Сценарий группового родительского собрания в подготовительной группе «Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, Я – дружная семья»
методическая разработка (подготовительная группа)
Данная работа посвящена гармонизации детско-родительских отношений, повышению педагогической культуры родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_roditelskogo_sobraniya_na_konkurs.docx | 133.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий группового родительского собрания
в подготовительной группе
«Гармонизация внутрисемейных отношений:
мама, папа, Я – дружная семья»
Подготовила педагог-психолог: Сараева А.В.
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
1. Гармонизация и оптимизация внутрисемейных взаимоотношений «мать-ребенок»;
2. Формирование позитивных жизненных установок, способствующих коррекции родительского поведения;
3. Развитие коммуникативных навыков родителей и детей, сплочение родительского коллектива
Форма проведения: беседа-диалог с элементами игрового тренинга.
Материалы и оборудование: листы бумаги, карандаши, детские наборы «Строитель», мультимедийное оборудование, презентация, ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки, клубок ниток, карточки.
Продолжительность собрания: 1-1, 5 часа.
Ход собрания:
Психолог: Здравствуйте, дорогие друзья! Я искренне рада снова увидеть вас у нас в гостях. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться друг о друге, уважать и помогать друг другу. Предлагаю вам сегодня сделать шаг к познанию своего ребенка, а так же к укреплению отношений в вашей семье.
«Мама, папа, Я-дружная семья» (слайд 1)
Упражнение 1 "Кто здесь собрался?"
Сначала мы все вместе отправимся в мастерскую общения, где узнаем, кто сегодня, собрался на нашу встречу - обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони с помощью фломастеров свое имя и изобразите свое эмоциональное состояние, получится «визитка» каждого участника мастерской, а затем по кругу представимся и объясним, что изображено на «визитке» (визитки прикрепляются булавками).
Психолог: Продолжим работу в нашей мастерской по определенным правилам, давайте с ними познакомимся:
Правила работы в мастерской: (слайд 2)
1.Говорить и чувствовать здесь и сейчас: все, что чувствуешь ты, все, о чем думаешь, заслуживает внимания, в твоих словах нет ничего «заумного» или «глупого». Это касается слов и чувств и других членов коллектива.
2.Доверять своим субъективным ощущениям: они часто более достоверны, чем разумные обдуманные высказывания.
3. Открытость, откровенность.
4.Слушать других.
5. Не заставляй других думать как ты: это другой человек – он вправе чувствовать по - другому.
6.Я – высказывания: говорить только о своих чувствах.
Упражнение 2 «Самый-самый»
Для более близкого знакомства предлагаю поиграть в игру «Самый-самый…» Каждый родитель позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка: «Я самый…, мой ребенок самый …» (высказывания родителей)
Давайте попробуем вспомнить пословицы и поговорки о счастливой и гармоничной семье.
Я начинаю, а вы - заканчиваете.
- В гостях хорошо, а... (дома лучше).
- Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
- Каково на дому, таково и... (самому).
- Дети не в тягость, а... (в радость).
- Когда семья вместе, и... (сердце на месте).
- Всякой матери свое... (дитя мило).
- На свете все найдешь, кроме... (отца и матери).
- Мать кормит детей, как... (земля людей).
- Нет для человека добрее... (отца с матерью).
- Нет дороже... (отца с матерью).
- Семья - это... (семь я).
- Где в семье лад,.. (не нужен и клад).
- Дети – … (зеркало семьи).
- В какой семье любовь да совет,… (в той и горя нет).
- Дружная семья… (гору сдвинет).
Рисунки «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (слайд 3)
Психолог: Говоря о гармонии в семье, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов взаимоотношений. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?
- На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (высказывания родителей).
- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?
Родители высказывают свои предположения.
- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается своим делом, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи часто противоречат друг другу, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье нет гармонии, а ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.
Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе жизни слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному взаимоотношению в семье и как правило, гармоничному развитию ребенка.
