Консультация для родителей "Приобщение детей к чтению"
консультация (старшая группа)
Проблема приобщения детей к чтению в последнее время стала носить глобальный характер. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидения, компьютеров и т.п. привело к существенному снижению интереса детей к чтению. Однако, произведения художественной литературы являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_chteniyu_hudozhestvennoy_literatury.docx | 435.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к чтению художественной литературы
"Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех времён и народов", – писал Л.Н. Толстой.
"Книга – это друг, советчик. Это – источник многих добрых мыслей, чувств, знаний", – отмечал Ю.А. Гагарин.
Проблема приобщения детей к чтению в последнее время стала носить глобальный характер. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидения, компьютеров и т.п. привело к существенному снижению интереса детей к чтению.
Однако, произведения художественной литературы являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух:
вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое.
Польза семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка.
По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе.
Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых.
Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста).Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми.
Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.
1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок.
2 – неделя - чтение стихотворений;
3 - неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;
4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» (в старшем дошкольном возрасте).
ИГРЫ С КНИЖКАМИ
«Прятки с книжкой»
Покажите ребенку новую книжку и попросит его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет – наградой ему будет прочтение этой книги.
«Угадай, о чем книга»
Дайте ребенку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.
«Маленькие художники»
После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.
«Закончи сказку»
Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой).
«Прыг – и в другой сказке!»
Предложите ребенку сочинить новую сказку про всем известного Колобка. Что еще могло с ним случиться? (Может, он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла?).
Расширяем кругозор
Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.
Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, убери ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.
Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.
Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснить малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Приобщаем детей к чтению художественной литературы"
Книга - наш друг и помошник! Как рассказать об этом детям? Как привить им любовь к книге и чтению! На эти вопросы я постаралась ответить в дпнной статье. ...
Консультация на тему:"Формы приобщения детей к чтению и сотрудничество с родителями".
Представлен материал по актуальной на сегодняшний день темы. Много советов, методик и форм приобщения к чтению. А также представлена информация по работе с родителями....
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении детей к чтению»
Повысить интерес родителей и детей к художественному чтению....
Консультации для воспитателей «Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с библиотекой по приобщению детей к чтению»(из опыта работы)
«Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с библиотекой по приобщению детей к чтению»...
Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст
laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...
Консультация для родителей. Младшая группа Чтение детям 2-3 лет: польза чтения, что и как правильно читать ребенку?
А вы задумывались когда-нибудь серьезно о том, чем полезно чтение детям, зачем вообще нужно читать ребёнку младшего возраста? Известно, что чтение книг способствует интеллектуальному развитию, пополне...