Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
консультация (старшая группа)

Белоногова Татьяна Михайловна

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.  Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными.  Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна?  Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.  Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными.  Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна?  Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

 1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

 2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

 3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

 4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

 5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

 6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

 7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.

Упражнения с соломкой, сушкой.

  1. Удержание
  • На верхней губе (палочка зажимается между губой и носом)
  • Зажав  губами « в улыбке» (губы не натягиваются на зубы)
  • Зажав  губами  «в трубочке»
  • Зажав зубами (губы в улыбке)
  • На языке (палочка кладется на язык горизонтально, нужно удерживать ее на широком языке)
  • На языке, подняв кончик языка вверх, но не прижимая его к губе
  • Под языком прижав к нижней губе
  • Обхватив сушку губами «в трубочке»
  1. Потягивание  (с соломкой или ложкой)
  • Дотянись языком до палочки в определенной точке на губах (левый верхний угол, правый верхний угол, нижний левый угол и т.д.)
  • Дотянись языком до палочки вперёд (вперед вверх, вперед вниз, влево, вправо)
  • «Попади в кольцо» (с сушкой) – дотянуться языком в центр сушки, которую держит взрослый.
  1. Катание
  • палочки на языком во рту (голова немножко отклоняется назад, палочка лежит на уголках губ)
  •  палочки на тарелочке
  • Катание языком сушек нанизанных на соломку (коктейльную палочку, мини шампур, вместо сушек можно использовать круглые кусочки моркови на палочке)
  1.  Выплёвывание вперёд  палочки зажатой губами сильной воздушной струёй.
  2. «Кучер»- дразнилка с выпусканием воздуха через неплотно сжатые губы, проводим горизонтальной  палочкой по губам вверх-вниз.
  3. Погладить язык палочкой (самомассаж)   

Упражнения с чупа-чупсом

 Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс -отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

- сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

- удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

- приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

- поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

- двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

«Сладкая зарядка»

  •  «Бусинки»

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

  • «Сладкий футбол»

Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку,  грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

  • «Вкусное варенье»

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.

  • «Ах, как вкусно»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки

  • «Рыбалка»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

  • «Красивое печенье»

Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.

  •  «Тьфу»

На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.

  • «Хомячок» (во время купания)

Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды.  Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

  • «Зубная фея»

Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки»

  •  «Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

  • «Яблочко»

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

  • «Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку».  Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

 3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Желаю Вам удачи и позитивных эмоций!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики...

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям можно использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей....

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики...

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики...

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В данном материале описываются нетрадиционные артикуляторные упражнения, которые являются дополнением к артикуляторной гимнастике...

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют реч...