Устная речь будущего первоклассника
консультация (подготовительная группа)
Материал рассматривает состояния параметров устной речи, нужных для обучения в школе. Может быть полезен педагогам и родителям будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnaya_rech_budushchego_pervoklassnika.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
УСТНАЯ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Для успешного и комфортного обучения в первом классе важно, чтобы в школу ребенок поступил со сформированной в пределах возрастной нормы устной речью.
Что такое «возрастная речевая норма»? Что ребенок должен знать и уметь в аспекте речевого развития? Как может отразиться несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?
Рассмотрим параметры речевого развития, компетенции вербальной коммуникации будущего первоклассника и возможные проблемы при несформированности этих компетенций.
1. Понимание речи
Ребенок должен понимать речь, уметь слышать и слушать других. В противном случае могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звукопроизношение
Ребенок должен правильно произносить все звуки речи;
-четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
-говорить громко или тихо, шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», рыба – «лыба»).
3. Функции языкового анализа
Ребенку нужно научиться делить предложения на слова;
-делить слова на слоги;
-уметь выделять все звуки в словах;
-устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
-слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
-пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
-пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв (комната – «конмата»);
4. Лексическая сторона речи (словарный запас)
Ребенку желательно уметь точно подбирать слова;
-ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
-дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
-употреблять сложные слова (например: длинноногий);
-пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
-подбирать метафоры (например: туча комаров);
-использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
5. Грамматическая сторона речи
В возрасте 7 лет ребенку нужно уметь:
-изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
-употреблять различные предлоги;
-согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
-правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
-образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
-образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
-образовывать название детенышей животных;
образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
-ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);
-пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
-ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);
-замены суффиксов (козлята – «козленки»);
-замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»);
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.
Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь
Желательно, чтобы ребенок мог свободно общаться с взрослыми и сверстниками: поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
-рассказывать о пережитых событиях;
-пересказывать содержание сказки, рассказа;
-описывать окружающие предметы;
раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в написании сочинений и изложений.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАРАМЕТРОВ УСТНОЙ РЕЧИ
1. Звуковой анализ:
- придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
- отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
- разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
- подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
- составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
- добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
- преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;
- составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
- от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
- Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
2. Языковой анализ:
- придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
- придумать предложение с определенным количеством слов;
- увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
- определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
- поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
3. Слоговой анализ:
- повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
- определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
- разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
4. Словарный запас:
- развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
- классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
- отгадывание загадок;
- придумывать слова - «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
- объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
5. Навыки словообразования:
- назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
- Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
- назвать детенышей животных;
- назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
6. Связное высказывание:
- пересказ небольших текстов;
- рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
- составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
- составить рассказ по сюжетной картинке;
- составить рассказ по серии сюжетных картинок.
Литература:
- Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985 г.,
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Учитесь говорить правильно», М. 1993 г.,
- Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», М. 1985 г.,
- Лалаева Р.И. «Нарушение процесса овладения чтением у детей», М., 1983 г., Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников, М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи будущего первоклассника"
Консультативный материал для родителей....
Конспект доклада для родителей "Речь будущего первоклассника".
Доклад для родителей по проблемам речи и звукопроизношения....
Развитие связной речи будущих первоклассников.
Формирование связной речи - это важнейшее условие усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей....
"Основные направления развития речи будущих первоклассников"
Данные рекомендации можно использовать на консультации для родителей или воспитателей....
На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника
На что следует обратить внимание в развитии речибудущего первоклассника...
Семинар - практикум " Речь будущего первоклассника"
Семинар - практикум " Речь будущего первоклассника" работа с родителями внутри ДОУ....
Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»
Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...