диагностический этап Цель : выявление представления родителей об уровне самостоятельности в режимных процессах
1.Следит за собой ( опрятность) 2. Старается быть аккуратным в быту 3. Может кушать самостоятельно 4. Может пользоваться носовым платком 5. Может раздеваться 6. Может одеться 7. Складывает свои вещи 8. Может убрать за собой игрушки 9. Моет и вытирает руки 10.Ходит в туалет 11.Просит ли помощи если что-то не получается ? Анкета для родителей «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста» + самостоятельно с помощью взрослого✓
Основной этап Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки , помощи, это способность к независимым действиям , суждениям, обладание инициативой, решительность Самостоятельность - ценное и очень нужное качество Воспитывать его необходимо с раннего детства Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды
➢ Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место ➢ Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать , вешать, расстегивать, застегивать пуговицы ➢ Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому ➢ Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом ➢ Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом ➢ Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой ➢ Убирать игрушки, строительный материал в определенное место ➢ Выполнять небольшие поручения взрослых Перечень действий, доступных для выполнения детям 2 младшей группы
Деление на команды Каждый достает из коробочки карточку с разными изображениями: Одежда - «Одевалочки» Столовые приборы -«Помогалочки» Предметы личной гигиены – « Умывалочки »
В одевании : 1.вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребёнка; 2.индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, носков); 3.постоянное место для хранения пижамы; 4.удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы; удобные застёжки на кофтах, платьях; свободные резинки на юбках, трусах, колготках, шортах; соответствующий голове ребёнка размер ворота; удобная обувь ) В умывании : 1.устойчивая подставка под ноги (расстояние от неё до края раковины должно быть примерно 55 см, а до крана – 65-70 см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребёнка); 2.постоянное и удобное место для зубной пасты, щётки, стаканчика или подставки под неё (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма); 3.отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части; 4.удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету и орнаменту полотенца Удобный для ребёнка размер полотенец-40-50 см в ширину, 50-70 см в длину) При приёме пищи: 1.стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-19 см. под ноги нужно поставить подставку, расстояние от неё до сиденья стула -25-28 см); 2.небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка; 3.на доступном для ребёнка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании
Проблемные ситуации 1. Мама с дочкой Ксюшей собирались на улицу. Мама дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут мама вернулась – Ксюша не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось? В каком порядке ребенок должен одеваться и раздеваться? 2. Сережа в детском саду ест практически все. Воспитатели не нарадуются такому хорошему аппетиту. Но дома аппетит Сережи куда то пропадает, ни мама, ни папа не в силах накормить ребенка : «Не хочу, не буду»- кричит Сережа. Как родителям справиться с мальчиком Сережей ? 3 . Саша любит мыть руки самостоятельно, но кран расположен высоко. Ребенок изо всех сил тянет руки к крану - вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезный труд, затраченные силы ребенка и недовольство родителей В чем ошибка родителей и как ее исправить? Поделитесь опытом: как вы моете с ребенком руки дома?
Алгоритмы одевания и умывания
Оформление детских блюд и как накрыть на стол
И гра « Вставь пропущенное слово» Шкафчик свой… (открывай) И …(одежду) доставай. Мы сначала …(одеваем) …(кофточку), штанишки. Обуваем на…( ножки) Носки и …(сапожки). Шапку на …(головку) Одеваем …(ловко). …(шарфик) не забудем. Вот как мы …(умеем), Мы …(большими) будем. Теплою …(водою) …(Руки) чисто мою. Кусочек …(мыла) я возьму И ладошки им …(потру). Будет мыло …(пениться), …(Грязь) куда-то денется А у нас есть ложки …(волшебные) немножко. Вот — …(тарелка), вот — еда. Не осталось и …(следа).
Игра «Клубок умений и навыков » «Мой ребёнок умеет или делает…»
Заключительный этап Рефлексия «Свободный отчет». Продолжите фразу : • Я благодарен сегодняшней встрече… • Я благодарен своим педагогам… • Я благодарен родителям моей группы…. • Я благодарен своему ребенку…. • Я благодарен себе….
Предварительный просмотр:
Приемы и игры для развития самостоятельности у дошкольников
«Правый — левый»
Если ваш малыш еще путает правый и левый ботинки, помогите ему при помощи небольшой хитрости. Нарисуйте на ботинках два глазика, которые, если правильно их надеть, смотрят друг на друга.
Возможны другие варианты.
- Два человечка, которые протягивают друг другу руки.
- Две половинки сердечка.
- Рыбка, хвост которой на одной стороне, а голова — на другой.
Можно не рисовать, а купить любую наклейку и, разрезав ее пополам, наклеить на оба ботинка. Попросите малыша собрать картинку — он с удовольствием согласится.
«Мышиные хвостики» (облегчает завязывание шнурков)
Разучите вместе с малышом небольшие стихотворения и повторяйте их каждый раз, когда завязываете шнурки.
Запоминалка
Раз шнурок и два шнурок Перекресток. Узелок.
Вот поссорились концы, Разбежались молодцы,
Спинки сделали дугой — Вот один, а вот другой.
Помирились — повстречались И опять узлом связались.
Упражнение с мышиными хвостиками
Хвостик, хвостик, перекрест,
Хвостик в дырочку пролез.
Потянули, завязали,
Вместо мышек ушки стали.
Ушко, ушко, снова крест,
В норку заюшка залез.
Расскажите ребенку о мышиных хвостиках и заячьих ушках. Примерно так: «Вот смешные мышиные хвостики. Вот один, а вот другой. Один кладем на другой — перекрест. Один хвостик пролезает в серединку заячьей норы. Испугались хвостики зайца — разбежались в разные стороны. А вот и сам зайка появился. Вот одно ушко, а вот другое. Ушки играют в ту же игру». Эти образы помогут малышу запомнить последовательность в завязывании шнурков.
