Консультация для родителей «Игры – эксперименты для младшего дошкольника»
консультация (младшая группа)

Будникова Ирина Михайловна

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.  Он очень широко представлен разнообразными играми-экспериментированиями. Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры – эксперименты для младшего дошкольника»

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.  Он очень широко представлен разнообразными играми-экспериментированиями.  

        Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Опыты для детей 3-4 лет.

«Свойства сухого и влажного песка».

Цель: предложить детям сравнить свойства сухого и влажного песка, учить правильно называть их; использовать простейшие конструкции сравнения; обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.

Описание опыта: Взрослый насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Взрослый приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Взрослый предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

Далее взрослый вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики

«Опыты со снегом».

Цель: помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки), учить передавать результаты экспериментирования, используя в речи качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.

Опыт №1. «Определение цвета».

- Какого цвета снег? (белый)

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под комочек снега цветную картинку. Давайте посмотрим, видно картинку под снегом? (Нет, значить снег непрозрачный)

Опыт №3.

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий).

Опыт №4. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег, который был в стаканах. Что с ним случилось пока мы играли? (Он растаял). Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под действием мороза.

Опыт №5 «Цветной снеговик».

Цель: расширять представления детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает цвет. Развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Описание опыта: Взрослый предлагает детям вспомнить, что мы знаем о снеге. (Белый, холодный, в тепле тает).

- Скажите, можно ли на снегу рисовать красками? (предположения детей). А чем рисовать, кисточками? Нет, на снегу можно рисовать цветной водой – краску разводим водой и рисуем. (Показывает детям). А еще можно снег опустить в цветную воду, и он тоже станет цветным. (опускаем снег в воду).

Вывод: снег рыхлый поэтому он впитывает краску и становится цветным.

 Опыт №6 «Куда делась лужица?»

Цель: показать детям, как губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Актуализировать детское любопытство, вызвать желание экспериментировать.

Описание опыта: в гости приходит Нюша и рассказывает, что решила поставить в вазу цветы, но не удержала вазу и вода из нее пролилась на стол. (Разлить на столе воду)

- Давайте поможем Нюше убрать воду со стола. Но как это сделать. Может убрать руками? (нет, руки будут мокрыми и намочим себе одежду, вода может на пол пролиться и там тоже будет лужа)

- Посмотрите, у меня есть вот такие губки. Для чего же они нужны? Если я положу их в воду, что произойдет, посмотрим. (Губку промокаю в воду).

- Ой, а воды на столе нет. Куда она делась? Правильно она впиталась в губку.

Вывод: Лужицу на столе можно убрать губкой, потому что она впитывает воду.

 Опыт №7 «Таяние сосульки».

Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды, показать, что в теплом помещении лед превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что брать снег и лед (сосульки) в рот нельзя.

Ход опыта: принести с прогулки сосульки в стеклянной баночке. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры они растают, образуется вода. Обратить внимание на то, что вода грязная.

Вывод: сосульки под действием температуры тают, превращаясь в воду. Вода в стакане грязная, значит брать сосульки в рот нельзя.

 Опыт №8. «Температура предметов на солнце и в тени».

Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладонями, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.

Предложить детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить детей, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить детям подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Затем предложить детям поставить на солнце и в тени несколько одинаковых предметов (ведерко, кубик, железную машинку) и в конце прогулки посмотреть, что с ними произошло.

Вывод: на солнце предметы нагреваются, а в тени остаются холодными. Солнце дает тепло.

Опыт № 9. «Легкий – тяжелый».

Цель: учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, вата, шарик, металлическая ложка), опытным путем устанавливать, провалиться ли в снег, или утонет в воде. Обратить внимание на предметы, которые принёс утёнок – пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, мячик резиновый и пластиковый, шишки, дощечки, камешки, шурупы, гайки).

Утенок просит узнать, всели эти предметы, могут плавать как он?

Но вначале давайте попробуем отгадать, какие из них не утонут.

Проверим (дети опускают предметы в воду и наблюдают).

Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему они плавают? (лёгкие).

Вывод: Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх. Если предмет легкий, вода его держит его на поверхности, предмет не тонет. Если предмет тяжёлый он давит на воду, и она его не может удержать – предмет тонет.

 Опыт №10 «Как «растут» проталины?»

Цель: предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков можно узнать, выросли проталины или нет. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Описание опыта: посмотреть с детьми, где видны проталины. Почему они образуются? Правильно, потому что солнце греет и снег тает.

- Давайте посмотрим, могут ли проталинки расти. Предлагаю около них поставить флажки и в конце прогулки посмотреть, что произойдет.

Перед концом прогулки, снова посмотреть на проталинки и сравнить как было и как стало – по отношению к флажкам.

Вывод: проталинки увеличиваются, потому что солнце растапливает снег.

Опыт №11. «Куда бегут ручейки?»

Цель: предложить детям пустить кораблики, щепки и определить направление движения воды по движению предметов. Пояснить детям, что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.

Описание опыта: рассматриваем ручейки на участке. Предлагаю детям узнать куда они бегут. Для этого по ручейку опускаем в плавание кораблики или щепочки и смотрим, куда они поплывут.

Вывод: все кораблики плывут в лужицу, потому что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность"

В этой консультации предложены рекомендации родителям о том, каким должен быть домашний игровой уголок и как его обезопасить для ребенка....

Консультация для родителей: "Основные виды движений младших дошкольников с ОВЗ".

Для всестороннего развития младших дошкольников чрезвычайно важно своевременно развивать (с опорой на сохранные способности) основные виды движений - бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье, без которых...

Консультация для родителей "Игры - эксперименты с мылом и водой" (неделя "Уроки Мойдодыра)

Несколько игр с водой и мылом, в которые родители могут поиграть с детьми дома и на природе...

Консультация для родителей "Игры-эксперименты с водой дома"

Дорогие родители в период самоизоляции предлагаем вам показать ребенку интересные игры с водой...

Консультация для родителей «Игры – эксперименты в домашних условиях»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность ребёнка? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого на...

Консультация для родителей "Игры-эксперименты в домашних условиях"

Консультация для родителей "Игры-эксперименты в домашних условиях"...