Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
консультация (старшая группа)
Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_uprazhneniya_dlya_sovershenstvovaniya_artikulyatsionnoy_motoriki.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.
Упражнения с соломкой, сушкой.
- Удержание
- На верхней губе (палочка зажимается между губой и носом)
- Зажав губами « в улыбке» (губы не натягиваются на зубы)
- Зажав губами «в трубочке»
- Зажав зубами (губы в улыбке)
- На языке (палочка кладется на язык горизонтально, нужно удерживать ее на широком языке)
- На языке, подняв кончик языка вверх, но не прижимая его к губе
- Под языком прижав к нижней губе
- Обхватив сушку губами «в трубочке»
- Потягивание (с соломкой или ложкой)
- Дотянись языком до палочки в определенной точке на губах (левый верхний угол, правый верхний угол, нижний левый угол и т.д.)
- Дотянись языком до палочки вперёд (вперед вверх, вперед вниз, влево, вправо)
- «Попади в кольцо» (с сушкой) – дотянуться языком в центр сушки, которую держит взрослый.
- Катание
- палочки на языком во рту (голова немножко отклоняется назад, палочка лежит на уголках губ)
- палочки на тарелочке
- Катание языком сушек нанизанных на соломку (коктейльную палочку, мини шампур, вместо сушек можно использовать круглые кусочки моркови на палочке)
- Выплёвывание вперёд палочки зажатой губами сильной воздушной струёй.
- «Кучер»- дразнилка с выпусканием воздуха через неплотно сжатые губы, проводим горизонтальной палочкой по губам вверх-вниз.
- Погладить язык палочкой (самомассаж)
Упражнения с чупа-чупсом
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс -отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
- сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
- удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
- приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
- поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
- двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
«Сладкая зарядка»
- «Бусинки»
Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
- «Сладкий футбол»
Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.
- «Вкусное варенье»
Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.
- «Ах, как вкусно»
Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки
- «Рыбалка»
Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.
- «Красивое печенье»
Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.
- «Тьфу»
На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.
- «Хомячок» (во время купания)
Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.
- «Зубная фея»
Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки»
- «Жевательная конфета»
Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.
- «Яблочко»
Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.
- «Чашечка»
Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.
Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Желаю Вам удачи и позитивных эмоций!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики...
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям можно использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей....
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики...
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики...
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
В данном материале описываются нетрадиционные артикуляторные упражнения, которые являются дополнением к артикуляторной гимнастике...
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют реч...