«Веселая шнуровка»
Чтобы научить ребенка шнуровать ботинок, вам понадобится дырокол и плотная бумага или картон. Сделайте дыроколом отверстия, можно в произвольном порядке, можно в виде шнуровки на ботинках. Возьмите шнурок, плотную веревку или проволоку и покажите, как можно продевать ее через дырочки. А еще можно делать небольшие узоры.
Даже самые маленькие дети включаются в игру, в которой нужно провести червячка (шнурок) через картонное или деревянное яблочко.
«Научи меня» (прием)
Иногда малыш уже умеет все делать сам, но почему-то не хочет. Он говорит: «Не могу, не умею, сделай сама, помоги…» В такой ситуации мама вдруг становится очень-очень беспомощной: «Ой, что-то у меня не получается. А что теперь надеть? А как это делать? Может, ты поможешь? Научи меня». Если сыграть искренне (ну, разучилась мама или заболела), ребенку придется спасать ситуацию, и он почувствует себя очень важным и все умеющим.
«Наглядные напоминания» (прием)
Чтобы было проще запомнить последовательность каких-либо действий, рисуйте «напоминалки».
Такие рисунки очень помогают ребенку стать самостоятельным, потому что не мама его контролирует, а он сам вспоминает.
Проходя мимо такого рисунка, малыш с удовольствием выполнит то, что нарисовано. Когда картинка станет привычной и перестанет привлекать внимание — нарисуйте новую.
Придумывайте и рисуйте «напоминалки» вместе!
Примеры напоминаний: рисунки «как сделать бутерброд», «как убрать постель», «как собрать игрушки», «как почистить зубы».
Ролевые игры
Используя игрушки разыграйте следующие ситуации.
О зайце, который не умел есть. Каждый раз, когда он хотел съесть сладкую морковку, он звал маму, она выкапывала ее и кормила зайчика. Но однажды он был очень голодным, а мамы не было рядом. Пусть ребенок сам придумает, как справился зайчик.
О пингвине, который не умел раздеваться. Все пингвины отправились плавать в море, а он стоял на берегу и не мог снять свой пингвиний фрак.
Игра «Приведи куклу в порядок»
Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.
Оборудование: кукла, кукольная одежда.
Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.
Игра "Обед у кукол"
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.
Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.
Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.
Упражнение "Сделаем лодочки"
Цель: упражнение ребенка в последовательности выполнения действий при мытье рук, подражание действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
§ засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
§ открыть кран;
§ сложить ладони рук "лодочкой";
§ подставить руки под струю воды;
§ закрыть кран;
§ вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании
Значение самообслуживания в воспитании детей
Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.
Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.
Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.
Что дети должны научиться делать самостоятельно
Дети младшего возраста должны уметь:
1. Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
2. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
3. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
4. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
5. Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
6. Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4 года жизни, салфеткой;
7. Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.
Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании.
В одевании:
1.Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;
2. Индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков) ;
3. Постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы;
4. Удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твердыми наконечниками; достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота; удобные застежки на платьях, кофточках).
В умывании:
1. Устойчивая подставка под ноги (расстояние от неё до края раковины должно быть примерно 55 см, а до крана – 65-70 см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутых в локте руки ребенка) ;
2.Постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма) ;
3. Отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;
4. Удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, потребуются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца - 40-50 см в ширину, 50-70 см в длину.) .
При приеме пищи:
1.Стул в соответствии со столом (расстояние от сидения до крышки стола должно равняться 18-19 см. Под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сидения стула - 25-28 см) ;
2.Небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;
3.На доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.
Художественное слово и произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании
Рассказы Л. Воронковой «Маша – растеряша», В. Овсеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла клади на место», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», И. Муравьёва «Я сама» .
Умываемся
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
Понемножку.
Лейся, лейся, лейся
Посмелей -
Настя умывайся веселей!
***
Водичка-водичка,
Умой Дашино личко,
Даша кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Дашино личико.
Кушаем
Ложечку за папу, ложечку за маму,
Кушай, Катя, кашу, будешь умной самой!
Ложечку за бабу, ложечку за деду,
Ложечку за юркую мышку-непоседу!
Ложечку за слоника, ложечку за мишку,
Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!
Ложечку за хрюшу, ложечку за киску,
Ложечку за рыжую хитренькую лисичку!
Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,
Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!
Ложечку за зебру, ложечку за львенка,
Ложечку за самого умного ребенка!
***
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.
***
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
***
Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
********
За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку - за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
Одеваемся
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
***
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
Нужно быстро одеваться
Ине нужно отвлекаться.
Не смотри по сторонам,
Одевайся сам.
***
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки одевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам одевать.
Тушки-тутушки
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
• Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать.
• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
• Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
• Старайтесь использовать игровую ситуацию.
• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать?
Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог....
"Как преодолеть страх перед школой" и "Как воспитать у ребенка самостоятельность"
Памятка для родителей...
ПАМЯТКА "Как воспитать у ребенка самостоятельность"
Заботливым родителям - советы психолога....
"Как воспитать в ребенке самостоятельность"
Что мешает ребенку быть самостоятельным...Как воспитать в ребенке самостоятельность. Этот навык закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее р...
Памятка "Как воспитать у ребенка самостоятельность"
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельный ребенок - это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себ...
Памятка "Как воспитать у ребенка самостоятельность", Памятка «Как преодолеть страх перед школой»
Раздаточный материал на родительское собрание в подготовительной группе...
Консультация для родителей старшей группы "Как воспитать у ребенка самостоятельность"
Материал для родительского уголка...