Игры на развитие связной речи
консультация (старшая, подготовительная группа)

Борисова  Юлия Юрьевна

Речевое развитие детей должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка  является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_dlya_razvitiya_svyaznoy_rechi_detey.docx744.24 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития связной речи детей.

       Речевое развитие детей должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка  является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком.

Предлагаю Вам примерные игры для развития связной речи детей:

1-Дидактические развивающие игры.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной

картинки.

Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в  нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его.

Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при

рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

2- Сюжетно-ролевые игры.

   Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его и грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

  Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.

Игра: «МАГАЗИН»

Задачи:https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53a15165c971b/komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta_3.png

- учить детей соблюдать общественно принятые нормы поведения в магазине;

- развивать диалогическую речь;

- воспитывать уважительное отношение к профессии продавца; корректировать негативные качества личности.

Роли: продавец, покупатели, кассир.

Оборудование: игрушки-товары, касса, одежда для продавца.

Описание игры.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53a15165c971b/komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta_4.png

Учитель говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, как в нем много игрушек. Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить правило: не называть ее, а описывать признаки. По вашему описанию продавец узнает игрушку, скажет, сколько она стоит и продаст ее вам».

Первым игрушку покупает учитель, демонстрируя, как надо правильно выполнять правила игры: «Я хочу купить игрушку. Она круглая, красная, умеет прыгать и катиться». Продавец подает мяч. Дети выбирают продавца и начинают игру.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Здравствуйте. Я бы хотел посмотреть...»;

- «Покажите мне, пожалуйста...»;

- «А можно мне посмотреть...»;

- «Я хочу купить...»;

- «А сколько стоит..?»;

- «Возьми, пожалуйста, сдачу.»;

- «Большое спасибо.»;

- «Приходи (приходите) к нам еще».

Игра «ТЕАТР»

Задачи:

- расширить представление детей об окружающем мире;

- развивать у детей желание не нарушать общественно принятых правил поведения;

- воспитывать у детей уважение к окружающим их людям;

- корректировать эмоциональное состояние детей.

Для актеров.

Цель: создать условия для развития интонационной выразительности речи.

Оборудование: вешалка (как в гардеробе), костюмы для актеров, расставленные стулья с номерами мест.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53a15165c971b/komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta_5.jpeg

Описание игры. Воспитатель заранее готовит часть детей для участия в спектакле. Другие дети – это зрители. Выбирается один ребенок кассир, и один – работник гардероба. Зрители приходят в театр, покупают билеты, раздеваются, сдают свои вещи в гардероб и получают номерок. Затем, не торопясь, находят свои места, усаживаются. Учитель напоминает, что нельзя шуметь, громко разговаривать, ходить во время спектакля. После окончания спектакля зрители аплодируют актерам, все встают со своих мест, идут к гардеробу, подают номерок, им приносят одежду, надо поблагодарить за это гардеробщика.

Игра «АВТОБУС»

Задачи:

- расширять представления детей об окружающем мире; развивать представления детей о норме и правилах поведения в общественных местах;https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53a15165c971b/komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta_6.jpeg

- воспитывать у детей уважение к окружающим их людям;

- корректировать негативные качества личности (неуважение, злость).

Роли: водитель, кондуктор, пассажиры (бабушка, маленькие дети и др.).

Оборудование: расставленные стулья, как сиденья в автобусе.

Описание игры. Посередине класса в длину стоят несколько стульев (по числу играющих). Между стульями проход для кондуктора. Дети выбирают водителя и кондуктора, остальные дети пассажиры. Впереди сидит водитель. Школьники садятся на своих остановках. Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет пассажир, интересуется с какой целью каждый из них едет. Водитель негромко имитирует звук мотора - р-р-р. Периодически водитель, кондуктор, и пассажиры, меняются местами.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Покупаем билеты»;

- «Сколько Вам нужно билетов?»;https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53a15165c971b/komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta_7.jpeg

- «Два, пожалуйста»;

- «Держит з»;

- «Кто еще без билета?»;

- «А до магазина «Ромашка» автобус доедет?»;

- «Нет. Вам надо пересесть на автобус номер 5.»;

- «Какая следующая остановка?»;

-улица Спартака».

Игра «ПОЧТА»

Задачи:

- закрепить навык нормативного поведения; развивать монологическую и диалогическую форму речи;

- воспитывать организованность и дисциплинированность в игре; - корректировать звуко - произносительную сторону речи.

