Некоторые виды речевых нарушений у дошкольников
консультация

Чмыхова Ольга Борисовна

Давайте вместе разберемся в ситуации речевой дисфункции и обозначим пути решения поставленных коррекционных задач. Только совместные усилия логопеда и родителей, продуманная и планомерная работа даст скорейшие результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_vidy_rechevyh_narusheniy_u_doshkolnikov.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые виды речевых нарушений у дошкольников

Консультация для родителей

Итак, ваш ребенок зачислен на логопункт ДОУ. Давайте вместе разберемся в ситуации речевой дисфункции и обозначим пути решения поставленных коррекционных задач. Только совместные усилия логопеда и родителей, продуманная и планомерная работа даст скорейшие результаты.

У любого внимательного родителя скорее всего сразу возникнет вопрос, что обозначает «ФФНР» или «НПОЗ», обозначенные в заключении специалистами ТПМПК?  

 В соответствии с психолого-педагогической классификацией нарушений речи выделяют так называемое фонетическое нарушение речи или нарушение произношения отдельных звуков (ФНР или НПОЗ) и фонетико-фонематическое нарушение речи(ФФНР).

При ФНР(НПОЗ) у ребенка нарушена фонетическая сторона речи в комплексе или какие-либо компоненты фонетического строя речи.

 Это может быть только звукопроизношение, звукопроизношение и незначительно звуко-слоговая структура и другое. В данном случае, нарушения произносительной стороны речи обусловлены дефектами звукового оформления и связаны с неправильно сформированными артикуляторными позициями при сохранном физическом слухе и  нормальном строении артикуляционного аппарата. У ребенка с (ФНР-НПОЗ) может встречаться как нарушение одного звука, так и нескольких одновременно. По проявлению это могут быть пропуски звуков, различные искажения. Чаще всего нарушаются: СЗСЬЗЬЦ ШЖЧЩ ЛЛЬРРЬКГХ. Таким образом, преодоление ФНР (НПОЗ) у детей подразумевает под собой систему работы над фонетической стороной речи.

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений при нормальном слухе и интеллекте.

Согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений ФФНР относится к нарушениям средств общения (наряду с общим недоразвитием речи). Характерными особенностями речи детей с ФФНР являются специфические нарушения звукопроизношения: сложные по артикуляции звуки заменяются простыми, звонкие глухими, свистящие и шипящие заменяются на переднеязычные(ТД). Количество звуков, неправильно употребляемых в речи может достигать и 10-15. Чаще всего страдают свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры и  заднеязычные. Для ребенка с ФФНР характерно диффузное (смешанное) произношение звуков: вместо С или Ш произносится усредненный вариант- смягченный Ш и т.д. При наличии большого количества нарушенных звуков страдает звуко-слоговая структура. Наблюдается общая «смазанность» речи. Для детей с ФФНР характерно неустойчивое внимание, они плохо запоминают речевой материал, допускают ошибки в активной речевой деятельности.

Преодоление ФФНР у дошкольников достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия и других проявлений.

Квалифицированной диагностикой речевых нарушений, выбором способов, методов коррекционной работы, собственно коррекцией нарушенных функций, бесспорно, должен заниматься специалист- в данном случае логопед, а родителям надо постараться овладеть необходимыми компетенциями, внимательно прислушиваясь к рекомендациям специалиста.

   

 Сразу необходимо отметить, что работа над звукопроизношением состоит из нескольких этапов. Сначала подготовительный этап, когда формируется артикуляционный уклад (язык, зубы, губы).  Этот период может быть продолжительным. И вообще, период постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться от нескольких месяцев до года. Не менее ответственна и работа над фонематическим восприятием.А если выявлены органические нарушения, тогда процесс их устранения будет еще более длительным. В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и довести курс коррекции произношения до конца. И что не менее важно: активно участвовать в коррекции нарушенных функций у ребенка, неукоснительно выполняя советы и задания логопеда.

        Как свидетельствует практика, дефекты произношения, по различным причинам оставшиеся неисправленными к школьному возрасту, со временем  приведут к тому, что дети будут не в состоянии  освоить правильное грамотное письмо, осознанное чтение, будут  испытывать трудности в обучении.

Давайте разберемся, как, собственно, строится работа по преодолению речевых нарушений в условия дошкольного логопункта?

Коррекционная работа по преодолению ФФНР, ФНР(НПОЗ) направлена на:

  • формирование произносительных навыков
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза
  • обогащение активного словаря в процессе ознакомления с окружающим и т.д.

 Формирования произносительных навыков предполагает

              * развитие артикуляционной моторики;

               * постановку звуков;

·              * автоматизацию звуков в отражённой, сопряжённой, самостоятельной

                  речи по схеме: слог/ слово/словосочетание/ чистоговорка /фраза / скороговорка

                // стихотворение/ пересказ /диалог/рассказ (самостоятельная речь).

 Развития фонематического восприятия предполагает формирование следующих умений и навыков:

               * выделение звуков из ряда других звуков;

              * дифференциация звуков (речевые – неречевые; гласные – согласные,

                  твердые – мягкие согласные, глухие – звонкие согласные);

Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза

               * звуко-буквенный анализ и синтез в процессе обучения грамоте:

                   знакомство и узнавание букв, определение позиции звука, буквы в

                     звукосочетании, буквосочетании, слоге, слове;

                *развитие слоговой структуры слова.

Что можно порекомендовать заинтересованному родителю в помощь:

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.
  5. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003
  6. КомароваЛ.А. »Автоматизация звука в игровых упражнениях», М. 2009
  7. Жихарева-Норкина Ю.Б. (дом. тетрадь для логопедических занятий) М.2009
  8. Спивак Е.Н.» Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет» М. 2007
  9. Османова Г.А., Перегудова Т.С.» Вводим звуки в речь»(картотека), СПБ, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

некоторые формы работы по коррекции речевых нарушений с дошкольниками

Процесс формирования речи,общеизвестно, начинается с раннего детства, интенсивно продолжается в дошкольном, а потом и в школьном возрасте. Речь в своём значении является, прежде всего, средством общен...

Причины и виды речевых нарушений у дошкольников

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Виды речевых нарушений. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников.

Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонацион...

Статья"Краткая характеристика видов речевых нарушений у дошкольников"

Статья "Краткая характеристика видов речевых нарушений у дошкольников" поможет воспитателям выявлять речевые нарушения у детей и дать рекомендацию родителям....

Консультация для педагогов «Причины и виды речевых нарушений у дошкольников»

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Виды речевых нарушений у дошкольников

Презентация на родительское собрание дошкольников, о речевых нарушениях....