Обучение плаванию грудных детей
план-конспект занятия

Павлова Ульяна Юрьевна

Обучение плаванию грудных детей, упражнения для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_plavaniyu_grudnyh_detey.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение плаванию грудных детей, упражнения для детей

Физическое и нервно-психическое развитие, второй период обучения плаванию, плавательные движения «на суше» и в воде, новые виды поддержек на воде и приспособления к ним, манеж
Важным элементом ухода в этом возрасте являются массаж и гимнастические упражнения. Они создают у детей радостное настроение и побуждают к активности. Основной прием массажа — поглаживание дополняется растиранием. Ладонь делающего массаж равномерно и более плотно соприкасается с кожей ребенка, растирая ее в различных направлениях, что улучшает продвижение крови в поверхностных венах. Конечности массируются кольцевыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Добавляется растирание кистей и стоп. Поглаживание предшествует растиранию и завершает его. Каждый прием повторяется 4—6 раз.

Гимнастические упражнения в этом возрасте направлены на стимулирование рефлекторных движений: 1) рефлекторное ползание — подталкивание рукой под подошвы при положении ребенка на животе и спине (рис. 24); 2) разгибание позвоночника в положении на боку при проведении указательным и большим пальцами по краям позвоночника от крестца к шее (рис. 25); 3) сгибание стопы при проведении пальцем по наружному ее краю от основания пальцев к пятке (рис. 26).

Массаж и гимнастика только тогда полезны, когда приятны ребенку.
Рефлекторное ползаниеРазгибание позвоночникаСгибание стопы
Если ребенка начали приобщать к плаванию в ванне с 3-недель-ного возраста, то к третьему месяцу жизни первый этап обучения уже закончен. Необходимо перейти ко второму, который состоит из 40—50 занятий и длится около 2 месяцев. Продолжительность одного занятия увеличивается до 30—40 минут, а температура воды постепенно снижается до 33°. Используются приспособления в виде «чепчика русалки», «ожерелья русалки», «пояса Нептуна», помогающие малышу держаться на воде. Их можно изготовить в домашних условиях. «Чепчик русалки»— обычная полотняная шапочка, завязывающаяся под подбородком, по краю ее крепятся нарезанные кубиками кусочки пенопласта, используется при плавании на спине. «Ожерелье русалки» представляет собой обшитую полотном ленту пенопласта, которая укрепляется на шее ребенка при плавании на груди. «Пояс Нептуна»— маленькая надувная подушка, укрепляемая на спине (рис. 27).
Пояс НептунаПопеременное поднимание и опускание поднятых ногУпражнение 'лягушка'
Вместо этой подушки можно использовать обычную резиновую грелку, одетую в матерчатый чехол. Перед занятиями выполняются массаж и гимнастические упражнения, чтобы подготовить ребенка к плавательным движениям. Они не заменяют и не исключают гигиенического массажа и гимнастики. В начале второго периода массаж делают в течение 4—5, к концу 6—7 минут путем поглаживания и легкого растирания от периферии к центру конечностей, затем спины, груди, живота. Заканчивается массаж коротким отдыхом (1—2 минуты), после чего переходят к гимнастике. Она включает те движния, которые осваиваются ребенком в воде. Это попеременное поднимание и опускание вытянутых ног (по 15—20 движений от 3 до 8 раз с отдыхом по полминуты) (рис. 28), сгибание и разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах—«велосипед» (частота повторения та же), одновременное сгибание 8—10 раз обеих ног в коленных и тазобедренных суставах с дальнейшим разведением коленей в стороны и выпрямлением ног—«лягушка» (рис. 29) из положения на спине и на животе (в последнем варианте ноги от середины бедер за пределами стола). После минутных перерывов упражнения повторяются 4—8 раз.
Упражнения для рук тоже имитируют плавательные движения. Выполняются: из положения лежа на спине попеременное поднимание и опускание прямых рук, поочередное подтягивание к груди рук, согнутых в локтевых и лучезапястных суставах (рис. 30); из положения с вытянутыми в стороны руками одновременные гребковые движения руками вниз, вверх и опять в стороны (рис. 31); попеременное движение вниз и вверх вытянутых вперед рук лежащего на животе малыша (руки до середины предплечья за пределами стола), из этого же положения разведение рук в стороны, сгибание в локтевых суставах и возвращение в исходное положение, попеременное приподнимание рук, сгибание их в локтевых суставах и возвращение в исходное положение (рис. 32). Движения выполняются по 8—10 раз и повторяются 3—5 раз с минутными перерывами.
Попеременное сгибание рук и подтягивание их к грудиГребковое движение рукПопеременное поднимание рук со сгибанием
Упражнения для туловища включают разведение выпрямленных рук в стороны и слегка вверх с возвращением в исходное положение, когда согнутые руки лежат на груди; поднимание под прямым углом прямых ног из положения лежа на животе, легкое приподнимание правой рукой матери 6—10 раз с паузой 5 секунд головы и туловища ребенка, левая рука ее при этом придерживает область тазобедренных суставов (рис. 33). После гимнастики ребенок 1—2 минуты отдыхает, затем его опускают в ванну. Во втором периоде добавляются новые виды поддержек.Поддержка «ковшом», применяемая при проводках в положении на груди, осуществляется правой ладонью матери, положенной с растопыренными пальцами на грудь малыша, подбородок которого упирается в ее предплечье. Поддержка «обхватом сзади» выполняется двумя руками взрослого, положенными под мышки ребенка (большие пальцы на спине, остальные на груди).
Поддержка «лицом к лицу» аналогична предыдущей, только большие пальцы располагаются на ключицах ребенка, остальные на спине.Занятия в ванне в начале этого периода состоят из проводок и скольжения. При проводках в положении на спине голову поддерживают одной рукой или только пальцами, пытаясь оставлять ее на несколько секунд без поддержки.
В конце второго периода постепенно увеличивается время самостоятельного плавания, когда мать отнимает свои пальцы от головы малыша и он свободно лежит на воде. Если ребенку это еще трудно, можно помочь ему, применив подвески, которые к тому же облегчают и нагрузку матери, так как избавляют ее от необходимости находиться все время в наклоненном над ванной состоянии. Подвески — это широкие (3—4 см) полоски плотной ткани. Их подводят под затылок, а если нужно, то и под живот плавающего на груди малыша (рис. 34).
Поддержка подвескойДвижение ногами (брасс)Ожерелье русалки
К концу данного периода приступают к движениям в воде. Сначала это упражнение «велосипед» (головка удерживается на поверхности воды «чепчиком русалки» или подвеской под затылок, которую держит помощник), затем кроль (попеременное движение вытянутыми ногами), потом брасс (одновременное сгибание ног в коленных суставах с последующим разведением коленей, выпрямлением и смыканием ног) (рис. 35). Эти упражнения повторяются и во время прямых проводок. При плавании на груди производят те же движения (головка поддерживается «ожерельем русалки» (рис. 36) или подвеской). Манеж для 3-месячного ребенка так же необходим, как и постель. Обычно манежем служит любая ровная ограниченная поверхность. Самая простая его форма — фанерный щит, укладываемый в кроватку. Его покрывают тонким одеялом или теплой пеленкой. Бодрствование в манеже наиболее активно и полезно. Свобода движений (ребенок одет в ползунки) и яркие игрушки создают малышу хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальное обучение плаванию для детей с нарушение речи

