Самодельные музыкальные инструменты
консультация
Мастер-класс для родителей
В процессе игры на детских шумовых происходит:
- знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
- формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
- пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
- развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;
- формирование художественного вкуса.
Формы работы с шумовыми инструментами
- Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
- Импровизация звуковых картин на заданную тему
- Звуковая иллюстрация стихов
- Сказки-шумелки
Игра на шумовых инструментах доступна каждому, потому что они могут быть изготовлены своими руками из бросового материала.
Что такое шум? Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т.д.
Важнейшей особенностью работы с шумовыми инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки. Ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.
Звучащие ключи
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.
Звонарики
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.
Звонкие кольца
Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку.
Чудо-кастаньеты
Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.
Трещотка "Гармошка"
Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.
Шуршунчик
Описание: Футляр яйцо от "Киндер-сюрприза" с мелкими сыпучими предметами.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
- Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
- Импровизация звуковых картин на заданную тему
- Звуковая иллюстрация стихов
- Сказки-шумелки
Игра "Звуковой бутерброд".
Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.
Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:
Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты
А теперь кладу колбасу- шумовые инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические
Осталась колбаса- только шумовые
Съела и колбасу - шумовые замолкают.
"Бутерброд" можно делать в любой последовательности и "съедать" его тоже как угодно.
Когда дети познакомятся с инструментами можно применить следующие формы работы: запишите на аудиокассету звучание 5-7 известных ребёнку шумовых инструментов - это могут маракасы, треугольник, бубен, трещотка, колокольчик. Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.
- Положите перед малышом два инструмента, звучание которых вы записали на фонограмму. Объясните, что надо будет "играть" на том инструменте, который ребёнок услышит.
- Прослушайте запись, поиграйте сами под запись, предложите сыграть малышу.
- Прокрутите плёнку назад, прослушайте повторно. Когда ребёнок начнёт сам играть под запись, переходите к воспроизведению записи следующего инструмента. Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
- Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
- Первое время ребёнку лучше предлагать один или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.
- Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
- Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.
- Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
- Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
- Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
- Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу .
Ребенок постепенно запомнит названия инструментов, будет узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
Мышиная история
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,
грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)
Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки, рубель, металлофон
1 - шуршим пакетом
2, 4, 6 - быстро встряхиваем кастаньеты ("заяц бежит")
3 - стучим ложками
5 - шлёпаем руками по ногам
7 - проводим палочкой по рубелю
8 - проводим палочкой по металлофону
9 - медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей.
В статье говорится об игровом исследовании звучащего мира, значении инструментальной игры и самодельных музыкальных инструментах....
Развитие музыкальности детей, обучение их игре на самодельных музыкальных инструментах.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»...
Дополнительная общеразвивающая программа "Звук -волшебник": по освоению детьми навыка изготовления самодельных музыкальных инструментов и игры на них, приобщения к ценностям музыкальной культуры
Допольнительная общеразвивающая программа "Звук - волшебник" имеет художественно - эстетическую направленность, предназначена для детей 5-7 лет. Цель данной прграммы - развивать интерес к эстети...
Информационное сообщение для родителей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей"
Информационное сообщение для родителей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей" . Каждый ребёнок музыкален от природы и только от взрослого зависит, каким станет в дальнейш...
Консультация для воспитателей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей"
Консультация для воспитателей о целесообразности приобщения детей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов....
Консультация "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей"
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: форми...
Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах
Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах...