Экологическое воспитание
консультация (младшая группа)

Нилова Татьяна Петровна

Экологическое воспитание в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье

        

 С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Они тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Наша главная задача - научить детей охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Дети часто поступают жестоко с природой и во всѐм этом виноваты мы, взрослые: не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало. Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребѐнок сам будет класть туда корм. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котѐнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они - животные и доверяют людям. Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учить видеть красоту окружающего мира. Если ребенок будет бережно относиться ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдѐт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым. В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребѐнка с природой, животным миром. Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы, показать своѐ доброе, правильное отношение к окружающему. Часто бывает так, что малыш поднял с земли птичье пѐрышко или камушек и тут же слышит от мамы, что нельзя брать в руки грязное. Необходимо не только показать какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь всѐ живое. Постоянное общение ребѐнка с природой, животными даѐт заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряжѐнность, стрессы, агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. В семье, где заботятся о всестороннем развитии малыша неплохо создать природную развивающую среду, иметь книги, игры о природе, завести комнатное растение, а если нет никаких противопоказаний, то домашнее животное. Взрослые помогают детям познакомиться с ними, учат относиться бережно и внимательно. Некоторые дети любят помучить маленького жучка, оторвав ему лапки, ломают и бросают цветы, ветки деревьев, с удовольствием наблюдают, как большая собака обижает маленькую. В основе этого может лежать любопытство. Взрослый должен поговорить с ребѐнком, объяснить ему, что чувствует несчастное животное или растение. Общение ребѐнка с природой не должно быть бесконтрольным, ведь часто он ещѐ не знает как вести себя в природе и поэтому может нанести вред ей и себе. Наша задача приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Впечатления нужно помочь отразить в творчестве: рисунках, аппликации, рассказе. Это могут быть фотографии, сделанные на прогулке или домашнее задание из детского сада, где семье предоставлена возможность не только сделать что-то для группы, но и, например, показать своему ребѐнку, что можно сделать из бросового материала. Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котѐнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны. И тогда может быть в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, реки станут глубокими и прозрачными, а люди добрее. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Родители помогают ребенку понять окружающую природу, делают еѐ интересной и привлекательной для ребенка. Ребенку следует полюбить все, что его окружает, с чем связано его чувственное познание, так как его интеллектуальный и эмоциональный рост тесно связаны. Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т.д. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или показываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Воспитываете детей своим подлинным авторством» (А.С. Макаренко). В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. В экологическом воспитании родители должны умело использовать русскую и мировую литературу. В ней есть прекрасные произведения, в которых с глубокой любовью изображены разные животные. После прочитанных книг и бесед с родителями дошкольники пристальнее и внимательнее вглядываются в жизнь природы и убеждаются в том, что человек должен быть чутким и сердечным участником того великого, что непрерывно совершенствуется в живой природе. Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными. «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всѐ больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование еѐ ресурсов. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Основы характера, жизненная позиция ребѐнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещѐ прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озѐра, поля и реки. В воспитании у ребѐнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всѐ это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Любовь детей к природе начинается с осмысления еѐ ценностей. Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам. Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребѐнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы. Особенно ребѐнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всѐ-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребѐнка общение, забота и уход за слабым живым существом. Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов – всѐ это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Взрослые стоят у истоков добра и зла. От того, как они относятся к проблеме экологии, к живому, во многом зависит и отношение к нему детей.

Семья должна учить детей гуманистическому стилю общения: доброжелательности, теплоте, принятию внутреннему переживанию другого человека, открытости, способности к самоочищению. Общаясь, человек не познает другого, но получает знания, познает мир.

Формирование нового экологического мышления у своих детей – это тот путь и те экологические ориентиры, на которые должна направит свои воспитательные условия современная семья.

Важную роль в изменении экологического мышления играет сама природа. Окружающая природная среда является неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие, музыку звуков и красоту. Красота окружающего мира помогает развивать у детей эстетический вкус и приобщать их к творчеству, воспитывает любовь и уважение к природе. Родители должны с первых шагов каждым своим действием закладывать в сознание ребенка, что духовная и физическая жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой, что человек и природа тесно взаимосвязаны друг с другом. Этот мироощущение можно сформировать, используя многолетний опыт народной педагогики.

Существует еще одно очень важное условие – экологическое воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям.

Очень важно использовать в экологическом воспитании семейные традиции. Родился ребенок – посади дерево. С какой теплотой дети вспоминают праздники: семейные, дома, двора, улицы, города. Все они вызывают в сердце радость, а значит, ощущение счастья Любовь к людям рождает в душе детей любовь ко всему живому на Земле и к самой природе.

Итогом экологического воспитания детей будут поступки, направленные на улучшение состояния окружающей среды и ответственность за природу и жизнь на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...