работа с родителями
методическая разработка (средняя группа)
Альбом "Дидактические игры" для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albom_didakticheskih_igr.docx | 426.93 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Буратино»
_____________________________________________________________________________
457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Парковая, 3А, ул. Куйбышева, 15
тел. 8(35134)4-32-21, тел/факс 8(35134)4-20-12, e-mail:buratino.58@mail.ru, http://caduk.caduk.ru
ОКПО 71695709, ОГРН 10474111000614, ИНН 7424021261, КПП 742401001
Альбом дидактических игр
для совместной работы родителей с детьми.
Составитель: воспитатель Савиных Е.Э.
Южноуральск, 2020г.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
1.Игра «Шофер идет в гараж»
Цель: формировать единственное и множественное число имен существительных (мужского, женского, среднего рода).
Оснащение: игрушечные машины или предметные картинки с их изображением.
Ход игры: поставьте в ряд игрушки (или разложите предметные картинки): легковая машина, грузовая машина, автобус, троллейбус, трактор. Предложите ребенку ответить на ваши вопросы.
Как называется человек, который водит автобус, троллейбус, легковой автомобиль? (Водитель или шофер.)
Как называется место, где стоят машины? (Гараж.)
Назови автомобили, стоящие около гаража. (Автобус, легковая машина, грузовая машина.)
Создайте игровую ситуацию—расставьте игрушки или разложите картинки в соответствии с описанием игры. Попросите ребенка: «Рассмотри автомобили, стоящие в гараже справа. Скажи, как можно назвать их одним словом. (Автобусы.) Назови автомобили, стоящие слева. (Грузовые автомобили.)»
Предложите поиграть в игру «Один — много». Попросите ребенка образовывать множественное число по образцу.
Если одно, то колесо, а если много, то ...(колеса).
Если один, то троллейбус, а если много, то ... (троллейбусы).
Если один, то трактор, если много, то... (тракторы).
Если один, то шофер, а если много, то ... (шоферы).
2.Игра «Найди, угадай, назови»
Цель: дифференцировать имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.
Оснащение: парные картинки
Ход игры: предложите ребенку найти картинку, на которой изображен мужчина-врач. Попросите подобрать к ней парную картинку — на которой изображена женщина-врач. Спросите у ребенка: «Кто изображен на второй картинке?» (Женщина-врач.) «Подумай и скажи, как можно назвать женщину-врача одним словом» (Она.) «Кто изображен на первой картинке? (Мужчина-врач). «Как можно назвать врача-мужчину одним словом? (Он.)» С предложенным лексическим материалом проведите игру по аналогии.
Лексический материал
Мужчина-повар. Женщина-повар.
Мужчина-водитель. Женщина-водитель.
3.Игра «Повар готовит обед»
Цель: пополняет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия профессий; согласовывать имена числительные «два», «пять» с именами существительными.
Оснащение: натуральные овощи.
Ход игры: предложите ребенку вспомнить, как называется профессия человека, который готовит вкусные обеды. (Повар.) Расскажите, что повар решил приготовить овощной салат. Для этого он взял... Разложите овощи на столе. Предложите ребенку рассмотреть выложенные перед ним овощи. Попросите его сосчитать их. Затем попросите рассказать, сколько картошек, морковок, огурцов, помидоров и луковиц взял повар для приготовления овощного салата. Накройте овощи красивой салфеткой.
Две картошки, пять морковок, два огурца, пять помидоров, две луковицы, много зеленого горошка.
Попросите ребенка нарисовать рецепт салата. (Последовательность, в которой повар будет складывать в салатницу нарезанные на мелкие кусочки овощи.) Поднимите салфетку и еще раз попросите ребенка перечислить количество овощей, которые он положил в овощной салат.
4.Игра «Закончи предложение»
Цель: согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать начатую вами фразу и продолжить ее.
Он лечил. Она...лечила. Они...лечили.
Он варил. Она... варила. Они... варили.
Он воспитывал. Она ...воспитывала. Они ...воспитывали.
