Влияние семьи на развитие речи ребенка
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Симонова Вера Алексеевна

Какое влияние оказывает семья на речевое развитие ребенка? Этому вопросу посвящена данная консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_semi_na_razvitie_rechi_rebenka.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние семьи на развитие речи ребенка.

Психологический климат в семье и развитие речи.

Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. На развитие речи ребенка в семье влияют: 1) позитивный психологический климат; 2) наличие полноценной речевой среды.

Для возникновения позитивного психологического климата в семье необходимы: эмоциональный контакт, эффективный стиль общения с ребенком, психологически спокойная обстановка, осознанный родительский сценарий, адекватное отношение родителей к различным проблемам ребенка.

В ряде исследований отмечается, что количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка, интервалы между рождениями детей воздействуют на когнитивное и личностное развитие ребенка. Понятно, что появление в семье каждого нового ребенка изменяет ее структуру и взаимодействие между членами семьи, меняется стиль и качество общения детей с родителями. Наряду с родителями дети взаимодействуют со старшими братьями и сестрами. Эмпирические наблюдения показывают, что в среднем более низкое речевое развитие у ребенка в той семье, где больше детей, и меньше интервал между рождениями детей. В многодетных семьях общение с родителями часто заменяется общением с сиблингами. Наибольшему риску по наличию проблем в речевом развитии подвержены старшие дети в больших семьях, так как им не хватает общения с родителями и, кроме того, ухудшается качество этого общения. С увеличением числа детей в семье родители часто становятся более авторитарными, появляется тенденция к физическим мерам наказания. Сиблинги, по сравнению с родителями, создают для младших детей менее богатую речевую среду, что влияет на речевое развитие ребенка. Отставание в речевом развитии может приводить к различным нарушениям в когнитивной сфере. Недостаток речевого общения при малом интервале между рождениями детей в семье оказывает дополнительное неблагоприятное воздействие на речевое развитие ребенка. При малом интервале по сравнению с большим наблюдаются нарушения лексико-грамматического строя речи. Оптимальный вариант между рождениями детей 2–3 года. Вышеизложенное не является общим правилом для всех многодетных семей, но такая тенденция существует.

Опираясь на данные ряда исследований, П.К. Кериг отмечает: родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляя более экспрессивную и недирективную речь, что, в свою очередь, вызывает теплоту и привязанность со стороны ребенка и способствует формированию лексико-грамматического строя речи.

Одним из механизмов, приводящим к различиям в речевом развитии детей, может являться стиль родительского отношения. А.Я. Варга (1986) считает, что хорошее речевое развитие детей должно определяться прежде всего хорошим вербальным интеллектуальным развитием матери, которое связано с уменьшением авторитаризма, стремлением инфантилизировать ребенка и увеличением времени, которое мать проводит вместе с детьми.

Трефилова Т.Н. изучала особенности развития речи детей с учетом стиля родительско – детского отношения в различных по составу семьях. Объектом ее исследования являлись развитие речи детей, особенности отношения родителей к исследуемому ребенку и ко всем детям в семье. Предметом исследования – различия в развитии речи детей из больших семей и единственных в семье, а также семейные факторы, ответственные за эти различия. Многодетные семьи составили экспериментальную группу, семьи с одним ребенком – контрольную.Основанием к данному эксперименту явилось предположение о том, что стиль отношения к исследуемому ребенку может не соответствовать стилю, которым руководствуется мать при воспитании других детей. Но оба стиля могут оказывать влияние на речевое развитие детей, причем оно может быть различным. Согласно данным Т.Н.Трефиловой, если мать старается не давать ребенку автономизироваться, то в большой семье это сказывается на овладении ребенком морфологическими структурами благоприятно, а в однодетной семье – негативно. При использовании матерью авторитарного стиля воспитания всеми детьми, единственными в семье, и мальчиками в отдельности, плохо усваивается морфологическая структура – степени сравнения прилагательных. Инфантилизирующий стиль матери по отношению к пробанду в экспериментальной группе связан с низкими показателями в субтесте «Понимание грамматических структур», что свидетельствует о негативном влиянии подобного стиля на усвоение детьми синтаксиса. Инфантилизация детей приводит к тому, что ими всеми и девочками в отдельности плохо усваивается способность к запоминанию сложных высказываний, а мальчики хуже усваивают числа существительных и классифицируют объекты по общим признакам. Значимые отличия речевого развития наблюдаются у детей в многодетных семьях, родители которых придерживаются во взаимоотношениях с ними стиля «Отвержение» и «Инфантилизация». Причем в первом случае дети отстают в развитии способности конструировать предложения. Кроме того, если родители имеют тенденцию инфантилизировать детей, они отстают от детей, чьи родители стремятся к симбиотическим отношениям, в понимании сложных предложений, образовании чисел существительных и коррекции семантически неверных предложений. То есть, если родители воспринимают ребенка как «маленького неудачника», то вероятность отставания его в сферах грамматики, синтаксиса, морфологии и семантики от детей с другими стилями семейной социализации увеличивается. В соответствии с проведенной исследовательской работой Т.Н.Трефилова приходит к следующим выводам: 1 — влияние стиля родительско – детского отношения различно для развития речи детей в много- и однодетных семьях; влияние стиля отношения матери больше сказывается на речевом развитии детей в многодетных семьях. 2 — один и тот же стиль воспитания пробанда в различных семьях оказывает противоположное влияние на его речевое развитие. 3 — к неблагоприятным для развития речи ребенка в многодетной семье можно отнести стили родительского отношения к исследуемому ребенку — «Инфантилизация», ко всем детям — «Отвержение», «Авторитарная гиперсоциализация» и «Инфантилизация»; в однодетной – «Отвержение», «Симбиоз». Причем пол ребенка влияет на характер связи отношения родителей и его речевого развития, то есть, можно сказать, что пол ребенка в различных по составу семьях оказывает разное влияние на корреляции стилей родительско — детского отношения и показателями в речевых субтестах

Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь. По мнению Е.И. Техеевой, не должно быть никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное — говорить медленно, ясно и громко. Особенно вредно подобное подделывание под речь малыша, когда оно идет вразрез с требованиями воспитателя. Под влиянием противоречивых раздражителей у ребенка может произойти срыв нервной системы.

Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т.п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями (киса, Боба и т.п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо маленький, тпруа вместо гулять непозволительно.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родителям необходимо знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать на вопросы, приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче будет перенимать артикуляцию взрослых. Благоприятная речевая среда будет создана в том случае, если: родители грамотно и правильно выражают свои мысли, их речь является образцом для ребенка, в семье существуют определенные традиции: совместное чтение, семейный театр, посещение библиотек и книжных магазинов; создаются условия для детского творчества; ребенку предлагаются дидактические игры для развития речи. Самое важное условие для эффективного развития речи в семье – это постоянное речевое общение родителей с ребенком. Такое общение не должно сводиться к назидательности, морализированию или обучению. Жизнь ребенка должна быть насыщена эмоционально значимыми для него событиями, которые обсуждаются с родителями.

На речевое развитие ребенка оказывает влияние образовательный потенциал родителей. Уровень развития лексико-грамматического строя, произносительной стороны речи, накопление словарного запаса у детей в семьях, где родители имеют высшее образование, высокий культурный уровень, чаще соответствуют возрастной норме. «Малообразованные» и «образованные», общаются со своими детьми по-разному. У первых речь беднее, предложения имеют неполную структуру, грамматически не всегда правильно оформлены, преобладают формы глаголов настоящего времени. Поэтому родителям трудно передавать сложные чувства, мысли, объяснять ребенку причины явлений и поступков. Чем образованнее родители, тем шире они используют сложные языковые конструкции, которые усваиваются детьми.

Исследователи обнаружили существенные различия между речью матери и отца, обращенной к ребенку. Отцы в меньшей степени склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ребенку лексику, более сложные грамматические построения, что предъявляет более высокие когнитивные требования к ребенку. Отец, таким образом, выступает своеобразным «мостиком» между узким семейным окружением и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка.

