Консультация для родителей: «Задержка речевого развития у детей»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Ткачёва Олеся Сергеевна

Консультация для родителей: «Задержка речевого развития у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrr.docx22.48 КБ
Microsoft Office document icon zrr_microsoft_word_1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:                            «Задержка речевого развития у детей»

        В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития  - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты.  

      Чем раньше родители обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем  успешнее результат и благоприятнее прогноз. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.

       Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка  с взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения.

Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью - это  провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога, логопеда, отоларинголога и психолога.

Причины задержки речевого развития  у детей:                                                             1. Нарушение слуха.                                                                                                             2. Невостребованность речи. Недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми.                             3. Быстрый темп речи взрослого. Речь должна быть произнесена в спокойном темпе, четко и правильно.                                                                                                    4. Генетическая предрасположенность.  В семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, гипоксия, внутриутробные инфекции).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.).
7. Завышенные требования к ребенку. Настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого(нельзя принуждать ребенка к высказыванию, лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи).                  8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
10.
 Билингвизм (двуязычные семьи).                                                         Рекомендации для родителей:                                                                                          - Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия.                           - Говорите сами  четко, правильно, доброжелательно. Ребёнок должен слышать правильную речь.                                                                                                        - Ежедневное чтение ребенку  окажет заметное влияние на его  речь и поведение,  художественная литература – мощное средство развития речи. При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком.                                                     - Не говорите при ребенке о его отставании. Не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.                                                                                                            - Вызывайте желание подражать взрослому.                                                                  - На начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин.                                                               - Развивайте произвольную память малыша: повторяйте, что делали утром, днем, вечером и т.д.                                                                                                            - Всегда хвалите ребенка за успехи. Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения.                                          - В игровой форме учите ребенка понимать соотношение предметов по размеру, по цвету, форме, количеству.                                                                          - Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук: массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание, пальчиковая гимнастика, работа  с массажными мячиками, колечками, с мелкими предметами, тренажёрами-игрушками со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками и т.д.)                                                                        - Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией и компьютерными играми.                                                                                                                                    - Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной и дыхательной  гимнастики.



Предварительный просмотр:

Норма и задержка речевого развития

В развитии у ребенка речи главную роль играют родители. 

Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).

Спросите себя:

1. Достаточно ли вы говорите с вашим ребенком?

2. Доступны ли ваши фразы для понимания малыша?

3. Достаточно ли четко вы проговариваете слова, звуки, окончания, предлоги? Не торопитесь когда говорите?

4. Сформирована ли потребность в общении у вашего ребенка?    

Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.

- Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.

- Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.

- Поощряйте стремление задавать вопросы.

- Поощряйте любопытство и воображение.

- Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.

- Читайте ребенку каждый день.

- Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.

- Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.

- У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).

- Поощряйте общение и игры с другими детьми.

- Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.

- Играйте вместе с ребенком, если он просит.

- Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.

Все дети разные и развиваются по-разному, поэтому одни начинают говорить 10 слов в год, другие только к полутора годам. Граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием проходит на расстоянии примерно в 4-5 месяцев.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение "Я"        

2 года 3 мес

Адекватно использует названия цветов        

2 года 6 мес

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода)

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде

К 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями

С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи        

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи        

С 2 лет 3 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей        

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам        

С 3 лет

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова - названия частей предметов

3 года 6 мес

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы

3 года 1 мес

Появляется словотворчество

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук)

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

К 4 годам

Стоит беспокоиться если:

- ребенок и в 2 года плохо произносит десять слов и не имеет большого пассивного словаря;

- в 2,5 года ребенок использует не более 20 слов, не знает и не понимает названий предметов, не может составить фразу из двух слов;

- в 3 года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама, не говорит простых предложений и не понимает простых объяснений;

- ребенок использует речь не для коммуникации (просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту).

Значит, ребенок имеет задержку  в развитии речи (ЗРР). Это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие отклонения в здоровье ребёнка, например, связанное с работой и развитием мозга, центральной нервной системы, генетического отклонения или же психического расстройства. Диагноз «задержка речевого развития» ставится врачом-неврологом или логопедом. В каждом конкретном случае причину задержки развития речи определяет специалист.  Задержка речевого развития выявляется, как правило, у детей до трех лет и впоследствии, при невнимательном отношении родителей к проблеме, перерастает в другой диагноз - общее недоразвитие речи (ОНР).  

Коррекция задержки речевого развития должна быть комплексной и предусматривает работу трех специалистов - врача-невролога, логопеда и психолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Задержка речевого развития у детей»

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого ...

Консультация для родителей: «Задержка речевого развития у детей»

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого ...

Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей"

Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей"...

Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей 2-3 лет"

Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей 2-3 лет"...

Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей"

Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей"...

Консультация для родителей «Задержка речевого развитии у детей»

Создать доверительную обстановку, позволяющую родителям свободно высказываться и настроиться на работу. Именно речь – важный показатель развития интеллекта. Без речи нельзя овладеть ничем &mdash...

Консультация для родителей Задержка речевого развития у детей в 4 года

Консультация для родителейЗадержка речевого развития у детей в 4 года...