Он тормозил. Она... тормозила. Они... тормозили.
Он выгрузил. Она... выгрузила. Они... выгрузили.
Он пел. Она...пела. Они...пели.
Усложнение: используйте в игре глаголы, характерные для разных профессий.
5.Игра «Что мы умеем!»
Цель: образовывать новые слова из словосочетаний.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: повторите с ребенком названия профессий. Начните фразу, предложите ребенку продолжить начатую вами фразу.
Летает на самолете ... (летчик).
Водит паровоз ... (машинист).
Водит машину ... (водитель, шофер).
Предложите ребенку вспомнить и назвать характерные для каждой профессии действия. Начните фразу. Предложите ребенку ее закончить. Если ребенок затрудняется, задайте вопрос (что делает?).
Водитель нажимает на тормоз—он ... (что делает?) тормозит.
Водитель крутит руль —он ... (что делает?) рулит.
Летчик отправляется в путешествие—он ... (что делает?) путешествует.
6.Игра «Идем в магазин»
Цель: образовывать имена прилагательные от существительных.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку:
Очень рад продавец! Много днем работы!
Он игрушки продает, Веселится весь народ! Грузовик заводной, Пес пушистый, смешной!
Неваляшки — пестрые рубашки!
Счастлив малый народ! Каждый что-то унесет!
Предложите ребенку вспомнить, как называются магазины, в которые он ходит с родителями покупать игрушки. Вспомните вместе с ним, что магазины бывают разные. Предложите поиграть — назвать их. Начните фразу, предложите ребенку ее закончить: «Магазин, в котором продаются овощи,—... овощной магазин».
Лексический материал
Магазин, в котором продают молочные продукты,—... молочный магазин.
Магазин, в котором продают книги,—... книжный магазин.
Магазин, в котором продают игрушки,—... игрушечный магазин.
7.Игра «Я, мы, он, она, вместе — дружная семья»
Цель: изменять глаголы по лицам и числам.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: скажите: «Я катаюсь на санках». Попросите ребенка повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты».
Предложите ребенку продолжить игру. Попросите его повторить произнесенную вами фразу, подставить другое местоимение и изменить форму глагола.
«Я гуляю по лесу. — Ты ... (гуляешь) по лесу.
Я кормлю птиц. — Он ... (кормит) птиц.
Я играю в хоккей. — Мы ... (играем) в хоккей.
Я играю в снежки.— Они ... (играют) в снежки.
Я леплю снеговика. — Вы ... (лепите) снеговика».
8.Игра «Как!»
Цель: давать качественную оценку совершающихся действий, отвечая на вопрос как?
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку продолжить вашу фразу. «Самолет летит быстро, а воробей ... (медленно). Санки по полю едут медленно, а с горки ... (быстро). Птицы летом поют много, а зимой ... (мало). Птицы летом поют громко, а зимой ... (тихо). Животным летом в лесу хорошо, а зимой ... (плохо). Ежику в норке тепло, а зайцу под кустиком ... (холодно). Летом в лесу корма много, а зимой ... (мало)».
9.Игра «Кто что делает?»
Цель: подбирать имена существительные к названным действиям.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: произнесите предложение, например: «Собака рисует», и попросите ребенка исправить ошибку.
«Девочка спит в берлоге. (Медведь.)
Мама зимой по лесу бегает. (Заяц.)
Бабушка расстелила по земле большой белый ковер и спрятала под ним от мороза зверей. (Зима.)
Детки прилетели к нам зимой во двор. (Птицы.)
Дедушка катается с горки на санках. (Ребенок.)»
10.Игра «Закончи предложение»
Цель: согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями 1,2,3 лица единственного и множественного числа.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку внимательно прослушать предложение и закончить его.
Я в лес пошла, я гриб... (нашла). Он в лес пошел, он гриб... (нашел).
Я гриб нашла, я гриб... (сорвала). Мы грибы нашли, мы грибы... (сорвали). Он гриб нашел, он гриб... (сорвал). Они грибы нашли, они грибы... (сорвали).
