Консультация для родителей: «Задержка речевого развития у детей»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Консультация для родителей: «Задержка речевого развития у детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrr.docx | 22.48 КБ |
zrr_microsoft_word_1.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Задержка речевого развития у детей»
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты.
Чем раньше родители обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем успешнее результат и благоприятнее прогноз. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения.
Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью - это провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога, логопеда, отоларинголога и психолога.
Причины задержки речевого развития у детей: 1. Нарушение слуха. 2. Невостребованность речи. Недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. 3. Быстрый темп речи взрослого. Речь должна быть произнесена в спокойном темпе, четко и правильно. 4. Генетическая предрасположенность. В семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, гипоксия, внутриутробные инфекции).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.).
7. Завышенные требования к ребенку. Настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого(нельзя принуждать ребенка к высказыванию, лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи). 8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
10. Билингвизм (двуязычные семьи). Рекомендации для родителей: - Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия. - Говорите сами четко, правильно, доброжелательно. Ребёнок должен слышать правильную речь. - Ежедневное чтение ребенку окажет заметное влияние на его речь и поведение, художественная литература – мощное средство развития речи. При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком. - Не говорите при ребенке о его отставании. Не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. - Вызывайте желание подражать взрослому. - На начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин. - Развивайте произвольную память малыша: повторяйте, что делали утром, днем, вечером и т.д. - Всегда хвалите ребенка за успехи. Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения. - В игровой форме учите ребенка понимать соотношение предметов по размеру, по цвету, форме, количеству. - Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук: массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание, пальчиковая гимнастика, работа с массажными мячиками, колечками, с мелкими предметами, тренажёрами-игрушками со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками и т.д.) - Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией и компьютерными играми. - Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Предварительный просмотр:
Норма и задержка речевого развития
В развитии у ребенка речи главную роль играют родители.
Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
Спросите себя:
1. Достаточно ли вы говорите с вашим ребенком?
2. Доступны ли ваши фразы для понимания малыша?
3. Достаточно ли четко вы проговариваете слова, звуки, окончания, предлоги? Не торопитесь когда говорите?
4. Сформирована ли потребность в общении у вашего ребенка?
Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
- Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
- Поощряйте стремление задавать вопросы.
- Поощряйте любопытство и воображение.
- Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
- Читайте ребенку каждый день.
- Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
- Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
- У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).
- Поощряйте общение и игры с другими детьми.
- Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
- Играйте вместе с ребенком, если он просит.
- Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.
Все дети разные и развиваются по-разному, поэтому одни начинают говорить 10 слов в год, другие только к полутора годам. Граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием проходит на расстоянии примерно в 4-5 месяцев.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет местоимение "Я" | 2 года 3 мес |
Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес |
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) | К 3 годам |
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам |
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. |
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 годам |
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 лет 3 мес. |
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 годам |
Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 лет |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет в активной речи слова - названия частей предметов | 3 года 6 мес |
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес |
Появляется словотворчество | С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) | К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам |
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам |
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
Стоит беспокоиться если:
- ребенок и в 2 года плохо произносит десять слов и не имеет большого пассивного словаря;
- в 2,5 года ребенок использует не более 20 слов, не знает и не понимает названий предметов, не может составить фразу из двух слов;
- в 3 года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама, не говорит простых предложений и не понимает простых объяснений;
- ребенок использует речь не для коммуникации (просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту).
Значит, ребенок имеет задержку в развитии речи (ЗРР). Это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие отклонения в здоровье ребёнка, например, связанное с работой и развитием мозга, центральной нервной системы, генетического отклонения или же психического расстройства. Диагноз «задержка речевого развития» ставится врачом-неврологом или логопедом. В каждом конкретном случае причину задержки развития речи определяет специалист. Задержка речевого развития выявляется, как правило, у детей до трех лет и впоследствии, при невнимательном отношении родителей к проблеме, перерастает в другой диагноз - общее недоразвитие речи (ОНР).
Коррекция задержки речевого развития должна быть комплексной и предусматривает работу трех специалистов - врача-невролога, логопеда и психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Задержка речевого развития у детей»
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого ...
Консультация для родителей: «Задержка речевого развития у детей»
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого ...
Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей"
Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей"...
Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей 2-3 лет"
Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей 2-3 лет"...
Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей"
Консультация для родителей "Задержка речевого развития у детей"...
Консультация для родителей «Задержка речевого развитии у детей»
Создать доверительную обстановку, позволяющую родителям свободно высказываться и настроиться на работу. Именно речь – важный показатель развития интеллекта. Без речи нельзя овладеть ничем &mdash...
Консультация для родителей Задержка речевого развития у детей в 4 года
Консультация для родителейЗадержка речевого развития у детей в 4 года...