Экологическое воспитание
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье
С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Они тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Наша главная задача - научить детей охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Дети часто поступают жестоко с природой и во всѐм этом виноваты мы, взрослые: не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало. Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребѐнок сам будет класть туда корм. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котѐнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они - животные и доверяют людям. Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учить видеть красоту окружающего мира. Если ребенок будет бережно относиться ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдѐт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым. В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребѐнка с природой, животным миром. Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы, показать своѐ доброе, правильное отношение к окружающему. Часто бывает так, что малыш поднял с земли птичье пѐрышко или камушек и тут же слышит от мамы, что нельзя брать в руки грязное. Необходимо не только показать какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь всѐ живое. Постоянное общение ребѐнка с природой, животными даѐт заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряжѐнность, стрессы, агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. В семье, где заботятся о всестороннем развитии малыша неплохо создать природную развивающую среду, иметь книги, игры о природе, завести комнатное растение, а если нет никаких противопоказаний, то домашнее животное. Взрослые помогают детям познакомиться с ними, учат относиться бережно и внимательно. Некоторые дети любят помучить маленького жучка, оторвав ему лапки, ломают и бросают цветы, ветки деревьев, с удовольствием наблюдают, как большая собака обижает маленькую. В основе этого может лежать любопытство. Взрослый должен поговорить с ребѐнком, объяснить ему, что чувствует несчастное животное или растение. Общение ребѐнка с природой не должно быть бесконтрольным, ведь часто он ещѐ не знает как вести себя в природе и поэтому может нанести вред ей и себе. Наша задача приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Впечатления нужно помочь отразить в творчестве: рисунках, аппликации, рассказе. Это могут быть фотографии, сделанные на прогулке или домашнее задание из детского сада, где семье предоставлена возможность не только сделать что-то для группы, но и, например, показать своему ребѐнку, что можно сделать из бросового материала. Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котѐнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны. И тогда может быть в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, реки станут глубокими и прозрачными, а люди добрее. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Родители помогают ребенку понять окружающую природу, делают еѐ интересной и привлекательной для ребенка. Ребенку следует полюбить все, что его окружает, с чем связано его чувственное познание, так как его интеллектуальный и эмоциональный рост тесно связаны. Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т.д. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или показываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Воспитываете детей своим подлинным авторством» (А.С. Макаренко). В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. В экологическом воспитании родители должны умело использовать русскую и мировую литературу. В ней есть прекрасные произведения, в которых с глубокой любовью изображены разные животные. После прочитанных книг и бесед с родителями дошкольники пристальнее и внимательнее вглядываются в жизнь природы и убеждаются в том, что человек должен быть чутким и сердечным участником того великого, что непрерывно совершенствуется в живой природе. Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными. «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всѐ больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование еѐ ресурсов. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Основы характера, жизненная позиция ребѐнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещѐ прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озѐра, поля и реки. В воспитании у ребѐнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всѐ это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Любовь детей к природе начинается с осмысления еѐ ценностей. Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам. Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребѐнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы. Особенно ребѐнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всѐ-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребѐнка общение, забота и уход за слабым живым существом. Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов – всѐ это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
Взрослые стоят у истоков добра и зла. От того, как они относятся к проблеме экологии, к живому, во многом зависит и отношение к нему детей.
Семья должна учить детей гуманистическому стилю общения: доброжелательности, теплоте, принятию внутреннему переживанию другого человека, открытости, способности к самоочищению. Общаясь, человек не познает другого, но получает знания, познает мир.
Формирование нового экологического мышления у своих детей – это тот путь и те экологические ориентиры, на которые должна направит свои воспитательные условия современная семья.
Важную роль в изменении экологического мышления играет сама природа. Окружающая природная среда является неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие, музыку звуков и красоту. Красота окружающего мира помогает развивать у детей эстетический вкус и приобщать их к творчеству, воспитывает любовь и уважение к природе. Родители должны с первых шагов каждым своим действием закладывать в сознание ребенка, что духовная и физическая жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой, что человек и природа тесно взаимосвязаны друг с другом. Этот мироощущение можно сформировать, используя многолетний опыт народной педагогики.
Существует еще одно очень важное условие – экологическое воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям.
Очень важно использовать в экологическом воспитании семейные традиции. Родился ребенок – посади дерево. С какой теплотой дети вспоминают праздники: семейные, дома, двора, улицы, города. Все они вызывают в сердце радость, а значит, ощущение счастья Любовь к людям рождает в душе детей любовь ко всему живому на Земле и к самой природе.
Итогом экологического воспитания детей будут поступки, направленные на улучшение состояния окружающей среды и ответственность за природу и жизнь на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...