В этой семье соблюдается главный принцип – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу и ко всем членам семьи. В такой семье все чувствуют себя комфортно, уверенны в себе, не тревожатся по пустякам, т. к. всегда знают, что семья поддержит любые начинания.
И вот об этом сегодня и хотелось бы с вами поговорить.
Психолог: Скажите, с чем ассоциируется у вас слово «семья»? (ответы родителей).
Психолог: Семья – это дом, где всем тепло, комфортно и уютно.
«Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах,
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех».
Рисунок дома (слайд 4)
Психолог: Как же построить такой Дом? С чего начать? В свое время вы все были строителями такого «дома». Давайте вспомним как все начиналось… Предлагает родителям разделиться на группы взять детские строительные наборы и построить дом, вспомнить и записать – какие условия способствовали созданию семьи. (построить «фундамент» дома, стены, которые бы удерживали тепло семейного очага, крышу, которая бы защищала вашу семью от невзгод, конфликтных ситуаций, огорчений, которые встречаются на жизненном пути).
Родители выполняют задание (под аудиозапись). Обсуждение своих работ.
Упражнение 3 Мозговой штурм «Формула семейной гармонии».
Психолог: Я предлагаю Вам вывести формулу семейной гармонии, высказать своё мнение одной фразой. Все высказывания фиксируются на доске, из них и выводится формула ( например: уважение + доверие +понимание +искренность - злоба- жестокость- грубость = гармония в семье)
Психолог:
Гармоничные семейные отношения — это:
1) характер взаимоотношений взрослых и детей в семье,
2) эмоциональные проявления членов семьи,
3) принятые в семье нормы поведения всех её членов и др. (слайд 5) (родители высказывают своё мнение, приводят примеры из опыта семейного воспитания);
В чём заключается роль родителей для создания эмоционального благополучия детей? Ответы родителей.
Как вы понимаете термин “психологическая родительская поддержка”?
(обсуждение).
Родительская поддержка — это процесс, в ходе которого родитель подчеркивает достоинства ребёнка с целью укрепления его самооценки. Родители должны помочь ребёнку поверить в себя и свои способности, объяснить причины неудач и поддержать в сложной ситуации. Но для этого родители сами должны почувствовать уверенность, должны научиться понимать себя и достигнуть самоуважения (слайд 6)
Упражнение 4 «Связующая нить»
Воспитатель перекидывает одному из родителей клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он желает тому родителю, которому передал клубок. Другой родитель ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все родители проделают это упражнение, их всех связывают нити клубка. Спросить у родителей, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Мы сейчас – единое целое, и каждый ценен и важен.
Психолог: А сейчас я хочу вам рассказать одну китайскую притчу.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже.
Блиц-интервью для родителей
Участникам на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложение завершить. Варианты незаконченных предложений:
- «Мое самое большое желание-…»
- «Я не в коем случае не хотел(а) ,чтобы…»
- «В моей семье исключено…»
- «Я хочу сказать «спасибо» моей семье за…»
- «Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына (дочери)…»
- «Счастливая семья-это…»
Рефлексия
-Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
- Что было самым неожиданным?
- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
Психолог раздает родителям рисунки детей на тему «Семья глазами ребёнка» и памятки (приложение 1).
Психолог: Спасибо, что пришли сегодня к нам. Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание. Чтобы вы всегда понимали своих детей, а они, когда вырастут, заботились о вас.
Приложение 1
Памятка для родителей
Дорогие родители!
Ваш ребенок - это Ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше продолжение. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все Ваши достоинства, но и преумножило их.
Мы – дошкольное образовательное учреждение, воспитатели - тоже искренне заинтересованы том, чтобы Ваш ребенок стал полноценным Человеком, культурной, самостоятельной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Мы предлагаем Вам сотрудничество в воспитанности Вашего ребенка.
