«Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению»
картотека (подготовительная группа)

Суртаева Ирина Алексеевна

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания ребенком мира. Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению»

Воспитатель:  Суртаева  И.А

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания ребенком мира. Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова.

Причинами трудностей при обучению чтению являются:

1. Педагогическая запущенность

- форсированность темпов обучения

-недостаточный контроль за усвоением знаний

-равнодушием семьи и др.

2. Предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях «расцветает».

Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше у него проблем с обучением в школе:

- буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе.

- развивается аналитико-синтетическая деятельность;

- уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования;

- появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе.

Сформировать стабильный, графический образ буквы помогает выкладывание буквы из палочек, ее преобразование в другую, наиболее целесообразным способом. Очень важным является развитие зрительно-пространственной ориентировки. Целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приемы обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони, тактильное опознание букв (из магнитной азбуки, наждачной бумаги) .

В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный или многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребенком к своим рисункам.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте, при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.) Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. И помните, «игра» должна заканчиваться раньше, чем ребенок успеет от нее устать, оставив за собой чувство «голода».

Упражнения.

Артикуляционная гимнастика

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция – основа чёткости, понятийности речи.

1. Чтение шёпотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра

ры-ры-ры – у нас в руках шары?

2. Чтение тихо и умеренно:

- арка – арца

арта – арда

арла – арба

3. Чтение громко и уверенно:

- Моль – соль – толь – боль

- Почка – почва – почта

- Дверь – зверь – червь

4. Скороговорки на проговаривание согласных звуков

- Коси, коса, пока роса.

- На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

5. Игры на звукоподражание:

На птичьем дворе.

Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда…Га, га, га!

Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споёт …Ку-ка-ре-ку!

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

  1. Изучение алфавитных названий букв. 

Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.

2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

Неправильный подход при обучении:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.

Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.

На процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению»

Консультация для родителей «Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению»...

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ?

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.üэто комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие;üразвивает мозолистое тело;ü повышает стрессоустойчивость,;üс...

Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...

Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению

Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ре...

«Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению»

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь...

Как преодолеть трудности при обучении ребёнка чтению

Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова....

Консультаци для родителей "Как преодолеть трудности при обучении ребёнка чтению"

laquo;Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению» Воспитатель Неведомская Н.Н. Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников...