Статья для родителей "Культурно- гигиенические навыки в первой младшей группе"
статья (младшая группа)

Морозова Ольга Валерьевна

Культурно-гигиенические навыки в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulturno-gigienicheskie_navyki.odt29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей «Культурно - гигиенические навыки в первой младшей группе»

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у малышей навыков личной гигиены играет важнейшую роль не только в охране их здоровья, но и способствует правильному поведению в быту. Это чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, поэтому основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет прежде всего родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения.

Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем.

Ребенок - это зеркальное отражение взрослых. Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски хлеба, стучит ложкой или громко что-то требует, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Все «списывается» на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастёт и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения ребенку с ранних лет, и только перед походом в школу родители начинают рассказывать ему о том, «что положено», то они рискуют безнадежно опоздать.

  К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки вовсю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками.

 Почему же так происходит? Нам кажется, что очень многое до прихода в детский сад могли бы заложить в своих крошках родители.

Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок. Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Например, если трехмесячному ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании, дается бутылочка с молоком, то на эту бутылочку следует накладывать руки ребенка – впоследствии он будет держать ее уже самостоятельно. Когда с 5-6 месяцев начинают прикармливать ребенка, кормить его надо с ложечки. С 7-8 месяцев следует приучать его пить из чашки. Примерно с 1 года  следует давать ложку для самостоятельной еды, причем сначала ребенку надо давать кашу или пюре, а не жидкое блюдо.

 Ребёнка старше полутора лет необходимо кормить за столом. В группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей. Помимо этого, следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались бумажными салфетками. Прививаем навык вовремя проситься и садиться на горшок. Приучать их к этому следует уже с 3-4-месячного возраста. Это обязательно делается после сна ребенка или через 15—20 минут после кормления.

В детском саду с первых дней приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье или стали мокрыми штанишки. Если папы и мамы дома прививали гигиенические навыки малышам, то такие детки чувствуют себя намного увереннее, так как уже пользовались горшком, полотенцем, ложкой, пытались сами надевать колготки и сандалики. Таким образом, дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками.

Отсюда – особое значение в нашей работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Как же сделать так, чтобы запретами и замечаниями не заглушить открытый характер малыша? Если постоянно читать ему нотации и стращать, он будет чувствовать себя везде скованно. Пока малыш рос дома, все было нормально. Если он чего–то не мог, ему помогали. Так было даже проще, чем ждать, пока он сам поест или оденется, маме легче самой накормить, надеть сандалики и скорее идти гулять. Теперь малыш ходит в детский сад, и ему вместе с другими ребятишками необходимо учиться заботиться о себе самостоятельно. В процессе повседневной работы с детьми воспитатели стремятся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным процессом, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В 1-й младшей группе в начале учебного года воспитатели начинают работу по привитию таких полезных привычек, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. Позже малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек. На первый взгляд все очень просто, а на самом деле освоение и применение культурно-гигиенических навыков для малышей - это целая наука.

  Как и все сотрудники нашего ДОУ, мы, воспитатели первой младшей группы, работаем по основной образовательной программе дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    В данной программе определены и поставлены задачи по воспитанию у детей навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

С первого дня за каждым ребенком закрепляем постоянное место за столом. И ежедневно выполняя эти задачи, закрепляются умения перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Для воспитания у детей опрятности при приеме пищи используются нагрудники. Некоторые малыши умеют есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Некоторые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи. После приема пищи предлагаем детям пользоваться салфеткой после еды, вначале с помощью воспитателя: ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом. Увидев, что кто-то из детей уже вполне самостоятельно умеет пользоваться салфеткой, даём только словесные указания. Во время еды воспитатели следят, чтобы:

  • последовательность блюд была постоянной;
  • перед ребенком находилось только одно блюдо;
  • еда была не слишком горячей;
  • ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал;
  • дети не разговаривали во время еды;
  • осуждения ребенка за неосторожность, неопрятность.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво с использованием игровых ситуаций и дидактических игр.