Я грибы вымыла, я их... (засолила). Они грибы вымыли, они их ... (засолили).
Я грибы почистила, я грибы... (сварила). Мы грибы почистили, мы грибы... (сварили).
ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1.игра. «Бегите к цифре»
Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.
Оснащение: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.
Содержание:
Игра малой подвижности. Родитель (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.
2. Игра «Повтори картинку»
Конструирование из плоских геометрических фигур — отличный тренажёр для развития логики, памяти, внимательности, образного и пространственного мышления. Для детей младшего дошкольного возраста задание должно быть простым и понятным.
Выкладывайте перед ребёнком картинки из геометрических фигур, комментируя свои действия. Ребенок должен повторить картинку по вашему образцу.
3.Игра «Сосчитай»
Вырезанные из картона геометрические фигуры — прекрасный счётный материал, с помощью которого удобно отрабатывать навыки сравнения, а также порядковый и количественный счёт.
Выложите фигуры в два ряда:
Попросите ребенка выполнить ваши задания и ответить на вопросы.
- Посчитай, сколько на картинке кругов.
- Посчитай, сколько на картинке треугольников.
- Посчитай, сколько на картинке зелёных фигур.
- Посчитай, сколько на картинке красных фигур.
- Каких фигур больше: красных или зелёных?
- Каких фигур больше: треугольников или кругов и т.д?
4.Игра «Геометрический сортировщик»
Используйте ваш комплект геометрических фигур, чтобы отрабатывать детский навык сортировать предметы по заданному признаку.
Ребенок должен выполнить ваши словесные команды:
- Положи в ряд три зелёные фигуры.
- Положи рядом 2 круга.
- Разложи треугольники по порядку от самого маленького к самому большому (предварительно отберите из комплекта три треугольника разного размера).
Если ребёнку сложно выполнять ваши устные просьбы, пусть пока действует по визуальному образцу. Главное — комментируйте, какие последовательности и по каким принципам вы выкладываете из фигурок.
5.«Помоги черепашке найти свой остров».
У каждой черепашки, которая плавает в море, есть свой домик — необитаемый остров, где она может отдохнуть и полежать на солнышке. Номер острова соответствует числу пятнышек на панцире. Задача малышей — поместить каждую черепашку в свой домик. Такое игровое пособие уместно использовать для индивидуальной работы с воспитанниками средней группы в свободное время, а также вполне можно включать в коллективную работу на занятии: карточки вывешиваются на доске, и несколько дошкольников поочередно подходят и выполняют действия.
6.«Чайный сервиз».
Принцип игры аналогичен предыдущему варианту. Воспитатель сообщает, что куклы хотят попить чаю. Для этого им нужны чайные пары: при этом цифра на чашке должна соответствовать количеству предметов на блюдце.
7.Игра «Аквариум».
Дошкольники должны назвать пространственное направление рыбок (плывёт влево/вправо, вверху/внизу аквариума).
Первый вариант расположения рыбок Второй вариант расположения объектов
Затем демонстрируется другая картинка, где изображены те же самые рыбки, но расположены они по-другому. Малыши также анализируют их расположение в пространстве.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1.Игра «Где спряталась рыбка».
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Оснащение: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Описание: ребенку показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Родитель просит закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Ребенок открывает глаза.
«Как же найти рыбку?» – Сейчас я расскажу, куда она спряталась. Родитель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Ребенок отгадывают.
2.Игра «Четвёртый лишний».
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7. таракан, муха, пчела, майский жук;
8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9. лягушка, комар, жук, бабочка;
10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Игра в слова
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)
3.Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками.
4.Игра «Птицы, рыбы, звери»
Родитель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
5.Игра «Летает, плавает, бегает»
Родитель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» ребенок начинает бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитировать плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.
ИГРЫ по ОБЖ
1.Игра. «Оденем куклу на прогулку»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Оснащение: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: родитель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
2.Игра. «Угадай на вкус»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Оснащение: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры: родитель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?
3.Игра «Правила гигиены»
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: родитель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или родитель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...