Педагогический Проект "Книги читаем природу изучаем"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Герцог Нина Андреевна

Педагогический проект "Книги читаем - природу изучаем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_5_proekt_knigi_chitaem_prirodu_izuchaem.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с «Красная шапочка» р.п. Линево

Проект

воспитатель

Герцог Нина Андреевна

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Учитывая актуальность проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, в нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического  образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, интенсивно формируются различные способности, основы моральных качеств личности.

Принимая во внимание психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, мы считаем своим педагогическим долгом начать реализацию образовательной деятельности по формированию экологической культуры наших воспитанников с учетом современных требований.

Система дошкольного образования стала начальным звеном общей системы образования, утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где прописаны требования и к экологическому воспитанию детей. Одним из требований в реализации задач познавательного развития, является необходимость формирования у детей бережного, уважительного отношения к родной природе, как общему дому, знакомить с наиболее распространенными представителями флоры и фауны. Используя исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколения народные обычаи и традиции, имеющие прямое отношение к природоохранной деятельности и экологической культуре. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому мы думаем, что целью экологической образовательной деятельности в ДОО является формирование экологической культуры у дошкольников, воспитания детей с таким экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой. Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОО, в том числе и организации экологического образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде. Реализовать наиболее эффективные формы работы по экологизации образовательной деятельности дошкольников с максимальным использованием всех благоприятных условий нашего дошкольного учреждения.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В Указе Президента РФ «Об охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития» говорится, что одним  из приоритетных

направлений государственной политики  является  поиск инновационных концептуальных механизмов  конструктивного взаимодействия в системе «Человек-Общество-Природа».

 В законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Национальной стратегии экологического образования РФ актуализируется необходимость решения проблемы дальнейшего развития системы непрерывного экологического образования населения.  

Одной из современных тенденций развития общества является воспитание чувства ответственности подрастающего поколения за состояние окружающей среды, поэтому перед дошкольным образованием стоит задача определения образовательной траектории и становления экологической личностной культуры на  этапе дошкольного детства.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития, поскольку природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что природа - это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам – к чудесной красоте природы» (В. А. Сухомлинский)

Исследования ведущих психологов и педагогов показывают и подтверждают наши данные, полученные в ходе опросов родителей, что современные дети не осознают себя частью природы (%), не имеют достаточных представлений о жизни живой природы (%). Дети не проявляют интереса при чтении художественных произведений, испытывают значительные трудности при ответе на вопросы взрослого, не могут сформулировать свои мысли. Отдельной проблемой выделяем угасание традиций семейного чтения.

Поэтому для проработки данной проблемы мы выбрали современный метод педагогической работы с детьми и родителями, которым является проектная деятельность. Нами был разработан проект «Книги читаем - природу изучаем». Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических работников. Срок реализации проекта один год.

Проект реализуют педагогические работники ДОУ при непосредственном активном участии родителей воспитанников. Отношения субъектов будут складываться на основе сотрудничества и уважения, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.

Реализация проекта осуществляется через:

- образовательную деятельность,

- совместную деятельность,

- совместную игру воспитателя с детьми,

- опытно-экспериментальную деятельность,

- творческую мастерскую,

- игры, развлечения, досуги,

- наблюдения и экскурсии,

- работу с родителями,

- природоохранные акции.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: создание условий  для ознакомления дошкольников с миром природы посредством чтения художественной литературы.

Задачи:

  • расширять знания детей о живой и неживой природе в процессе чтения художественной литературы;
  • познакомить детей с творчеством писателей  В.В. Бианки, Д.Н. Мамина-Сибиряка,  И.С.Соколова-Микитова;
  • совершенствовать умение детей  слушать и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
  • закреплять умение связно выражать свои мысли;
  • формировать у детей экологическую культуру, навыки грамотного и безопасного поведения в природе, гуманного отношения к живому и растительному миру на примере художественных произведений;
  • использовать художественное слово (познавательная литература, стихи, загадки, пословицы и поговорки, экологические сказки) для формирования у детей интереса к объектам и явлениям природы на прогулке;
  • прививать познавательный интерес к природоведческой литературе;
  • приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя,  возрождать традиции семейного чтения в процессе работы над проектом;
  • воспитывать уважение и любовь к труду.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети

