Консультации для родителей
консультация
Консультации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_deti_yasli.docx | 497.91 КБ |
zachem_rebyonku_muzyka_-_raspech.doc | 42.5 КБ |
vpityvanie_muzyki.doc | 40.5 КБ |
vliyanie_muzyki.doc | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Многочисленные иссле дования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод:
не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что:
дети в утробе матери хорошо слышат; они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости; отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной – приходит в норму; реагируют на музыку. Тревожная музыка – и на личике народившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая – оживление.
Но, как же мы, родители, развиваем этот дар? Как правило, недостаточно. В результате упущенное время. Начинается угасание возможностей к развитию музыкальных способностей.
Так не будем же терять время и сразу же
начнем с прослушивания музыки –
одного из основных разделов
музыкального воспитания.
До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв 1-3 сек. – и продолжить слушание еще 20-30 сек.
В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты.
Например, для самых маленьких – 1-3 мес. – наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д. Пойте без текста на «ля-ля». Сделайте паузу и повторите эту песенку еще или спойте «Да-да-да, я пою».
Русская народная мелодия «Где ты заинька?»
1 часть песни исполняется без слов на «ля-ля».
2 раза
2 часть (2 раза)
Да-да-да, я пою
Тане (Вове) песенку мою.
Да-да-да! (ласковым говорком.)
Рекомендации для родителей малышей:
Пойте малышу даже без музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т.д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В.Моцарта для клавира, например «менуэты» ранних опусов.
Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длиться 2-3 минуты.
Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5мин, затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин. Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, что бы вы не завышали возможности маленького ребенка ,и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу.
Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал – например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится.
Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.
Музыкальный репертуар для детей 2-3 года
Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их «их знакомых изобразит музыка. Рекомендуем пьесы: «Птички», муз. Т. Ломовой или муз. Г. Фрида; «Воробей» А. Руббаха или Е. Тиличеевой; «Кошка» Е. Тиличеевой, «Большая собака» М. Раухвергера; «Медведь» Д. Шостаковича или Е. Тиличеевой или в. Ребикова; «Мишка» М. Раухвергера или Г. Фрида; «Дождик» Г. Лобачева или В. Фере, «Машина» («Езда в машине») Г. Фрида; «Автомобиль» М. Раухвергера.
Это далеко не полный список. Если вы играете на фортепьяно, то найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок.
Уже на втором году жизни ребенка мы включаем в слушание пьесы С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир». На третьем году жизни добавляем пьесы А. Гречанинова «Верхом на лошадке», «Танец»; П. Чайковского, «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пьесу Э.Грига «Птичка»; музыку В. Моцарта.
Вы сами выбираете из всего перечисленного 10-12 пьес на год для детей второго года жизни и 12- 15 пьес для детей третьего года жизни.
Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами 2 музыкальных занятия в неделю.
Предварительный просмотр:
Зачем ребёнку музыка?
У вашего малыша склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить, а позже определить его в музыкальную школу. А если так случится, что из вашего ребенка не выйдет профессионального музыканта и он выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги (обучение музыке требует и того, и другого, и третьего) потрачены зря? Да и вообще, нужна ли ребенку музыка, если он не станет музыкантом?
Мы уверены, что нужна. Хотя бы потому, что музыкальное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Впрочем, далеко не все разделяют такое мнение. "Вряд ли, - сомневается наш знакомый, отец двух детей, физик по профессии. - Воспитывать может слово, мысль, поступок. Но звуки, не наполненные определенным содержанием?.."
Родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задавали вопрос: для чего вашему ребенку музыка? Отвечали по-разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел на каком-нибудь инструменте играть; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал: чтобы не рос злым. Этот ответ кажется нам особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребенка.
У малыша еще мало знаний, мало опыта, но его эмоциональный мир сложен и ярок. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Занятия музыкой способны сохранить в нем эту свежесть и обостренность чувств.
Семилетняя Катя играет пьесу "Болезнь куклы" из "Детского альбома" Чайковского, и ее глаза погрустнели. Восьмилетний Сережа, прослушав пьесу Шумана "Первая утрата", нарисовал картинку: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели папа и мама птенчика и сидят, нахохлившись. на краю гнезда… Обращаясь к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадать чужому горю.
О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние. Даром богов провозглашали музыку пифагорейцы. Платон, разделявший эстетические взгляды Пифагора, писал: "...Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой".
Музыка была символом порядка и цивилизации в представлении древних китайцев. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Конфуций, например, играл на цине (древнекитайский инструмент) в минуты опасности.
Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно снова и снова повторять отдельные аккорды, фразы, пассажи. Причем, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Вспоминается притча. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один; скрипач-оркестрант, считавшийся музыкантом посредственным, несколько лет ездил за Паганини и просил великого итальянца взять его в ученики. В конце концов маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспеченного виртуоза спрашивали, как же Паганини сделал его мастером, тот был краток: "Паганини научил меня концентрации внимания".
Если ребенок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом, а занимается совсем другим делом, время, проведенное за инструментом, не прошло зря. Он научился тому, что в жизни наверняка пригодится - много и сосредоточенно трудиться.
Занятия музыкой развивают интеллектуально. Вернемся к замечанию нашего знакомого папы-физика. Как же все-таки объяснить, что звуки, не наполненные, по его словам, смысловым содержанием, становятся важным средством воспитания?
Эмоциональная культура стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают говорить дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.
Как показали исследования венгерских и немецких ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Учителя младших классов говорят, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения; у детей обостряется восприятие, они лучше соображают.
Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что "…слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности".
