Консультация "Адаптация детей в детском саду"
консультация (младшая группа)

Наталья Валерьевна Нагибина

Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей, но и для родителей. В первую очередь адапация успешна в случае правильного подхода родителей. От родителей зависит, как они правильно настроят малыша эмоционально к посещению детского сада. На протяжении всего периода поддерживать малыша и интересоваться его жизнью в группе. Родители должны быть готовы к тому, что этот период будет не прост и потребует много затрат времени, терпения и внимания к ребенку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация       детей в C:\Users\Lenovo\Desktop\цитаты\615501.png

детском саду

Адаптация  - это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т.е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых  социальных условий.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятия норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.

Ребенок поступает в дошкольное образовательное учреждение в разном возрасте, в год, два, на третьем году жизни, и первая его встреча с детским садом  – это один из наиболее ответственных и сложных моментов не только в его жизни, но и жизни родителей и воспитателей. Первое посещение детского сада – стрессовая ситуация. Связано это не только с тем, что жизнь в семье ребенка проходит в иной пространственно-временной реальности, но и с функциональной незрелостью организма, несовершенством приспособляемости к изменяющимся условиям среды, со слабой выносливостью нервной системы.

Факторы, воздействующие на процесс адаптации к новым  жизненным

обстоятельствам:

  1. Фактор среды, т.е. материальное пространство, в котором организуется жизнедеятельность детей.
  2. Организация времени - режим дня, оказывает влияние на адаптацию, потому что режим в семье отличается от распорядка дня дошкольного образовательного учреждения.
  3. Отсутствие опыта общения с чужими детьми и взрослыми. Чем меньше у детей такого опыта, тем сложнее и длительнее процесс формирования отношений со сверстниками и воспитателем.

Определяют два основных условия, способных  изменить процесс привыкания ребенка к новым для него жизненным  обстоятельствам:

  • семья ребенка, его родители;
  • специальная работа педагогического коллектива, направленная на обеспечение благополучной адаптации  ребенка, впервые поступающего в группу.

Как же следует поступать родителям, чтобы сделать период адаптации

более легким?

        Желательно  до поступления ребенка в дошкольное учреждение неоднократно приходить с ним в группу на экскурсию, чтобы познакомиться с воспитателем, рассказать об индивидуальных особенностях вашего ребенка, его темпераменте, характере, привычках, любимых занятиях, предпочтениях в еде и т.п. Также сообщить о том, как в семье реагируют на его неадекватное или нежелательное поведение (например, капризничает, злится или шалит), познакомить с особенностями режима дня в семье (когда и как засыпает и просыпается, как происходит кормление – сопровождается ли особым ритуалом, как организуется бодрствование), сообщить о культурно-гигиенических навыках – как сформированных, так и не сформированных (умеет  ли самостоятельно и аккуратно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и горшком и т.п.), рассказать о том, как формировался опыт общения (умеет ли быть доброжелательным, играет ли совместно с другими детьми или рядом, знает ли необходимые правила для установления  и поддержания контакта как со взрослыми, так и с детьми и следует ли этим правилам).

Лучше приходить в дошкольное учреждение в вечернее время, так легче снять эмоциональное напряжение, установить контакт с педагогом – и родителю, и ребенку.

        Шаг за шагом…

        Заранее приучайте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Резкое изменение обстановки и методики режимных процессов может вызвать отрицательное отношение. Подробно расскажите ребенку о дошкольном учреждении, сходите с ним туда не один раз, чтобы он узнал, что это такое. Постарайтесь примерно за месяц  до этого события поменьше бывать с ним. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми:  посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет.

        С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. Например, можно сначала привести ребенка только на прогулку, побыть с ним какое-то  время.

Не опаздывайте, хотя бы первое время забирайте его вовремя.

        При расставании с ребенком уходить нужно легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать. Уходить «втихую» тоже нельзя, ребенок воспримет это как предательство.

Задача родителей состоит в том, чтобы вселить в ребенка спокойствие, уверенность в родительской любви и в том, что во всем происходящем нет ни чего плохого.

        Если ребенок тяжело расстается с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель его в детский сад водил отец.

        Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой нервным, измученным, это не значит,

что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Такого ребенка лучше раньше забирать с садика, не задерживаться.

        Прочитайте с ребенком замечательную книжку про адаптацию «Зайка идет в детский сад», побеседуйте с ним после прочтения. Сочините сами для своего ребенка историю о том, как малыш пошел в садик, и поиграйте в эту историю. Маленькие дети больше откликаются на персонажей зверей и легче себя с ними идентифицируют.

         Сочиняйте с ребенком, фантазируйте так, чтобы рассказ был ближе к вашей семье, будьте объективны, дабы не сложились ложные ожидания. Говорите ребенку, что в то время, пока он в саду, вы будете о нем думать, скучать, зарабатывать денежки для того, чтобы потом пойти вместе в детский клуб, купить его любимое лакомство, долгожданную игрушку. Рассказывайте ему, как вы спешили за ним.

        Когда  малыш пойдет в сад, дайте ему с собой игрушку и постарайтесь уговорить его оставить ее в группе переночевать, чтобы утром снова с ней встретиться. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним каждый день в сад, ведь с другом веселее и спокойнее.

        Не стоит бояться и настраивать себя на плохое. Тяжелые ситуации всегда можно преодолеть. Главное, будьте всегда  спокойны, настойчивы и доброжелательны. Ребенок чувствует ваше настроение. Чем спокойнее вы, тем спокойнее ваш ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей к детскому саду "Здравствуй детский сад"

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя­ются основные задачи, решаемые проектом:-преодоление стрессовых состояний у детей р...

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...