Педагоги

Родители

  • В результате работы над проектом дети познакомятся с произведениями писателей – природоведов.
  • Дети научатся целенаправленно слушать литературные произведения, адекватно отвечать на вопросы по прочитанному произведению.
  • Научатся связно пересказывать содержание произведений о природе, излагать свои мысли.
  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней.
  • Дети смогут максимально реализовать свои творческие способности.
    У
     детей сформируются навыки  трудолюбия, чувство взаимопомощи, дружелюбие, уважение к труду, аккуратность.
  • Приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника.
  • Повысят профессиональное мастерство, экологическую культуру.
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
  • Обогащение уровня экологических знаний.
  • Появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию.
  • Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
  • Возродятся традиции семейного чтения.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

В        наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем остро проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание. Оно предполагает, прежде всего, осознание человеком себя как части макромира, связанной с ним бесчисленными неразрывными связями. Только такое осознание позволит строить гармоничные отношения с окружающей средой. Воспитание человека как экологически направленной личности — труднейшая задача, но решать ее необходимо без промедлений. Особое место в решении должно занять дошкольное детство. Огромный интерес ребенка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослыми делает этот период в жизни человека основополагающим для экологического воспитания, которое следует рассматривать как новое направление в дошкольной педагогике. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами — дошкольными работниками. Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»). Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии  и        практические умения, направленные на охрану природы.

Современная действительность требует воспитания у молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность. С 2017 года  мы  принимаем участие в экологических акциях и проектах,  направленных на экологическое просвещение.  Цель – консолидирование деятельности общественных детских и молодежных объединений, добровольческих отрядов и инициативных групп в деле охраны окружающей среды. Наш детский сад активно включился в  участие во всероссийской акции «Добрые крышечки» по сбору ненужных пластиковых крышек, масштабной акции по сбору вторсырья, батареек, макулатуры и пластика.

Гипотеза.

Реализация данного проекта позволит повысить эффективность работы по формированию экологической культуры детей, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к особенностям природы родного края, к экологическим традициям России через чтение художественной литературы о природе.

Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с художественной литературой является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников. Недостаточный уровень знаний и представлений о природе у дошкольников не обеспечивает осознанное отношение к ней. Решение этой проблемы возможно при реализации проекта.

Мы рассчитываем, что благодаря знакомству с произведениями писателей - природоведов, дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о живом мире; обогатится их речь.

ГОТОВНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация педагогического, социально - значимого проекта «Книги читаем – природу изучаем» рассчитан на один календарный год.

Участниками  проекта являются дети, воспитатели группы и родители детей.

Все педагогические работники имеют педагогическое образование и опыт работы с детьми. Педагоги ДОУ систематически повышают квалификацию в данной области и транслируют свой опыт работы на районных и областных методических площадках.

 Проект ориентирован на детей старшего возраста и их родителей.

В нашем образовательном учреждении есть ресурсы для реализации данного проекта.

Предметно - пространственная среда  в ДОУ обеспечивает возможность реализации всех видов детской активности.

Дошкольное образовательное учреждение располагает набором помещений, необходимых для организации разнообразной детской деятельности в рамках данного проекта, которые проходят на разных площадках: в музыкальном зале, на территории дошкольного учреждения.

Для реализации проекта в дошкольном учреждении имеется компьютерная техника и мультимедийнное и проекционное оборудование.

В учреждении функционирует методический кабинет, в котором собраны дидактические игры и пособия, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и изданиями периодической печати, способствующие проектной деятельности.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Вид деятельности

Продукт

Ответственные

Сроки

1 этап (информационно-подготовительный)

Изучение теоретических аспектов

  • Подбор и изучение литературы по теме «Ознакомление дошкольников с природой через чтение художественной литературы о природе ».
  • Проведение анкетирования и опроса

родителей с целью определения запросов

  • Подбор тем и разработка

информационных материалов для родителей.

  • Разработка методических материалов, для проведения мероприятий в рамках проекта.
  • Подбор и оформление наглядно-текстовой информации (памятки, рекомендации, буклеты, консультации)
  • Разработка содержания проекта.

