Консультация для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"
консультация (старшая группа)

Нуретдинова Елена Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с различными видами здоровьесберегающих технологий. И помогает им использовать эти технологии, занимаясь  с детьми дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми».

Как известно, и родителей, и педагогов постоянно волнует вопрос: «Как обеспечить полноценное развитие детей, ведь школа уже не за горами».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического  здоровья ребёнка. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы детского сада здоровьесберегающих  образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса, в котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.  Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и мед. работника.

Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. Здоровьесберегающие технологии необходимо включать не только в образовательную работу, но и в домашнюю, что является важным условием для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры.

Особенно для детей с нарушением речи главным помощником в освоении здоровьесберегающих технологий  являются, прежде всего, родители. Кто, как не они, должны понимать и осознавать  важность всей коррекционно-развивающей работы, быть  самым главным союзником и помочь ребенку окунуться  в прекрасный мир правильных звуков.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья детей, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Дыхательная гимнастика.

4. Различные виды массажей и самомассаж.

5. Элементы музыкотерапии, сказотерапии, пескотерапии, аромотерапии, су-джок-терапии, ауриколотерапии (массаж ушных раковин)

6. Физкультминутки.

7. Упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения.

8. Релаксация.

9. Логарифмические занятия

Рассмотрим некоторые из них.

Пальчиковая гимнастика - это комплекс упражнений, способствующий формированию произвольных, координированных  движений пальцев рук.

О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук:

- помогает развивать речь,

- повышает работоспособность коры  головного мозга,

- развивает у детей технические процессы: мышление, внимание, память, воображение,

- снимает тревожность.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение.

На ладони и на стопе находится более тысячи важных активных точек, воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Умелыми пальчики становятся  не сразу, поэтому различные игры необходимо проводить ежедневно. И - в детском саду, и – дома. Вот пример пальчиковой гимнастики:

«Мороз».
Вечер приближается (разводят руки в стороны),
Вьюга начинается (качают  над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сжимают кулаки)
- Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка щиплют щеки и нос)
Руки стали замерзать (трут ладони)
Надо их отогревать (дышат на ладони).
Вечер приближается (разводят руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
- До свиданья! До утра! (машут рукой на прощание).

Так же лепка, рисование, работа с ножницами способствуют развитию мелкой моторики.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений для подвижности речевых органов с целью тренировки их мышц. Ее выполнение развивает силу и координацию, переключаемость артикуляционных движений, улучшает общее звучание речи, темп, ритм. Детям, имеющим речевые нарушения, необходима артикуляционная гимнастика. Она также полезна всем детям как средство профилактики различных речевых нарушений и как средство развития речи. Артикуляционная гимнастика необходима для укрепления мышц языка, для того, чтобы ребёнок при занятии с логопедом мог свободно им управлять и ставить язык в определённое положение, что способствует более быстрой и успешной постановки звука. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут. Каждое упражнение выполняется по 5 - 7 раз. Статические упражнения выполняются по 8-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Вот пример одной из них:

Весёлый язычок.

Жил-был весёлый язычок. «Лопаточка».

Он спал, свернувшийся в клубок.  «Трубочка».

Вставал всё время по часам. «Часики».

Зарядку делал по утрам. Язычок вверх-вниз.

Он ел блины. «Лопаточка».

И кофе пил. «Чашечка».

И по утрам гулять ходил. «Лошадка».

Играл с сердитой кошкой. «Сердитая кошечка».

Потом он брал лукошко.  «Парус».

Грибы в лесу он собирал. «Грибок».

Змею большую увидал. «Змея».

И испугавшись, убежал.  «Лошадка».

Он сиганул через забор. «Заборчик».

Закрыл все двери на запор. Сомкнуть губы.

Массаж - это совокупность приемов, посредством которых оказывается дозированное рефлекторное и механическое воздействие на ткани и органы человека с лечебной или профилактической целью.

Виды массажа:

Поглаживание,

Растирание,

Поверхностное и глубокое разминание,

Легкое похлопывание,

Вибрация.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.  Самомассаж проводится в игровой форме  в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Польза детского массажа: 

— укрепляет иммунную систему;

— улучшает кровообращение;

— снимает повышенный тонус мышц;

— успокаивает перед сном;

— способствует развитию дыхательной системы;

— способствует нормализации нервных процессов;

— улучшает пищеварение и снимают колики;

Массаж можно проводить, как руками, так и с помощью массажного  мяча.

(Массажный мячик предназначен для микромассажа. Шипы на его поверхности  при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только  ручки. Вот некоторые примеры массажа:

Игра с массажными мячиками «Тим и Том».