Духовному развитию детей способствует и пение в хоре. Здесь они ощущают свою ответственность за то, как звучит песня, испытывают радость творчества. "Воспитывая хориста, - писал известный хормейстер Георгий Струве, - вы прежде всего воспитываете человека влюбленного в музыку, честного в своих мыслях и поступках". Между поющими в одном хоре (как детьми, так и взрослыми) обычно складываются дружеские отношения. Эмоциональный настрой одного передается другому. Восьмилетняя Таня на вопрос, нравится ли ей петь в хоре, отвечает: "Очень. Мы не только поем вместе, но и помогаем друг другу. Когда у кого-нибудь песня не получается, мы напеваем ему мотив. И просто дружим".
Занятия музыкой сближают детей и родителей. Мы имеем в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно, совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки; игра в ансамбле на разных инструментах; родители, умеющие играть, могут аккомпанировать маленькому скрипачу или певцу.
Далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в домашнем концерте вместе с папой, мамой, бабушкой. Вот семья, в которой девятилетний Дима, занимающийся в музыкальном кружке, начинает готовиться к концерту за неделю: подбирает аккомпанемент к песне, которую будет петь старшая сестра, репетирует дуэт с папой, играющим на гитаре. Всей семьей рисуют пригласительные билеты и рассылают их гостям.
У семейного музицирования давние традиции. Зародившись в аристократических салонах Западной Европы в XVI - XVII веках, оно со временем проникает во всё более широкие круги народа. Центром такого музицирования стала Вена. Здесь особенно увлекались камерной музыкой и потому старались учить детей на разных музыкальных инструментах. Если один ребенок играл на скрипке, то другого учили игре на альте или виолончели. (Эта традиция до сих пор сохранилась в южной Германии, в частности в Баварии.)
В начале 20-х годов наши выдающиеся музыканты-педагоги Борис Асафьев и Болеслав Яворский стремились сделать творческое музицирование одним из главных методов музыкального воспитания. По их предложению стали входить в практику детские оркестры с безвысотными ударными инструментами (барабанчики, бубны, кастаньеты, треугольники), а также специально настроенные стеклянные сосуды, когда звук извлекается ударом по ним специальной палочки. Играя в таких оркестрах, дети (особенно, те, которые по каким-то причинам не могли петь) получали возможность активно заниматься музыкой. К сожалению, оркестры эти просуществовали недолго.
Важный стимул для детей, занимающихся музыкой, - участие в концертах, в том числе домашних. Устраивая такой концерт, надо постараться создать праздничную атмосферу: навести порядок в комнате, красиво одеться, поставить в ряд стулья и т. п. Пока звучит музыка, исключены разговоры, не стоит ходить по комнате, заниматься каким-либо другим делом. Всё как на настоящем концерте.
Даже если ребенок играет, по вашему мнению, не очень хорошо, с ошибками, непременно надо наградить его исполнение аплодисментами и ободряющими словами. А замечания - потом.
И еще одно существенное обстоятельство. Ребенок, выступая в концертах, начинает понимать, что, играя, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы сами становимся добрее.
Занятия музыкой делают человека сильней. Музыка развивает решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: "Музыка должна высекать огонь из мужественной души".
В истории немало ярких примеров воздействия музыки, особенно, песенной на человека и даже на массы людей. Во времена Великой французской революции один из генералов Робеспьера обратился с просьбой к парламенту: "Пришлите в подкрепление тысячу солдат либо тысячу экземпляров "Марсельезы"
Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Гибель "Титаника"… Спасения нет, и судовой оркестр играет Бетховена. Сила музыки побеждает ужас смерти, помогает человеку до последнего мгновения оставаться человеком.
Музыка в жизни великих
Стендаль: "Слушая музыку, я сосредоточиваюсь с большой ясностью и напряженностью над тем, чем занят внутренне".
Репин: "Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось ее слушать, я тосковал".
Дарвин: "Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки. Быть может, путем таких упражнений мне бы удалось сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а, еще вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы".
Герцен: "Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую".
Тургенев: "Редко что может заставить меня плакать. Еще иногда стихи Пушкина до слез тронут. А от музыки часто плачу".
Предварительный просмотр:
Впитывание музыки
Впитывание музыки по Виноградову - прослушивание отрывков хорошей музыки разных жанров. Автор убежден, что даже самые маленькие способны понять сложные классические произведения. При прослушивании - минимум научных пояснений. Ваш рассказ должен быть похож на сказку-картинку. Еще лучше оставить ребенку возможность самому решать, что же такое означает музыка. Ребенок достаточно легко и, можно сказать, адекватно воспринимает мировые шедевры. Гармоничная музыка так близка его психологической природе. Благодаря музыкальным занятиям - прослушиванию музыки и начальным танцевальным движениям, самовыражению ребенка, у него формируется эмоциональная чуткость, развивается воображение.
Еще с первых дней жизни бабушки напевали колыбельные, покачивали в такт пению. Сегодня существует немало "адаптированных" кассет, выпущенных специально для малышей. Они-то и могут стать прекрасным началом к музыкальному Олимпу. Услышав знакомую мелодию, ребенок успокаивается, двигается, проявляет эмоции. У мамы появляется прекрасная возможность расслабиться самой, на время заняться своими делами.
Кирюшин предложил изучать музыку под мифы - сказки - книги, плакаты с цветными иллюстрациями. Они развивают музыкальный слух, мышление, память, подготавливают к освоению курса сольфеджио.
Другие методики обучения малышей с 3 лет в музыкальных школах и с личным преподавателем строятся не на пассивном восприятии музыки, а на активном участии в музыкальном процессе. Под музыку ставятся движения, играют ладошками, пальчиками, ставят сказки в группе. Обо всем этом можно узнать как у воспитательницы в детском саду, так и у педагогов традиционных музыкальных школ.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...