план реализации проекта

анкеты, опросники

Перспективный план  

консультации, буклеты, рекомендации

Проект

воспитатели

Октябрь

Октябрь-ноябрь

2 этап (основной, организованно-практический)

Вид деятельности

Продукт

Ответственные

Сроки

С детьми

- Чтение литературных произведений

- Рассматривание иллюстраций к произведениям о природе

- Знакомство с биографией писателей В.В. Бианки, Д.Н. Мамина-Сибиряка, И.С.Соколова-Микитова;

- Просмотр видео роликов

- Виртуальная экскурсия в лес

- Прослушивание аудиозаписей литературных произведений

- П/И: «Перелет птиц» «Воробушки и кот» «Перелет птиц» «Совушка»

- Ручной труд, тема: «Белка»;

- Труд в природе, «Огород на подоконнике» посадка огородных (фасоль, петрушка) и цветочных культур

 «Книжки - малышки» - изготовление книжек для детей младшего возраста

Творческая мастерская: рисование, аппликация, лепка

-участие в экологических акциях: сбор макулатуры, сбор крышек, сбор овощей для животных зоопарка;

- участие в онлайн викторине «Звуки, буквы, слова»

- занимательный материал по обучению чтению: ребусы, изографы, анаграммы и др.

- игровые технологии: дидактические, словесные, интерактивные, подвижные

- квест-игра

- организация детского досуга

Воспитатели

В течение года

Ноябрь

Февраль

В течение года

Март

В течение года

С педагогами

- Игры по экологическому воспитанию для детей старшего возраста

- Игра - бродилка

Практикум

Мастер-класс

Воспитатели

С родителями

- опрос, анкетирование

- консультация для родителей, тема: «Что почитать детям о природе?»

- акция «Добрые книжки»

- консультация для родителей, тема: «Обучаем чтению играя»

Опросник

Информационный лист, папка-передвижка

мини-библиотека

Буклет

Воспитатели

В течение года

Предметная среда

- картотека игр по экологическому воспитанию

- дидактическое пособие, игра - бродилка «Мир природы»

- мини-библиотека «Добрые книжки» в группе

- книжки-малышки для детей младшего возраста

- папка-передвижка, буклет в родительский уголок

- Д \и «Подбери по признаку»

- составление книги «Красная книга»

3 этап – заключительный

  • Анализ и обобщение результатов проекта.
  • Выступление на педсовете.

презентация

Воспитатели,

май

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При условии реализации данного проекта рассчитываем получить следующие результаты:

-        у дошкольников повысится уровень знаний и представлений о природе, что обеспечит осознанное отношение к ней, дети станут более внимательно и бережно относиться к живому миру природы;

-        дети будут относиться к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов;

-        совершенствуется подход педагогов к формированию гуманного отношения дошкольников к природе через широкое использование и разнообразие форм работы над произведениями художественной литературы писателей-натуралистов ;

- родители проявят заинтересованность к литературным произведениям, повысят свою компетентность и активно примут участие в реализации проекта;

-        дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на интересующие их вопросы.

-        будут созданы необходимые условия для ознакомления с творчеством писателей - природоведов;

-        у детей сформируются навыки трудолюбия, чувство взаимопомощи, дружелюбие, уважение к труду, аккуратность.

- дети научатся целенаправленно слушать литературные произведения, адекватно отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Практическая значимость данной работы заключается в том, что организованная деятельность послужит обогащению развивающей предметно - пространственной среды ДОУ, разработке различных экологических проектов, планированию        образовательной деятельности, включающая эффективные методические приемы формирования у детей дошкольного возраста экологической        культуры, а также культуры чтения.        Все это позволит целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс экологического образования дошкольников.

Реализация проекта способствовала сплочению детско-родительского и педагогического сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Книги читаем- природу изучаем"

Краткосрочный экологический проект по рассказам Паустовского...

Дидактическая игра " Читаем сказки - изучаем права"

Ребенок - личность, которая обладает правами, гарантированными Конституцией РФ, Декулорацией о провах ребенка, Конвенцией ООН о правах ребенка и др. правовыми документами. Очень важно рассказать детям...

Тест "Сказки читаем-финансы изучаем"

Тест разработан для проверки знаний детей старшего дошкольного возраста по экономическому воспитанию и формированию основ финансовой грамотности....

Картотека сказок "Сказки читаем - финансы изучаем"

МУХА-ЦОКОТУХА»К.И. ЧуковскийЦель: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.Задачи: применять первичные экономические знания на практике; продолжать учить детей реша...

«СКАЗКИ ЧИТАЕМ – ЭКОНОМИКУ ИЗУЧАЕМ!»

Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей  старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности  (для детей от 5 до 7 лет). Сборник сказ...

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"

Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей  старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности  (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...

Проект по формированию финансовой грамотности "Сказки читаем-финансы изучаем".

Проект разработан с целью формирования основ финансовой грамотности у детей второй младшей группы....