Смотрите два котёнка!

Их Тим и Том зовут.

Они сейчас по крыше: «Мяу, мяу».

Тихонечко идут.

Идут до края крыши.

Идут, идут, идут. (Перебирают пальцами по массажному мячу.)

Посмотрят вниз на землю: «Мяу,  мяу».  (Катят мяч от себя, вытягивая локти.)

Тихонько повернут. (Катят мяч к себе, сгибая локти)

 Поднимутся повыше, (Перебирая пальцами, прокатывают мяч по  туловищу.)

Улягутся поспать,                    

Обнимутся друг с дружкой:  «Мяу,  мяу».      

 Чтобы мягче было спать.  (Ладонь одной руки лежит на тыльной стороне другой, прижимаем мяч к груди, чуть надавливая на него)

Потом они проснулись, (Скатываем мяч на пол, ударяя по нему ладонями).

Запрыгали вдвоём. Сначала Тим на Тома: «Мяу,  мяу». ( Бьём по мячу ладонями правой руки, левая -  лежит на тыльной стороне  правой).

Потом - на Тима Том. ( Меняем положение рук).

Тим оказался сверху, (Продолжаем менять положения рук)

А после сверху – Том.                                        

И вдруг они по крыше: «Мяу,  мяу». (Скатываемся руками по мячу вниз)

Скатились кувырком.                                          

И жалобно мяукнув, (Хлопаем ладонями по обе стороны мяча)

Упали в лужу: «Плюх».                                      

Задрав хвосты, помчались: «Мяу,  мяу». (Бежим по мячу пальцами)  

Куда-то во весь дух.                                          

И долго умывались шершавым языком.  (Выполняем движение «умываем руки»)        

И лапкой причесались, («Причёсываем»  мячик)

Котята Тим и Том.      

Массаж для ладошек.

Разотру ладошки сильно. (Растирают ладони).

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну. (Захватывают каждый пальчик у основания, и выкручивающими движениями доходят до ногтевой фаланги)

Затем руки я помою. ( «Мою»  руки)

 Пальчик в пальчик я вложу. (Пальцы складываются в «замок»)

На замочек их закрою, и тепло поберегу.  

Выпущу я пальчики - Пусть бегут, как зайчики. (Расцепляют пальчики и перебирают ими)                

 Массаж голени и бедра.  (Движения по тексту)

Трём рукой – мочалкой.

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Пятки и носочки –

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Ножку до колена

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Мы помоем чистенько

Вверх-вниз, вверх-вниз.

А бёдра разотрём

Вверх-вниз, вверх-вниз –

И гулять пойдём

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Массаж стопы

Пальчики на ножках. (Поглаживают пальцы ног)

Как на ладошках,

Вместе я их соберу

И шагать начну.

Каждый пальчик разотру, (Растирают каждый пальчик стопы)

Каждый пальчик покручу. (Крутят каждый пальчик стопы)

Разведу вперёд – назад,

И сожму руками.  (Руками тянут пальцы от себя, на себя)

Здравствуйте пальчики,  (Пощипывают стопы)

Гномики лесные.
Здравствуйте пальчики,

Игрушки заводные.

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ — это эффективный метод профилактики и лечения болезней. В переводе с корейского языка Су означает — кисть, Джок – стопа. Су- Джок массажеры, в виде массажных шариков в комплексе с массажными металлическими кольцами широко используются в коррекционной работе.

Приемы Су –Джок терапии:

Массаж колючим шариком, иглами, специальными магнитами и теплыми греющими палочками, а так же семенами разных растений

Массаж специальным кольцом.

Ручной массаж кистей

Массаж стоп

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Если покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. Стимулировать активные точки можно, сжимая мячик в ладошке, а также, слегка укалывая каждый пальчик отдельно. Использование  Су-Джок терапии в работе с детьми открывает большие возможности. Универсальность - Су – Джок терапии в том, что её  могут использовать и родители в домашних условиях.  Сделать занятия более разнообразными и интересными помогает художественное слово. И массаж становится не скучным. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки, заучивает стихи и рассказывает их сам.

Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой   (
накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть  (
катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем  (
катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем,  (
катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(
Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
(
Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(
Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ. Вот одна из них.

 «Теремок»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.   От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного общества. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.  Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:приобщение детей к физической культуреиспользование разви...

Консультация для родителей "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА               Физическая культура занимает ва...

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми  дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии  в работе сдетьми дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми"

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии  в работе с  дошкольниками»             Здоровый образ жизни не зани...