Что такое память? Игры на развитие памяти.
консультация

Березовская Надежда Михайловна и  Исмагилова Ирина Ивановна

Память является необходимым условием процесса мышления. Чем более развита будет у вашего ребенка память, тем выше будет качество его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_pamyat._igry_na_razvitie_pamyati.doc433.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития хорошей памяти, что является одним из необходимейших условий успешного обучения ребёнка. Что значит «хорошая»? Это значит, что память ребенка имеет достаточный объем и достаточную скорость процессов запоминания и воспроизведения. Все эти параметры поддаются тренировке, и есть методы их улучшить. Но для начала разберемся с тем, что такое память и какой она бывает. Память - "входные ворота нашего интеллекта". Память является необходимым условием процесса мышления. Возможности памяти безграничны. Чем более развита будет у вашего ребёнка память, тем выше будет качество его жизни. Мы обладаем памятью с рождения и можем совершенствовать её всю жизнь. Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать накопленный материал. Память бывает двигательной, зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, в зависимости от органа чувств, формирующего воспоминание. Этот тип памяти индивидуально весьма дифференцирован – у каждого человека, и ребенка в том числе, имеется преимущественный сенсор для запоминания. Кто-то лучше запоминает картинки, а кто-то звук. В соответствии с этим людей уже с детства можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Четвертый тип, дигитальный (восприятие в первую очередь смысла, логики ), довольно редок среди детей. Нейрофизиологи выделяют два основных вида памяти: кратковременную и долговременную. Из их названий уже примерно понятно, что они из себя представляют. Вся воспринимаемая информация сначала попадает в кратковременную память, в которой она будет храниться очень недолго и объем которой невелик. Чтобы информацию сохранить, необходимо, чтобы она переместилась в долговременную память. Механизмы этого «перемещения» еще не до конца изучены. Но основные закономерности, в общем, известны: лучше всего запоминается информация, которая вызвала у человека интерес, лучше всего запоминается информация, которая применялась (и не один раз) в практической деятельности, лучше всего запоминается информация, связанная ассоциативной связью с уже имеющейся в памяти информацией, лучше всего запоминается информация, повторенная много раз. Зная эти законы, мы можем так строить занятия с ребенком, чтобы его память работала наиболее эффективно, и вся предложенная ему информация усваивалась. Но только знания законов недостаточно. Умение целенаправленно запоминать какую-то информацию приходит с возрастом. Считается, что у младших детей (возрастом до 3х лет) вообще нет произвольной памяти. Их память настолько избирательна и настолько не имеет никакой системы, что управлять тем, что именно и на какое время они запомнят не представляется возможным. Бесполезно заучивать с такими малышами названия элементов таблицы Менделеева (названия стран мира, насекомых семейства жесткокрылых… продолжайте список сами) и думать, что они вспомнят их в школе. Заучить-то их можно. Но это будет только бесполезная трата драгоценного времени, которое ребенок мог бы использовать на виды деятельности, подходящие ему по возрасту. Только годам к 5-6 у детей начинает формироваться умение контролировать процесс усвоения информации. Это умение будет просто необходимо ребенку в школе. Ведь вся система обучения строится на запоминании: правила и законы, таблица умножения и теорема Пифагора, исторические даты и названия частей цветка, стихотворения Пушкина, падежные окончания, валовой национальный продукт России – все это придется запоминать юному ученику. Кому-то все это дается легко, а кто-то не справляется с таким количеством новой информации. Мы, родители, можем помочь своему ребенку, путем упражнений и тренировок увеличивая объем его памяти. Кроме того, старшего ребенка можно научить пользоваться мнемоническими правилами для запоминания какой-то информации. Сделать это проще всего в ходе игры. Попросите малыша запомнить несколько несвязанных между собой слов. Не получается? А если попробовать придумать предложение, в которое входили бы все эти слова? Уже лучше! Это правило называется «метод построения ассоциаций». Есть и другие правила: попытаться найти что-то общее в том, что надо запомнить с тем, что ребенок уже знает (построение аналогии). Или использовать для запоминания рифмовки. Как тут не вспомнить знаменитые ««жи» «ши» пиши с буквой «и»» или «шестью шесть – тридцать шесть»? Еще можно использовать для запоминания первые буквы слов (или буквы одного слова, которое надо запомнить), строя предложения с ними: это правило все мы используем для запоминания цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Используя эти и другие приемы можно значительно расширить способность ребенка к запоминанию информации. И, конечно, не забываем про игры на развитие памяти:

Игра «Запомни - положи»

Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек). Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки. Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Игра «Что пропало?»

Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов. Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки. Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

Игра «Что стало по-другому?»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов. Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки. Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек). Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».

Игра «Что добавилось?»

Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов. Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки. Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».

Игра «Что изменилось?»

Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки. Оборудование. 1 вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек. 2 вариант: одна сюжетная картинка с небольшим количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями. Описание. 1 вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку. 2 вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно. Например: «На первой картинке у зайчика на шее бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».

Игра «Чем отличаются?»

Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними. Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение). Описание. Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.

Игра «Повтори за мной действия»

Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым. Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив ДРУГ друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить. Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.

Игра «Посмотри - запомни - нарисуй»

Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику. Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте. Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце. Буду рада, если вы дополните эти игры примерами того, во что играете со своими детьми вы сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по развитию памяти

материал представлен в виде карточек для картотеки игр...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Игры будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов ...

Игры на развитие памяти

1. Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания. 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его. 2-ой вариант:...

Игры на развитие памяти и внимания

Игры на развитие памяти и внимания...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале ш...

Влияние подвижной игры на развитие памяти дошкольника

В дошкольном возрасте интенсивно формируется различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь позновательных процессов, видов деятельности ребёнка. Подвиж...

ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ? ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?      ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития хорошей памяти, что является одним из необходимейш...