Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в
учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются
ёще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов,
родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от
способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться
поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё
это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь
ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от
возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий.
1. Речь как регулятор поведения
В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши
требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по
содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные
действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий
к другим.
2. В познавательной сфере при помощи активности зрения, слуха, тактильных
ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять своё
внимание и поведение - правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо
развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности,
которые требуют наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к
объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать
внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в
комнате. При длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем.
Помните, по программным задачам, в воспитании и обучении под редакцией
Васильевой, у детей 2 младшей группы занятия длятся до 10 минут (когда ребёнок
проявляет особый интерес к какой-то деятельности, то можно исходить от его
желания).
Первые 5 минут ребёнок может быть более внимательным. Последующие 7-8 минут
ребёнок начинает отвлекаться, он не может длительно сохранять неподвижную позу и
слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать совместные занятия, позвольте
ребёнку переключить внимание. Дайте ему расслабиться, снять напряжение на 2 - 3
минуты на подвижные действия. Это может быть зарядка, игра для отдельных частей
тела (рук, ног, пальчиков). Затем ребёнок с новыми силами станет воспринимать
дальнейшие совместные беседы, игры. Ребёнок 3 - 4 лет особо нуждается, чтобы его
внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали.
3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей. В 2,2 -
3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого,
формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть
самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той
деятельности, с которой он может справиться сам. (Пример: культурно- гигиенические
навыки). Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые
ему по силам:
- слушать взрослого;
- выполнять простые просьбы, поручения;
- умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками,
предметами;
поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда
взрослый требует что-либо от ребёнка, помните, что ему не так легко это сделать и
сориентироваться. Он стремится овладевать правилами (но не всегда), переносит
требования в разные ситуации.
• Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши
указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические
интересы.
• Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может подменить на свою
(соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он
прорисовал траву, дождик.
• Выполнение действий ребёнка в определённых видах деятельности (пример: умение
слушать рассказ, познавать что-либо новое, культурно-гигиенические навыки, желание
заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки, лепить из пластилина)
зависит:
- от личной заинтересованности;
- от умений, которые сформировались при помощи взрослых; -от умений взрослого
заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов,
методов поощрения, похвалы.
• Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования
самостоятельности, управлением действий.
В подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу.
Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами конструкторами,
разборными игрушками. При этом обратите внимание, как ребёнок относится к
трудностям, если у него что-то не получается:
- быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью (нужно разобраться
в чём дело) ребёнок по возрасту утомляем, либо плохо себя чувствует, возможно ему
трудна эта деятельность и требуется не раз ребёнку показать и обучить в
определённой деятельности; знания, которые даются могут быть не по возрасту; у
ребёнка отсутствует упорство, настойчивость а это важное качество при обучении; -
ребёнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребёнок возможно
стремится быть самостоятельным, но виду малых знаний, навыков ему трудна
деятельность, учите словесно ребёнка обращаться за вашей помощью);
• Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания.
Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных
играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте
ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за
вами.
4. Воспитывайте культурно-гигиенические навыки
• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед
едой, после прогулки.
• Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным, аккуратным.
Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в
определённое место.
• Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок,
салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.
От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и
отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и
целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.
Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к
интеллектуальной деятельности.
«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы
поведения, от них пожнёшь характер»
Всё в ваших руках уважаемые родители!