выступление на родительском собрании
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании в старшей группе .
Причины речевых нарушений. Организация логопедической работы.
Добрый вечер, уважаемые родители. Немного скажу о причинах снижения уровня речевого развития детей в целом. В первую очередь, это связано с ухудшением их здоровья, ухудшением экологической обстановки, осложнениями при родах, проблемным течением беременности и т.д. в настоящее время у 70% новорожденных выявляются различные перинатальные поражения головного мозга. Речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Отмечается, что всего лишь 2-3 ребенка из 10 для своего возраста говорят хорошо, у других наблюдаются проблемы развития речи.
Второе , Несмотря на информированность детей вследствие технического прогресса (телевизор, телефоны, планшеты, компьютеры), это не ведет к увеличению словарного запаса у детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.
Следующая причина - это пассивность родителей в вопросах речевого развития детей. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком) является серьезным тормозом речевого развития.
Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте; для них главное — научить своего ребенка читать (причем, чем раньше, тем лучше). Но чтение и письмо — это определенный этап в речевом развитии ребенка. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитая устная речь, а не умения читать и писать. Сразу добавлю, если вы самостоятельно учите ребенка читать, то самое главное – делать это правильно.
На что же необходимо обратить внимание?
1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, т.е не заучивать алфавитное название букв, в противном случае затрудняется:
- навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.
- звуковой анализ слов. Например слово ШАПКА - скажет, что в этом слове 3 звука – ша, п, ка, пропуская гласные звуки, это приведет к ошибкам на письме в школе.
2. Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:
- М и А будет МА.
- побуквенное чтение : М, А, М, А – что получилось
Это будет сказываться на технике чтения в школе и учителю придется переучивать ребенка.
Теперь о логопедической работе.
Логопедическая работа с детьми осуществляется по таким направлениям.
- развитие артикуляционной моторики, т.е. движений органов речи (губ, щек, языка), что такое артикуляция- это положение органов речи необходимое для произношения какого-либо звука. Например, для звука Ш необходимо широкий язык поднять за верхние зубки , зубки сблизить, губы округлить и чуть выдвинуть вперед. Т.о. развивая у детей подвижность органов речи, мы подготавливаем речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков.
- формирование правильного звукопроизношения ( т.е сама постановка отсутствующих или искаженно произносимых в речи звуков).
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, умение услышать каждый звук, входящий в состав конкретного слова, Существует разница между понятиями звука и буквы «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях мы должны научиться отличать гласные и согласные звуки, выделять заданный звук в слове, придумывать и называть слова на заданный звук, находить картинки с заданным звуком, определять первый звук в слове, определять последний звук в слове, к концу года мы должны научиться определять позицию звука в слове, т.е. где находится звук в слове в начале слова, в середине слова или в конце слова , а в подготовительной к школе группе мы будем учиться выполнять звуковой анализ слова, то есть определять каждый звук в слове и обозначать его определенным цветовым символом.
- совершенствование грамматического строя речи (словоизменение и словообразование);
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- работа осуществляется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Каждый ребенок посещает логопедические занятия 3 раза в неделю. Несмотря на то, что большую часть дня ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что успешность логопедической работы предполагает активное участие в ней родителей, которые в состоянии все речевые навыки и умения, полученные детьми во время занятий закрепить в повседневной жизни. И эффективность логопедической работы во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, часто встречается пренебрежение к качеству речи ребенка, игнорирование рекомендаций логопеда. Это не способствует закреплению правильного произношения и значительно замедляет процесс коррекции. Для закрепления для каждого ребенка заведена индивидуальная папка для домашних заданий, которая дается с заданиями в пятницу, а приносить ее нужно в понедельник. При выполнении заданий помечайте, что у ребенка получается хорошо, а в чем он испытывает затруднения. Если вы хорошо выполнили и отработали задание в выходные, это не значит, что до следующих выходных о звукопроизношении ребенка можно забыть, вы должны четко понимать над каким звуком работаем и постоянно вслушиваться в речь ребенка и контролировать произношение, побуждая говорить правильно, но ни в коем случае не ругать, не высмеивать, а подбадривать, подхваливать. Поймите, что за 2 занятия в неделю по звукопроизношению продолжительностью 15 мин. правильное звукопроизношение не закрепить. Поэтому без поддержки родителей процесс автоматизации затягивается. Задача логопеда - поставить звук, научить ребенка произносить его в слогах, словах, и предложениях, а родители должны закреплять это умение в повседневной жизни. Здесь необходим постоянный контроль с вашей стороны, ведь самоконтроль у детей в этом возрасте еще не сформирован в силу психо-физиологических особенностей, но мы должны стараться его развивать.
В заключении скажу, что при возникновении затруднений вы всегда можете прийти на занятия, посмотреть, обсудить возникнувшие вопросы или результаты работы. Надеюсь на вашу активную позицию в процессе речевого развития ваших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании
конспект выступления на родительском собрании Социальная успешность ребенка...
Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)
У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...
Выступление на родительском собрание"Обучение детей чтению"
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МЕТОДИКИ...
Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...
Выступление на родительском собрании по теме: "Влияние родительских установок на развитие детей". Практические рекомендации.
Практические рекомендации родителям по воспитанию детей....
Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....
Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...