Роли: почтальон, адресаты.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53a15165c971b/komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta_8.jpeg

Оборудование: конверты, открытки, газеты, журналы, коробки, имитирующие посылки.

Описание игры. Учитель проводит беседу, что без почты людям сложно общаться, т.к. они живут в разных концах нашей страны. Из детей выбирают двух почтальонов, остальные дети посетители или адресаты, которые приходят на почту получить письмо (посылку) или купить конверты, открытки или газету, другие затем, чтобы отправить. Периодически роли меняются.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, журнал «Мурзилка» и два конверта»;

- «Возьмите. Еще что-нибудь?»;https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53a15165c971b/komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta_9.jpeg

- «Нет, спасибо. До свидания»;

- «До свидания.»;

- «А мне, пожалуйста, вот эту открытку. Сколько она стоит?»;

- «Можно мне отправить посылку бабушку (дедушке, брату, сестре и т.д.)»;

- «Сколько стоит этот журнал?»

Игра «СЕМЬЯ»

Задачи:

- закреплять навык правильного голосоведения в игре и в повседневной жизни;

- развивать диалогическую и монологическую форму речи;

- воспитывать доброжелательное взаимоотношение в классе;

- корректировать звуко-произносительную сторону речи.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53a15165c971b/komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta_10.jpeg

Роли: мама, папа, дочь и другие члены семьи.

Описание игры. Дети выбирают, кто каким членом семьи будет (мамой, папой, дочерью, сыном и т.д.). Все выполняют свои роли, например: мама, готовит обед, папа приходит с работы и т.п. Дети общаются между» собой как члены семьи.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Я пришёл с работы!»;

- «Мальчики, мойте руки садитесь кушать»;

- «Спасибо мама, очень вкусно!»;

- «Ты сделал уроки?»;https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53a15165c971b/komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta_11.jpeg

- «Да.»;

- «Молодец!»;

- «Мама, можно мне пойти погулять?»;

- «Папа, а можно я посмотрю телевизор?».

Игра «БОЛЬНИЦА»

Задачи:

-учить выразительно исполнять роли в игре;

-развивать коммуникативную сторону речи;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

-корректировать грамматический строй речи.

Роли: медсестра, стоматолог, лор, больной и др.

Оборудование: пустые баночки от «лекарств, слушалка (фонендоскоп), белый

халат, амбулаторные карты больных.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53a15165c971b/komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta_13.jpeg

Описание игры. Выбираются из группы детей 2-3 врача (медсестра, лор-врач, стоматолог). Первым на прием приходит учитель, показывая пример детям. Затем дети сами идут к врачам. Они могут брать с собой различные игрушки в роли детей. Затем дети меняются ролями.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Что у тебя болит?»;

- «Горло»;

- «Покажи, пожалуйста. Какое оно у тебя красное. Выпей вот эту таблетку,

и горло перестанет болеть»;

- «Спасибо, доктор»;

- «Не за что, не гуляй без шарфа»;

«Какой зуб у тебя болит? Открой, пожалуйста, рот. Я посмотрю».

Игра «ШКОЛА»

Задачи:

- совершенствовать четкость дикции;

- развивать диалогическую сторону речи;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- корректировать эмоциональное состояние детей.

Роли: учитель, дети.

Оборудование: учебники, дневники, тетради, классный журнал.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53a15165c971b/komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta_14.jpeg

Описание игры. Дети выбирают учителя, остальные дети - учащиеся класса. Можно также выбрать директора школы или завуча. Дети могут выбрать любой урок и обыграть его. Кроме того, можно обыграть перемену, ситуацию в школьной столовой или прогулку.

« Здравствуйте, дети! Садитесь. Сейчас урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Игра на развитие связной речи и грамматического строя речи "Соня и Саня собираются на прогулку"

Помогает в закреплении умения употреблять существительные в винительном падеже, уточнить и убоготить словарь по теме: "Одежда, обувь, головыне уборы". Способствует развитию связной речи....

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Речевые игры на развитие связной речи "Играем вместе с ребёнком"

Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних услових, позволяющий развивать связную речь их детей....

Консультация для родителей "Что такое ТНР? Основные компоненты речи. Игры для развития связной речи"

       Речь – это сложная функция, присущая только человеку. Для людей речь имеет огромное значение: она позволяет не только общаться друг с другом, но и передавать зн...