Консультация для родителей "Как научить ребенка разгадывать кроссворды"
консультация (подготовительная группа)
Приводятся примеры решений различных видов кроссвордов для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_reshat_krossvordy.doc | 435.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад № 12»
Консультация для родителей
«Как научить ребенка разгадывать кроссворды»
Учитель-логопед: Рожкова О.В.
Из большого количества технологий в ДОУ особенно привлекательны игровые, которые способствуют повышению эффективности образовательной деятельности и поддержанию интереса у детей.
И, здесь, особенно хочется выделить решение кроссвордов.
Кроссворд в переводе «Перекресток слов», - это развлечение, использующееся, как средство активизации мыслительных процессов. Работа с кроссвордами достаточно интересна для дошкольников. Ребёнок, разгадывая кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.
Решение кроссвордов - это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка - необходимая часть воспитания разносторонней личности.
Как же научить детей отгадывать кроссворд?
Работа по методу кроссвордов проводится по следующим этапам:
На первом этапе ребенку показывается оформленный кроссворд, предлагается внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их и внести эти названия в соответствующие клетки. На этапе обучения буквы записывает взрослый. Дети более старшего возраста и знающие алфавит, могут делать это сами. Необходимо также познакомить детей с основными правилами:
- начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного слова;
- каждая клетка предназначена только для одной буквы;
- слово начинается с клетки, где стоит номер и заканчивается краем фигуры кроссворда.
На данном этапе работы с кроссвордами от взрослого требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить сотрудничество, доверительные отношения.
На втором этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления.
На третьем этапе дети учатся самостоятельно или при помощи взрослого составлять элементарные кроссворды.
Если дети научатся с удовольствием решать кроссворды и головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая кроссворды, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если “не получается”. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению кроссвордов, может стать частью подготовки к школе. И дело не только в том, что такие головоломки развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.
Процесс отгадывания кроссвордов, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая учеников к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд - как творческую задачу. (Эльконин Д.Б.)
ПРИМЕРЫ РАЗНЫХ ВИДОВ КРОССВОРДОВ
I. Кроссворд, состоящий из названий предметов и явлений природы
1. Сельскохозяйственная машина, которая работает в поле сама и помогает другим агрегатам. (Трактор)
2. Время года, которое наступает после весны. (Лето)
Л | ||||||
Е | ||||||
Т | Р | А | К | Т | О | Р |
О |
II. Кроссворд на основе обобщающих понятий
1. Как назвать одним словом огурцы, помидоры, картофель? (Овощи)
2. Как назвать одним словом куклу, мяч, машину? (Игрушки)
О | В | О | Щ | И |
Г | ||||
Р | ||||
У | ||||
Ш | ||||
К | ||||
И |
III. Кроссворд на основе слов-терминов
1. Человек, который едет в транспорте? (Пассажир)
2. Здание железнодорожной станции для обслуживания пассажиров. (Вокзал)
В | |||||||
О | |||||||
К | |||||||
З | |||||||
П | А | С | С | А | Ж | И | Р |
Л |
IV. Кроссворды с использованием загадок
1. Кто на свете всех умнее, кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час кто всему научит нас? (Книга)
2. Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес, и наконец совсем исчез. (Календарь)
К | ||||
К | Н | И | Г | А |
Л | ||||
Е | ||||
Н | ||||
Д | ||||
А | ||||
Р | ||||
Ь |
V. Кроссворд по первым буквам слов-отгадок
Если правильно будут угаданы загадки, то мы узнаем маршрут нашего путешествия.
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Длинноногий старичок в уголке сплел гамачок,
Приглашает: «Мошки, отдохните, крошки». (Паук)
2. Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)
3. Крылья есть, да не летает, глаза есть, да не мигнет,
Ног нет, да не догонишь. (Рыба)
4. В одежде богатой, да сам слеповатый,
Живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)
VI. Кроссворд с использованием звуковых моделей слов
1. Среди слов: туман, танк, машина. Найдите слово с такой звуковой моделью: - 0 - -
2. Среди слов: миска, бубен, крот. Найдите слово с такой звуковой моделью: - - 0 -
Т | |||
А | |||
Н | |||
К | Р | О | Т |
VII. Кроссворд с использованием картинок
1. Назовите, что изображено на картинках и определите первые слоги слов:
Вертикаль: корона, лото, боксер.
Горизонталь: банан, ракушка, бантик.
Вертикаль: камыш, ток.
К | ||||||
О | ||||||
Л | ||||||
О | К | |||||
Б | А | Р | А | Б | А | Н |
О | Т | |||||
К | О | |||||
К |
VIII. Кроссворд (по иллюстрациям)
Если правильно назвать представленные комнатные растения уголка природы, то по первым буквам можно прочесть название нашего детского сада.
(1.Сансевьера.2.Колеус.3.Аспарагус.4.Зигокактус.5.Каланхоэ.6.Аспидистра)
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: “Научите ребенка любить живую природу”
Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любовать...
Консультация для родителей "Научите ребенка рисовать"
Консультация для родителей по рисованию...
Консультация для родителей "Научите ребенка не бояться воды".
В статье указаны основные направления оказания ребенку психологической помощи в обучении плаванию и преодолению водобоязни....
консультация для родителей "Научите ребенка доброте"
В каждом ребенке живет постоянная подсознательная потребность (одна из самых главных и вечных) в чувстве собственной значимости. Помогите ему использовать свое превосходство и силу не во зло, а в добр...
Консультация "Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?"
Консультация по обучению детей правилам дорожного движения "Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? "...
Как научить детей разгадывать кроссворд
Разгадывание кроссвордов – интересное и полезное занятие для детей. Они развивают любознательность, мышление, воображение. ...