Рекомендации родителям будущих первоклассников
методическая разработка (подготовительная группа)
В данном материале отражены основные методическом рекомендации родителям будущих первоклассников. Описаны волнующие родителей вопросы: Когда начать готовить ребенка к школе? Как лучше это сделать? Что ребёнок должен знать и уметь перед школой? Раскрыты основные понятия: Что включает в себя подготовка к школе? Физиологическая готовность ребенка к школе. Психологическая готовность ребенка к школе. Познавательная готовность ребенка к школе. Даны рекомендации родителям по подготовке к обучению в школе, чтобы учеба ребенка была успешной и продуктивной. Даны рекомендации родителям в выполнении домашних заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_budushchih_pervoklassnikov.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение)
г. Тамбов
«РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»
Автор: учитель-дефектолог Рассказова Н.В.
Приближается то время, когда ваш ребенок станет первоклассником. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: Когда начать готовить ребенка к школе? Как лучше это сделать? Что ребёнок должен знать и уметь перед школой?
Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении и значительно облегчит адаптационный период.
Что включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – далеко не только совокупность необходимых знаний. Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспекты, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемой в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Физиологическая готовность ребенка к школе – означает, что состояние здоровья ребенка должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в образовательной системе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку, соблюдать и понимать важность основных гигиенических норм.
Психологическая готовность ребенка к школе – подразумевает, что к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний, проявлять любознательность, должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, понимать и признавать авторитет взрослых, адекватно реагировать на замечания, понимать, что хорошо, а что – плохо. Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая её, оценивать свою работу, признавать и исправлять свои ошибки самостоятельно или с помощью взрослого. Ребенок должен понимать, почему он идет в школу, уметь выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа. А самое главное - усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе предполагает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
- Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
- Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
- Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
- Играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит животное, то он должен хлопнуть в ладоши, а если птицу – помахать руками.
- Знать цифры от 0 до 10 и выполнять прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
- Знать арифметические знаки: «-», «=», «+».
- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- Запоминать несколько картинок.
- Рассказывать по памяти стишки, сказки и т.п.; пересказывать текст из 4-5 предложений.
- Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
- Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.
- Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
- Складывать пазлы без помощи взрослого.
- Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
- Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
- Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
- Выполнять аппликации.
- Хорошо понимать обращенную речь, соотносить слово с предметом или ситуацией.
- Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
- Составлять рассказ по картинке и серии картинок.
- Рассказывать стихи.
- Различать в словах буквы и звуки.
- Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
- Знать времена года, явления природы, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Рекомендации родителям:
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям:
- Постарайтесь за лето упорядочить режим дня ребенка. Очень важен систематический полноценный сон, сбалансированный калорийный завтрак. Время, проведённое перед телевизором и компьютером, нужно довести до минимума.
- Постарайтесь до начала учебного года выявить и устранить, по возможности, логопедические проблемы ребёнка, если они есть. Дефектные звуки препятствуют автоматизированному навыку письма и чтения, мешают общению детей.
- Постарайтесь, чтобы телевизор не работал дома постоянно, в качестве звукового фона. Дети, привыкшие к постоянному звуковому фону, с трудом концентрируют слуховое внимание на уроке.
- Чтобы преодолеть импульсивность детей, присущую дошкольному возрасту, постарайтесь при общении с ребенком приучить его реагировать на вопросы не сразу, а спустя какое-то время. Возможна такая формулировка: «Не спеши ответить, подумай». Опыт показывает, что дети отвечают на уроке лучше, если не торопятся.
- Постарайтесь больше играть в игры с буквами и цифрами, привить ребенку любовь к времяпрепровождению с книгой.
- Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой посуду и т.д. Это и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
- Не будьте слишком требовательны к ребенку. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
- Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
- Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
- Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
- Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги перед сном.
- Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок должен уметь управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он.
- Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
- Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.
- Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
- Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
- Обратите внимание - знает и использует (понимает) ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
- Поддержите будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
И как сказал известный доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
О выполнении домашних заданий:
Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае, возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? В результате, очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.
Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков.
Однако существует несколько приемов, призванных помочь школьнику в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить гнев и разочарование взрослых и детей.
Давайте познакомимся с ними!
Причины неспособности школьника справиться с заданием дома:
- Ребенок мог просто не понять новый материал.
- Возможно, у ребенка сформировалось чувство беспомощности, и он долго будет сидеть над заданием, в результате оно будет выполнено родителями.
- У ребенка могут быть проблемы в обучении в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.
- Ребенок не в состоянии справиться с большим объемом задания.
Рекомендации родителям в выполнении домашних заданий:
1. Выполнение распорядка дня.
Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Решите вместе с ребенком, делать ли ему уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Когда примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно.
Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу.
Время, отведенное на выполнение домашнего задания не должно ничем прерываться (телефонные звонки, телевизионные передачи, игры и т.п.).
Вечером следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Если ребенок уверен, что задания выполнены без ошибок, то будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу.
2. Распределение заданий по степени сложности.
Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Целесообразно предложить им начинать выполнение с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество заданий, что порождает чувство удовлетворенности.
3. Самостоятельность в выполнении домашней работы.
Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно.
Часто такие школьники не справляются с классной работой, принося домой недоделанные задания домой.
4. Сначала проверить то, что выполнено правильно.
Стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение.
5. Контролируйте время выполнения домашней работы.
Не следует разрешать ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание, в самом деле, требует столько времени на выполнение. Однако, если вы видите, что за час или два ребенок не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие и обратиться за советом к учителю.
6. Невербальные сигналы.
Стоит обратить внимание на невербальные сигналы, которые вы посылаете своим детям в ходе выполнения домашнего задания. Гримасы, напряженность позы, вздохи. Поднятые брови и другие проявления «языка тела» – все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.
УВАЖАЕМЫЕ РАОДИТЕЛИ!
УДЕЛИТЕ ДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВАШИМ РЕБЕНКОМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
И ОН ЛЕГКО СПРАВИТЬСЯ С ОБУЧЕНИЕМ В ШКОЛЕ!
ТАМБОВ, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""
Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....
От дошкольника к первокласснику. Рекомендации родителям будущих первоклассников.
Переход от дошкольника к первокласснику важное событие в жизни малыша и его родителей. С первого дня учёбы ребёнку придётся выполнять достаточно трудную и необычную для него работу в классе. Вся...
Памятка для родителей: "Практические рекомендации родителям будущих первоклассников"
Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников...
Рекомендации родителям будущих первоклассников. Памятка родителям первоклассников.
Самое главное, создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности....
Консультация для родителей на тему «Общие рекомендации родителям будущих первоклассников»
Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующе...
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...