Мир ребенка не ограничен семьей. Его окружение - это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения, возражения, спор, требование, указания - все это разные виды речевого общения. Очевидно, что контакты ребенка со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. И все же общение с детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие. Начиная с четырех лет, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем со взрослым. Все эти особенности общения отражаются в речи детей. Первая отличительная особенность речевых контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность, выразительность и раскованность сильно отличают их от речевых контактов со взрослым. Если со взрослым дети обычно разговаривают более или менее спокойно, просто, без лишней экспрессии, то разговоры со сверстником, как правило, сопровождаются яркими интонациями, криком, кривляньями, смехом и пр. В речевом общении дошкольников больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении со взрослым. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния - от негодования до бурной радости. Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом. Вторая особенность речевых контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Разговаривая со взрослым, даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. В разговорах со сверстником дети используют самые неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов и звуков: они «жужжат», «трещат», передразнивают друг друга, намеренно искажая, «пародируя» слова своего партнера, придумывают новые названия знакомым предметам. И как ни странно, такое, казалось бы, бессмысленное «кривляние» и «жужжание» имеет большой психологический смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы речевого общения, учит говорить, как надо, как все говорят, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества детей, для проявления его индивидуальности. По мнению М. И. Лисиной, самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает и не тормозит детской активности, никто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала - игра, фантазирование - значительно чаще происходят вместе со сверстником. А сейчас о третьей отличительной особенности речи дошкольников, адресованной сверстнику. Она заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах с ровесниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому у детей часто не получаются долгие разговоры - они перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, ответы или высказывания другого как бы не замечаются вовсе. Из-за этого детские диалоги быстро распадаются. Совсем по-другому дети воспринимают высказывания взрослого. Инициативу и предложения взрослого они поддерживают в два раза чаще. Они обычно стараются ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушают рассказы и сообщения старших. Разговаривая со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам. В контактах со сверстником все наоборот: главное, успеть высказаться самому, рассказать о себе, а услышат ли тебя и что тебе ответят, уже не так важно. Еще одна черта, отличающая речь сверстников, состоит в том, что речевое общение дошкольников значительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Взрослый до конца школьного возраста остается для ребенка источником оценки и новой информации. По отношению к сверстнику уже с 3-4-летнего возраста дети решают значительно более широкий спектр разнообразных задач: здесь и управление действиями партнера (показать, как надо и как не надо делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание образцов (заставить его сделать так, как я хочу), и совместная игра (вместе решить, во что и как) и постоянное сравнение с собой (я вон как могу, а ты?), и много всяких других проблем решает ребенок, когда общается со своим сверстником. Именно в общении со сверстником появляются такие сложные действия, как притворство (т. е. стремление сделать вид, притвориться веселым или испуганным), желание выразить обиду (нарочно не ответить, показать ему, что больше не хочу с ним играть), фантазирование. Такой сложный спектр отношений детей порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Современные родители слишком заняты, они и сами пользуются речью нечасто, а нередко им и сказать-то друг другу нечего. Тот, кто уже с младенчества оказался избалован и обездвижен нянькой-телевизором, будет молчать и взрослея. У родителей «сегодня все меньше времени для детей: в среднем у матери для нормального разговора с ребенком остается лишь примерно двенадцать минут в день», сообщает Борбонус. Как показали специальные исследования, в наше время число речевых расстройств растет. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз.Тем временем проблема приняла такие масштабы, что в Великобритании пришлось принимать специальные аварийные программы для первоклассников. В 1996г. пресса сообщала об этом следующее: «Теперь в 360 британских школах вводятся аварийные программы, рассчитанные на обучение поступивших в первый класс детей тому, как здороваться или спрашивать дорогу».

Дороти Сингер в 1981г. констатировала, «что дети, чаще смотрящие телевизор, отстают в речевых навыках от сверстников, смотрящих телевизор реже». Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей. И уж совсем невозможными оказываются семейные разговоры, если детям покупают собственный телевизор. Вынужденная изоляция заставляет их заметно увеличивать потребление телевидения, как свидетельствуют статистические данные. У детей, имеющих собственный телевизор, просмотровое время постоянно растет, они каждый день смотрят передачи более трех с половиной часов. Заставляет задуматься то, что эти дети больше всего любят смотреть взрослые передачи в вечерних и ночных программах.

Особенно важно, что это касается уже детей от трех до шести лет, — таких, что смотрят телевизор от двух до четырех часов ежедневно, было 10,3%, а еще 2,4% смотрели передачи по четыре-шесть часов и больше. Хайнеман замечает по этому поводу: «Но как раз эти дети, по нашим данным, смотрят дополнительно еще и видеофильмы и играют на карманной электронной игрушке или на компьютере». Хайнеман подчеркивает, что телевизор с его «преобладанием визуальной информации» и сам по себе неблагоприятно сказывается на детях. «Даже детские передачи, — сетует он, — часто совершенно далеки от действительности, а быстрые смены кадров не дают ребенку возможности как следует проследить за ходом действия. Передачи нередко построены стереотипно и потому никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. К тому же именно у частных телевещателей доминируют боевики и показы сцен насилия». Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями. Телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувствНехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий. Поэтому Борбонус призывает создать среду, стимулирующую развитие детей. «Человеческая теплота, игры и движение при этом обязательны», — гласит его вывод».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на развитие личности ребенка

Консультация для родителей о воспитательном потенциале семьи в развитии детей дошкольного возраста...

Влияние семьи на развитие личности ребенка

Консультация для родителей...

"Влияние семьи на развитие личности ребенка"

Воспитание ребенка начинается с семьи. Семейные отношения должны быть хорошим примером для подражания ребенком....

Влияние семьи на развитие речи ребенка

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к развитию понятийного  мышления.Наруш...

Статья "Влияние речевой среды в семье на развитие речи ребенка"

Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братье...

«Влияние семьи на развитие речи ребенка»

Влияние семьи на развитие речи ребенка...

Влияние семьи на развитие речи ребенка

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к развитию понятийного мышления.Нарушения р...