Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
30_aprelya.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тат.Каргалинская СОШ»
Консультация для родителей
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»
Выполнила: Нуриева Г.М.
С.Тат.Каргала 2020г
В 2013/14 году все дошкольные учреждения перешли на работу по новым стандартам (ФГОС). Причиной подобного шага стал Приказ Минобразования и науки РФ (№ 1155, 2013 год) о необходимости внесения корректировок в работу ДОв области познавательно-речевого развития детей.
Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры.
Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму. Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.
Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.
Речевое развитие дошкольников по ФГОС ведется в нескольких направлениях:
-Обогащение познавательной сферы дошкольников нужной информацией с помощью занятий, наблюдений, экспериментальной деятельности;
-Наполнение эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными людьми;
-Систематизация сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве материального мира;
-Воспитание бережного отношения к природе, закрепление положительных эмоций;
-Создание условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
-Поддержка формирования познавательных процессов у детей.
Благодаря речевому развитию происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка.
Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
Основной задачей дошкольного воспитания (ФГОС) является:
Формирование не только правильного разговора, но и мышления ребенка.
ФГОС предполагает деление познавательно-речевого развития на две отдельные области. Под познавательным развитием подразумевается формирование любознательности, развитие интереса, активности в обучении у дошкольников. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) предполагает владение устным русским языком, ориентирование в ходе общения на собеседника, умение отбирать разные формы и воспринимать содержание беседы.
Задачи познавательного развития
- Формирование сознания дошкольника, развитие первоначальных представлений об иных людях, о себе, о разных объектах вокруг, отношениях.
-Развитие первоначальных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, ритме, звучании, материале, части, количестве, целом, времени, покое, пространстве, движении, следствиях, причинах).
Познавательное развитие дошкольников по ФГОС помогает формировать у детей любовь к своей Отчизне, представление о культурных ценностях народа, традициях, а также о национальных праздниках, многообразии народов и стран, помогает совершенствовать представление о планете Земля, природных процессах, явлениях.
В возрасте шести лет ребенок уже имеет накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, важно своевременно его пополнять. Постоянное речевое развитие дошкольников по ФГОС в этом возрасте дает возможность переходить к элементарному знакомству с такими понятиями, как «символ», «время», «знак». Они будут очень важными при дальнейшей подготовке к школе. Основная задача – заинтересовать ребенка. Например, для формирования определенных символов дети работают с глобусом, знаками дорожного движения, месяцами, климатическими зонами, значками групп. Серьезной темой считается в этом возрасте «Время». Пока ребенок не имеет представления о том, что означает данный термин. Он слабо ориентируется, какой сегодня день, а также когда произошло то или иное событие. Важно ему правильно и доходчиво объяснять, что такое завтра, сегодня и вчера. Речевое развитие дошкольников по ФГОС направлено на составление рассказов о времени, календаре. В результате у дошкольников углубляются и расширяются представления о неживой, живой природе, взаимосвязи между ними. Важно, чтобы взрослые помогали своим детям, направляли их в сложном процессе познания, вместе устанавливали причинно-следственные связи, способствовали положительному отношению к окружающему миру. Важный момент, влияющий на формирование познавательных особенностей ребенка, – присутствие мотивации. Развитие у дошкольника способности изучать напрямую зависит от способности быстро усваивать получаемую информацию. В этом и состоит познавательно-речевое развитие дошкольников по ФГОС.
Речь ребенка в дошкольном возрасте развивается очень быстро - для шестилетнего нормальным считается «банк» из 4000 слов.В подготовительной группе используют обучающие методики, соответствующие ФГОС, помогающие готовить детей к школе. От уровня подготовки дошкольников будет зависеть успешность при дальнейшем обучениив школе.
Дидактические игры, направленные на речевое развитие.
Чудесный мешочек
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает педагог: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.». Ребенок вынимает другой предмет, называет его и описывает его по образцу педагога.
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Педагог сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Затем, ребенок описывает игрушку, а дети называют ее.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака, затем 3-4.
Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Педагог предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только круглые, деревянные, красные предметы и т. д.)
«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход. Ребёнок вместе с педагогом произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит произнести гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.
«Необычная песенка»
Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
«Эхо»
Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.
«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.
Ход.
Садовник описывает цветок, дети называют его название.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
«Расскажи сказку»
Цель. Заканчивать сказку по её началу.
Материал. Коврограф и атрибуты к сказке
«Разбуди котенка»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход
Дети надевают шапочки животных, засыпают, водящий будет их по очереди со словами: «Я разбудил волчонка, лисенка, котенка и т. д. меняется водящий, когда всех разбудит.
«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино - путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада, уголке группы или на улице он побывал.
«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Развивать у детей умение понимать предлоги и наречия, имеющие пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).
Материал. Мелкие игрушки.
«Почтальон принёс открытку»
Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и т.д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
«Что вокруг тебя?»
Цель: Учить детей объединять предметы по определенным признакам,
развиватьвнимание и память.
Материал.
Предметные картинки животных, растений, мебели, бытовой техники.
Ход
Дети выполняют задания:
- назови животных, растения, инструменты и т. д.;
- назови предметы, которые могут быть в лесу, в городе, дома;
- найди и назови предметы, которых не может быть в лесу, в городе и т. д.;
«Запомни и назови!»
Цель: Развивать зрительную память, внимание.
Материал.
Простые слова в два ряда печатными буквами.
Ход
Детям предлагают задание
-запомни слова в верхнем ряду, а потом закрой глаза и постарайся вспомнить
и назвать все слова. Повтори задание.
-запомни слова в среднем столбике, а потом закрой глаза и постарайся
вспомнить и назвать все слова. Повтори задание.
-запомни слова на странице, а потом закрой глаза и постарайся вспомнить
и назвать все слова;
- назови все слова, кроме животных и т. д.;
- назови новые для тебя слова;
-назови знакомые тебе слова.
«Тихо – громко!»
Цель: развивать интонацию и высоту голоса
Ход
Детям предлагают выполнить задание
- произнеси слова тихо;
- произнеси слова громко;
- представь, что ты - мышка, и скажи её голосом;
- представь, что ты - медведь, и скажи его голосом;
- произнеси одно слово тихо, а другое - громко;
- скажи с удивлением, с радостью и т. д.
«Один – много»
Цель:учить использовать в речи слова в единственном и во множественном числе.
Ход
Ребенку предлагают изменитьсловотак, чтобывместоодногопредмета
появилосьмноготакихпредметов (салат-салаты, помидор - помидоры).
И другое задание наоборот: «изменисловотак ,чтобывместомногихпредметовпоявилсяодинпредмет» (салаты–салат, помидоры - помидор ) .
«Назови, кого не стало»
Цель: Развивать зрительную память, внимание, мышление, умение использовать в речи слова в родительном падеже.
Материал.
Игрушки с изображением животных на столе.
Ход
Ребенку предлагают закрытьглаза, в это время убирают со стола одну игрушку и предлагают назвать «Кого (чего) нестало? ».
«Закончипредложения»
Цель: учить использовать в речи слова в дательном, винительном, творительном, предложном падеже.
Материал.
Предметные картинки.
Ход
Ребенку предлагают составить предложение с изображением на картинке.
«Рад кому? чему? », «Иду к кому? чему? ».
-закончипредложения, используяназванияпредметов, изображенных
на картинках. «Вижу кого? что? », «Люблю кого? что? », «Смотрю на кого? начто? ».
-«Любуюсь кем? чем? », «Лечу над кем, над чем? ».
- «Думаю о ком? очем? ».
«Назови ласково»
Цель:
Учить детей изменять слова с помощью суффикса.
Лес – лесочек; совок – совочек; дом – домик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....
Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной ...
Консультация для родителей " Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС."
Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму. Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей на тему:«Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
Консультация для воспитателей на тему : " Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
quot; Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...