Дети с нарушением речи зачастую имеют сопутствуюшие психологические диагнозы. При проведении любого рода мероприятий с данным контингентом занимающихся, необходимо проводить тестирование по их отношен...

Конспект НОД по плаванию «Игровой метод, как средство обучения плаванию детей старшей группы»

По утрам ты закаляйся,Водой холодной обливайся.Будешь ты всегда здоров.Тут не нужно лишних слов. Тема: «Игровой метод – как средство обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста» ...

Методическая разработка. «Использование различных атрибутов при обучении плаванию для детей старшего дошкольного возраста»

«Использование различных атрибутов при обучении плаванию для детей старшего дошкольного возраста»...

«Использование нестандартного оборудования на занятиях по обучению плаванию для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Конспект предназначен для использования в своей работе инструкторам по физкультуре. Задачи занятия: закреплять ранее изученные упражнения. Продолжать учить скользить на груди, выполняя вдох-выдох...

Сюжетное занятие по обучению плаванию для детей младшего дошкольного возраста «Дорога к морю»

Цель: освоение водного пространства.Задачи: -обучать умению задерживать дыхание  и делать выдох в воду;-закреплять умение ориентироваться и передвигаться в воде различными способами, выполн...

Конспект интегрированного занятия по обучению плаванию для детей подготовительного к школе возраста на тему: "В поисках золотой рыбки".

Одной из главных  задач данного занятия, кроме обучающих и развивающих - это доставить детям радость и создать хорошее настроение....