Для того чтобы сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем Вам придерживаться в воспитании Вашего ребенка следующих основных правил:
1. Избегайте крайностей в любви к ребенку, ребенок должен быть членом
семьи, но не ее центром. Когда родители приносят себя в жертву ребенку, он
вырастает эгоистом с завышенной самооценкой и зачастую за безрассудную
любовь к себе отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к
людям.
С другой стороны, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку ничуть не менее вредно.
2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член
семьи в меру своих возможностей заботиться обо всей семье. Ваш ребенок
должен твердо усвоить этот закон. С самого раннего возраста приучайте его
выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу
по дому, для себя и для всей семьи.
3. Главное средство воспитания - это пример родителей, их поведение. Слова -
воспитательное средство.
4. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не
опекайте его. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, но не делайте
за него то, что он может и должен выполнять сам. Не страшно, если он
сделает что-то не так - ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему
его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них.
Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы
определить способности и интересы.
5. Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, чтобы у него
образовывались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Одной
из важных полезных привычек является режим дня. Вырабатывайте вместе с
ребенком разумный режим дня и строго следите за его соблюдением.
Научите ребенка различать добро и зло, осознавать вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, семью, детский сад, школу, добрых людей, родной край.
6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях
родителей. Согласуйте их между собой. Не менее вредны противоречия
между Вашими требованиями и требованиями воспитателей. Если Вы не
согласны с нашими требованиями или они Вам непонятны, придите к нам и
мы обсудим возникшие проблемы вместе.
7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда
ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без
брани и истерик. Психическое развитие ребенка, формирование его личности
в большей степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный
стиль - демократический, когда детям предоставляется определенная
самостоятельность, к ним относятся с теплотой и уважают их личность.
Конечно, некоторый контроль необходим. Но важнее всячески
способствовать развитию у ребенка самоконтроля, самоанализа и
саморегуляции своей деятельности и поведения.
Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть
уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей,
счастливых супругов.
9. Следите за здоровьем ребенка, приучайте его самостоятельно заботиться о
своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения
ребенок переживает несколько возрастных кризисов: в 3 года, в 6-7 лет, когда у
малыша возникает внутренняя позиция, осознания своих чувств и
переживаний, кризис полового созревания; юношеский кризис поиска своего
места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти периоды, меняйте стиль
своего отношения к нему по мере его перехода одного возрастного этапа к
другому.
10. Семья - это дом, и как всякий дом, он может с годами ветшать и нуждаться в ремонте. Не забывайте время от времени проверять, не нуждается ли Ваш семейный дом в обновлении.
Желаем Вам успехов в трудном, но благородном деле семейного воспитания Вашего ребенка. И пусть он принесет Вам радость и счастье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий физкультурного праздника "Мама, папа, я - дружная семья"
Организация совместной деятельности по здоровому образу жизни родителей и детей...
Конспект спортивного праздника в день семьи « Мама, папа, я – дружная семья» для детей 1 младшей группы детского сада.
Принято считать. что с детьми 2-3 лет бесполезно проводить спортивные праздники, - плохо разговаривают, не очень хорошо слушают. Я попытаюсь доказать обратное, если работать совместно с родителями, то...
сценарий развлечения "Мама, папа,я - дружная семья"
Данный сценарий поможет провести и объединить семьи детей старшей и подготовительной группы....
Сценарий развлечения ко Дню семьи "Мама, папа, я - дружная семья"
Познакомить с праздником -днем семьи.Воспитывать любовь и уважение к членам семьибыть внимательными к старшему поколению....
Спортивно-развлекательный досуг с родителями « Мама, папа, я – дружная семья» в подготовительной группе
данный материал поможет педагогам весело и увлекательно провести спортивное развлечекние...
Сценарий праздника, посвященного дню семьи "Мама, папа, я - дружная семья"
Сценарий праздника, посвященного дню семьи "Мама, папа, я - дружная семья"...