Например, для обучения навыкам кормления принесли в группу новую игрушку – Зайку. Он поздоровался с детьми. Малыши обрадовались, собрались возле него. Воспитатель говорит детям, что Зайка пришел к нам из леса, очень устал и хочет кушать. Мы посадили Зайку за сервированный стол, накрытый белой красивой салфеткой. Дети стали кормить его. Я обратила внимание малышей на то, что Зайка кушает аккуратно, не роняет на стол крошки. Двое ребят не хотели есть суп с хлебом. И снова на помощь пришла игрушка. За стол к ним сажала Зайку: «Посмотрите, дети, Зайка кушает суп с хлебом, ему это нравится». Дети радовались и старались подражать. Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых. Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно. Дети вообще не любят строгих указаний «не болтай ногами», «сиди спокойно». Лучшее воздействие оказывают указания типа: «Тимур, посмотри, как сидит Максим. Ноги у него стоят спокойно, он правильно держит ложку».

  С первого дня пребывания детей в группе начинается также работа по воспитанию навыков одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Собираясь на прогулку, показываем детям, в какой последовательности надо одеваться. Дети сами берут из шкафа носки, штанишки, ботинки и садятся на лавочки. Я учу их натягивать колготки и носки. Порой бывает легче одеть ребенка, чем ждать, когда он сделает это сам, но мы не спешили идти на помощь. Есть детки, которые хорошо справляются сами, но у большинства не получается, а есть такие малыши, которые даже не пытаются одеваться. Чтобы заинтересовать детей мы приносим в раздевалку мягкую игрушку, которая помогает создать определенный эмоциональный настрой. Например, Лисичка наблюдала, как малыши одеваются на прогулку. Малыши очень любят, когда во время одевания с ними разговаривают. Практика показывает, что индивидуально-речевое общение с ребенком помогает не только в активизации его словаря, но и в воспитании необходимых навыков.

Например, говорю Лизе: «Посмотри, какая красивая у тебя кофточка, теплая, красного цвета», и она охотно ее надевает. Собираясь на прогулку, обращаю внимание на солнышко: оно заглядывает к нам в окошко, улыбается, ждет нас на улице, торопит одеваться. Мы стараемся не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными. При возвращении с прогулки напоминаю, что надо подойти к своему шкафчику, открыть его, снять куртку и повесить в шкаф. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение для малыша, поэтому за каждое очередное достижение всегда высказываем похвалу.

В начале учебного года дети учатся умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но большинство из них умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, объясняет, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Позже дети стараются сами повторять эти короткие стихи.

К умывальнику подходим умываться подгруппой. Показываем детям, что сначала надо намочить руки. Я даю ребенку кусочек мыла, показываю, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем. Напоминаю, что, умывая лицо, голову следует наклонить над умывальником, чтобы не облить рубашку или платье.

При обучении детей умыванию проводим дидактические игры:

«Катя умывается»,

«Научи котенка умываться»,

«Зачем нужны эти предметы (полотенце, расческа, мыло, зеркало, носовой платок

 Рассматриваем сюжетные картинки «Дети умываются», «Мойдодыр», одновременно вспоминаем с малышами, где носик, ротик, ручки, пальчики, обогащаем словарь новыми словами (мыло, расческа, полотенце, раковина, кран, салфетка, зубки); читаем произведения К. Чуковского «Мойдодыр», «Девочка чумазая», Э.Мошковская «Нос, умойся!», Э.Фарджен «Мыльные пузыри», С.Капутикян «Хлюп-хлюп», С.Погореловский «Про глаза-глазенки», А.Кондратьева «Зеркало»; разучиваем потешки о воде:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию культурно- гигиенических навыков в первой младшей группе "Водичка, водичка".

Конспект занятия по формированию культурно- гигиенических навыков в первой младшей группе "Водичка, водичка"....

привитие культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы

материал поможет родителям и воспитателям получить представление о культурно-гигиенических навыках и способах их привития...

консультация для родителей "Воспитание культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы"

Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми....

Статья " Культурно-гигиенические навыки в первой младшей группе"

Статья " Культурно-гигиенические навыки в первой младшей группе"...

Статья «Культурно-гигиенические навыки» в первой младшей группе.

Освоение культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе....

Рекомендации родителям "Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе"

Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе по теме "Мы едим"...