«Русский национальный костюм»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: Знакомство с русским костюмом.
Программные задачи
Образовательные:
- Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.
- Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.
Развивающие:
- Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при выполнении кинезиологического упражнения (физминутка), мелкую моторику рук
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к прошлому русского народа.
- Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_roditeleysre_gr_-_kopiya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
ГБОУ «Школа № 1245»
Познавательное развитие.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе.
Тема:
«Русский национальный костюм»
Выполнила:
Воспитатель Мирон Л.Д.
Москва 2018г
\Цель: Знакомство с русским костюмом.
Программные задачи
Образовательные:
- Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.
- Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.
Развивающие:
- Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при выполнении кинезиологического упражнения (физминутка), мелкую моторику рук
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к прошлому русского народа.
- Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.
Словарная работа:
- Обогащать и активизировать словарь детей. (Сарафан, кокошник, лапти, орнамент, сударыня, сударь, россичи, хлебосольный)
Материал:
- Две куклы в русских национальных костюмах: сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах.
- Карточки с орнаментами.
- Тексты загадок, поговорок.
- Материал для работы с «изонитью».
- Книги с русскими народными сказками.
- Костюмы русской национальной одежды: сарафан, рубаха, кокошник, лапти, пояс.
Ход.
Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)
Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.
- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?
- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.
Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?
Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.
Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.
Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь».
Воспитатель. Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.
Дети. Как вас звать сударыня и сударь?
Куклы. Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.
Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?
Дети. Красивые, ласковые, нежные, добрые.
Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.
-Какого цвета у них волосы? (светло-русые)
-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)
-А какие глаза? (голубые, небесные)
Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.
Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.
Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.
Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).
Воспитатель: Во что же одет Иванушка?
Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.
Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
Например: (показ и рассматривание иллюстраций)
орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.
-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.
-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.
-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, (хорошую жизнь)
Желтый – тепло и ласку,
Синий – радость,
Черный – богатство.
Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета.
(Рассматривают костюмы)
Воспитатель: Давайте с вами попробуем вышить узоры из русского орнамента при помощи волшебной ниточки. (Работа за столами )
Физминутка:
Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)
Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)
А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)
И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.
Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется …(Сарафан)
Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор…(Кокошник)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха)
Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали. (Лапти)
Воспитатель: О русских девицах-красавицах сказки сочиняли, стихи, песни слагали. Купцы заморские, говорили о русском народе, что он хорош собой, храбрый и справедливый, любит добротные вещи, а в людях ценит умение и храбрость. Русские люди самые хлебосольные.
Ребята, вы запомнили, какие русские люди? (люди русские храбрые, сильные, красивые.)
Воспитатель: А вы знаете, что значит слово «хлебосольные »?
(На Руси дорогих гостей встречали и угощали хлебом и солью, поэтому и стали говорить, что люди русские хлебосольные, значит гостеприимные.)
Да и сам русский народ отмечал свои характерные черты. Послушайте пословицы:
-Русский человек хлеб – соль водит.
-Русский человек – добрый человек.
-Русский крепок на трех сваях: авось, небось, да как-нибудь.
-У русского мужика нет лучше друга, чем печь.
Воспитатель: Как выдумаете, почему так говорят, что «нет лучше друга, чем печь»? (люди любили поваляться на печи, погреться, иногда полениться).
Воспитатель: Да, ребята, в русском характере встречаются не только хорошие черты, есть и отрицательные, например лень.
Свою жизнь, черты характера русский народ отражал в сказках.
Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните, в каких сказках высмеивается лень, жадность, зависть?
( «По щучьему велению», «Крошечка –Хаврошечка», «Привередница», «Про Иванушку дурочка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса – лапотница».)
Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры.
Воспитатель: Какие русские народные игры вы знаете?
(Ловишка, Гуси-гуси, У медведя во бору ,Петух, Колпачок, Наш платочек голубой.)
Воспитатель: А вам известна игра «Заря»?
Это тоже русская народная игра. Давайте с нашими гостями поиграем в эту игру. Для игры выберем водящего русской народной считалкой «Кафтан».
У Ивана три кафтана:
Красный, белый, голубой,
У Ивана три кафтана,
Выбирай себе любой.
(дети выбирают водящего и играют в русскую народную игру «ЗАРЯ»)
Заря – зарница,
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые.
За водой пошла.
Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.