Устная речь будущего первоклассника
консультация (подготовительная группа)

Шабалина Надежда Николаевна


Материал рассматривает состояния параметров устной речи, нужных для обучения в школе. Может быть полезен педагогам и родителям будущих первоклассников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_rech_budushchego_pervoklassnika.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНАЯ РЕЧЬ  БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Для успешного и комфортного обучения в первом классе важно, чтобы в школу ребенок поступил со сформированной в пределах возрастной нормы устной речью.

Что такое «возрастная речевая норма»? Что ребенок должен знать и уметь в аспекте речевого развития? Как может отразиться несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

Рассмотрим параметры речевого развития, компетенции  вербальной коммуникации будущего первоклассника и возможные проблемы при несформированности этих компетенций.

1. Понимание речи

Ребенок должен понимать речь, уметь слышать и слушать других. В противном случае могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звукопроизношение

Ребенок должен правильно произносить все звуки речи;

-четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

-говорить громко или тихо, шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», рыба – «лыба»).

3. Функции языкового анализа

Ребенку нужно научиться делить предложения на слова;

-делить слова на слоги;

-уметь выделять все звуки в словах;

-устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

-слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;  раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

-пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

-пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв (комната – «конмата»);

4. Лексическая сторона речи (словарный запас)

Ребенку желательно уметь точно подбирать слова;

-ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

-дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

-употреблять сложные слова (например: длинноногий);

-пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

-подбирать метафоры (например: туча комаров);

-использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматическая сторона речи

В возрасте 7 лет ребенку нужно уметь:

-изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

-употреблять различные предлоги;

-согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

-правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);

-образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

-образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

-образовывать название детенышей животных;

образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

     В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

-ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);

-пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

-ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);

-замены суффиксов (козлята – «козленки»);

-замены приставок (захлестнула –  «нахлестнула»);

  Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

    Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6. Связная речь

Желательно, чтобы ребенок мог свободно общаться с взрослыми и сверстниками: поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

-рассказывать о пережитых событиях;

-пересказывать содержание сказки, рассказа;

-описывать окружающие предметы;

раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в  написании сочинений и изложений.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАРАМЕТРОВ УСТНОЙ РЕЧИ

            1.  Звуковой анализ:

  1. придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
  2. отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
  3. разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
  4. подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
  5. составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
  6. добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
  7. преобразовать слова:

а)  добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б)  изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп  и т.д.;

  1. составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
  2. от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
  3. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

2. Языковой анализ:

  1. придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
  2. придумать предложение с определенным количеством слов;
  3. увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
  4. определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
  5. поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

3. Слоговой анализ:

  1. повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
  2. определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
  3. разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.

4. Словарный запас:

  1. развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
  2. классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
  3. отгадывание загадок;
  4. придумывать слова -  «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
  5. объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;

5. Навыки  словообразования:

  1. назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
  2. Где что храниться?  (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
  3. назвать детенышей животных;
  4. назвать профессии, например:  «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.

6. Связное высказывание:

  1. пересказ небольших текстов;
  2. рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
  3. составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
  4. составить рассказ по сюжетной картинке;
  5. составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Литература:

  1. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985 г.,
  2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Учитесь говорить правильно», М. 1993 г.,
  3. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», М. 1985 г.,
  4. Лалаева Р.И. «Нарушение процесса овладения чтением у детей», М., 1983 г., Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников, М., 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи будущего первоклассника"

Консультативный материал для родителей....

Развитие связной речи будущих первоклассников.

Формирование связной речи - это важнейшее условие усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей....

"Основные направления развития речи будущих первоклассников"

Данные рекомендации можно использовать на консультации для родителей или воспитателей....

На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника

На что следует обратить внимание в развитии речибудущего первоклассника...

Семинар - практикум " Речь будущего первоклассника"

Семинар - практикум " Речь будущего первоклассника" работа с родителями внутри ДОУ....

Презентация семинар-практикум "Речь будущего первоклассника"

Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...