Методические рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
консультация
В. А. Сухомлинский отмечал, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детских руках, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности, мышлению. Движения рук возбуждает мозг, заставляя его развиваться. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – так же, как артикуляционный аппарат. Развитие речи ребёнка находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировки движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, что не менее важно; мощным средством, повлияющим на работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Поэтому игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, не требующих специальной подготовки и больших затрат времени. Комплексы пальчиковой гимнастики обычно проходят в форме игры, сопровождается короткими, простыми и понятными детям стишками. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Игры очень увлекательные и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Многие родители видят в них только развлекательное, а не развивающие и оздоравливающие действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_1_gr.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
«Пальчиковые игры»
(Андрюшина Г. Т. И Дегтярева Г.В.)
В. А. Сухомлинский отмечал, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детских руках, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности, мышлению. Движения рук возбуждает мозг, заставляя его развиваться. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – так же, как артикуляционный аппарат. Развитие речи ребёнка находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировки движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, что не менее важно; мощным средством, повлияющим на работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Поэтому игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, не требующих специальной подготовки и больших затрат времени. Комплексы пальчиковой гимнастики обычно проходят в форме игры, сопровождается короткими, простыми и понятными детям стишками. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Игры очень увлекательные и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Многие родители видят в них только развлекательное, а не развивающие и оздоравливающие действия.
Пальчиковые игры – это инсценировки, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывать необходимые движения. Это не только подготовит ребёнка к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Перед началом упражнений с пальчиками, дети могут разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до ощущения тепла. Упражнения с пальчиками выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо привлекать, по возможности все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. Все указания, показы даются спокойно и спокойным, доброжелательным тоном, чётко. При необходимости ребёнку оказывается помощь, а есть дети, с которыми выполнения упражнений происходит совместно.
Рекомендуем некоторые пальчиковые игры:
- «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
( Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого пальца. По окончанию покрутить кулачком).
- «Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так
И головки убирали
( Ритмично сгибать и разгибать пальцы).
Усложнение:
Поочерёдное сгибание пальчика на обеих руках.
- «Пальчик – мальчик»
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братом в лес ходил,
С этим братом щи варил,
С этим братом кашу ел,
С этим братом песни пел.
(На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальчиками).
- «Улей»
Вот маленький улей, где пчёлки спрятались,
Вот они показались из улья,
Один, два, три, четыре, пять!
Ззззз!
(Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками – пчёлы улетели).
- «Черепаха»
Вот моя черепаха, она живёт в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно).
- «Капуста»
Мы капусту рубили, рубили
Мы капусту солили, солили
Мы капусту трём, трём
Мы капусту жмём, жмём
(Движения прямыми ладонями вверх, вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачком о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки)
- «Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев
Пять хватильцев, пять держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтоб брать и чтоб держать
Их не трудно сосчитать
Раз, два, три, четыре, пять!
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счёт – поочерёдно загибать пальчики на обеих руках).
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание.
Пальчик – большущий,
Пальчик – здоровущий,
Ты расти – вырастай,
Силу ум развивай,
Пальчик указательный,
Разумный и внимательный
Ты расти – вырастай,
Ума – разума нам дай.
Вот и средний пальчик наш,
Мы его потрём сейчас
А теперь потрём мы пальчик
Безымянный великанчик,
Ты давай расти скорей
Скажешь имя поскорей
Вот мизинчик маленький
Подрастай мой слабенький
Прекрасное оздоровительное и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями грецкого ореха или каштана.
Наши пальчики проснулись,
Потянулись, потянулись
И встряхнулись.
По ладошке побежали,
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали,
И устали, сели отдыхать.
Простые упражнения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны развивать мелкую моторику и речь ребёнка.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развиваются внимательность, речь и память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...
Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья
Советы родителям...
Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации для родителей, имеющих детей с ОВЗ....
Методические рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Пальчиковые игры»
Развиваем мелкую моторику...
Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:
Рекомендации родителям, имеющим детейс ограниченными возможностями здоровья: 1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не заб...
Буклет "Рекомендации родителям имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Ребенок с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)создаёт новые психологические условия в семье.Как известно,родитель рождается вместе с ребенком.Как ребенок учится всему в этом мире,так и родитель у...
Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья
Воситание ребенка, имеющего диагноз "ребенок-инвалид", имеет свои особенности. Родители, чьи дети требуют особого внимания в связи с ограничениями по здоровью или инвалидностью, нуждаются в ...