ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
материал (младшая, средняя группа)

Бунина Людмила Васильевна

Достоинством приведённых ниже игр, на развитие мелкой моторики у детей, является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушек, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развиваем мелкую моторику98.91 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Достоинством приведённых ниже игр, на развитие мелкой моторики у детей, является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушек, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

http://kop-liski.detkin-club.ru/images/parents/p6435zhoszq_56b7171c99a57.jpg

        Игры с предметами домашнего обихода

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=356x1024:format=jpg/path/sf278732f8691ebec/image/ic5b60481cfdb81f6/version/1481996680/image.jpg

Возьмите яркий поднос.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=356x1024:format=jpg/path/sf278732f8691ebec/image/ic5b60481cfdb81f6/version/1481996680/image.jpg

 

Контейнер или миска заполненная каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы)

Ребёнок опускает туда кисти рук и как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается контейнер с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Подберите пуговицы разного цвета и размера.

Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребёнку круглую щётку для волос.

Пусть катает её между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

Возьмите решётку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).

Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочерёдно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".

Берём пельменницу.

Её поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчёлы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли мёда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли.

Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох.

Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце.

Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх.

Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребёнок собирает спички или счетные палочки

одними и теми же подушечками пальцев разных рук: двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счётных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой)

поочерёдно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов.

Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько бельевых прищепок.

На каждый ударный слог он цепляет прищепку к верёвке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину верёвку".

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек)

так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребёнок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

 

Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.


Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочерёдно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребёнок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр.

Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках.

Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед.

Большой палец противопоставлен остальным.

Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

Резиночка

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров.

Все пальцы вставляются в резинку.

Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону.

Выполняется сначала одной, потом другой ручкой.

 

Перекатывание карандаша

между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочерёдно каждой рукой.

Разноцветные снежинки ( с 4-х лет)

Игра направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их.

После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные.

Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья.

Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

Повтори движение 
Взрослый, садясь напротив ребёнка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация).

Ребёнок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру".

Задание здесь усложняется тем, что ему её ещё необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив).

Если данное задание вызывает у ребёнка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом, а не напротив ребёнка. Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

 

Игры с рисованием
Если у ребёнка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием.

Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.

Наиболее интересно, когда ребёнок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребёнка.

И каждый старается нарисовать позапутаннее.

Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=352x1024:format=jpg/path/sf278732f8691ebec/image/i38f677b98ed0bf3b/version/1482058024/image.jpg

Игры - шнуровки
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.

 

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей. «Футбольные игры» Игры для развития мелкой моторики и дыхания с многофункциональным пособием «Футбольное поле»

Новое пособие – это не забытое старое, а преобразованное, дополненное и с удовольствием используемое детьми пособие.«Футбол» – классическая игра, которую можно использовать   для решения мно...

Занятие по формированию мышления, развитию речи и ручной моторики «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием силиконовых блоков перевертышей» Для детей с ОВЗ подготовительной группы

Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей....

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...

игра для развития мелкой моторики "Сортировка мелких предметов"

Для развития  мелкой моторики у детей использую в своей работе игру "Сортировка мелких предметов"....

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....