Консультация для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"
консультация (старшая группа)
Данная консультация знакомит родителей с различными видами здоровьесберегающих технологий. И помогает им использовать эти технологии, занимаясь с детьми дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми».
Как известно, и родителей, и педагогов постоянно волнует вопрос: «Как обеспечить полноценное развитие детей, ведь школа уже не за горами».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы детского сада здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса, в котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и мед. работника.
Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. Здоровьесберегающие технологии необходимо включать не только в образовательную работу, но и в домашнюю, что является важным условием для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры.
Особенно для детей с нарушением речи главным помощником в освоении здоровьесберегающих технологий являются, прежде всего, родители. Кто, как не они, должны понимать и осознавать важность всей коррекционно-развивающей работы, быть самым главным союзником и помочь ребенку окунуться в прекрасный мир правильных звуков.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья детей, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Различные виды массажей и самомассаж.
5. Элементы музыкотерапии, сказотерапии, пескотерапии, аромотерапии, су-джок-терапии, ауриколотерапии (массаж ушных раковин)
6. Физкультминутки.
7. Упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения.
8. Релаксация.
9. Логарифмические занятия
Рассмотрим некоторые из них.
Пальчиковая гимнастика - это комплекс упражнений, способствующий формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук:
- помогает развивать речь,
- повышает работоспособность коры головного мозга,
- развивает у детей технические процессы: мышление, внимание, память, воображение,
- снимает тревожность.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение.
На ладони и на стопе находится более тысячи важных активных точек, воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Умелыми пальчики становятся не сразу, поэтому различные игры необходимо проводить ежедневно. И - в детском саду, и – дома. Вот пример пальчиковой гимнастики:
«Мороз».
Вечер приближается (разводят руки в стороны),
Вьюга начинается (качают над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сжимают кулаки)
- Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка щиплют щеки и нос)
Руки стали замерзать (трут ладони)
Надо их отогревать (дышат на ладони).
Вечер приближается (разводят руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
- До свиданья! До утра! (машут рукой на прощание).
Так же лепка, рисование, работа с ножницами способствуют развитию мелкой моторики.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений для подвижности речевых органов с целью тренировки их мышц. Ее выполнение развивает силу и координацию, переключаемость артикуляционных движений, улучшает общее звучание речи, темп, ритм. Детям, имеющим речевые нарушения, необходима артикуляционная гимнастика. Она также полезна всем детям как средство профилактики различных речевых нарушений и как средство развития речи. Артикуляционная гимнастика необходима для укрепления мышц языка, для того, чтобы ребёнок при занятии с логопедом мог свободно им управлять и ставить язык в определённое положение, что способствует более быстрой и успешной постановки звука. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут. Каждое упражнение выполняется по 5 - 7 раз. Статические упражнения выполняются по 8-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Вот пример одной из них:
Весёлый язычок.
Жил-был весёлый язычок. «Лопаточка».
Он спал, свернувшийся в клубок. «Трубочка».
Вставал всё время по часам. «Часики».
Зарядку делал по утрам. Язычок вверх-вниз.
Он ел блины. «Лопаточка».
И кофе пил. «Чашечка».
И по утрам гулять ходил. «Лошадка».
Играл с сердитой кошкой. «Сердитая кошечка».
Потом он брал лукошко. «Парус».
Грибы в лесу он собирал. «Грибок».
Змею большую увидал. «Змея».
И испугавшись, убежал. «Лошадка».
Он сиганул через забор. «Заборчик».
Закрыл все двери на запор. Сомкнуть губы.
Массаж - это совокупность приемов, посредством которых оказывается дозированное рефлекторное и механическое воздействие на ткани и органы человека с лечебной или профилактической целью.
Виды массажа:
Поглаживание,
Растирание,
Поверхностное и глубокое разминание,
Легкое похлопывание,
Вибрация.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Польза детского массажа:
— укрепляет иммунную систему;
— улучшает кровообращение;
— снимает повышенный тонус мышц;
— успокаивает перед сном;
— способствует развитию дыхательной системы;
— способствует нормализации нервных процессов;
— улучшает пищеварение и снимают колики;
Массаж можно проводить, как руками, так и с помощью массажного мяча.
(Массажный мячик предназначен для микромассажа. Шипы на его поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только ручки. Вот некоторые примеры массажа:
Игра с массажными мячиками «Тим и Том».
Смотрите два котёнка!
Их Тим и Том зовут.
Они сейчас по крыше: «Мяу, мяу».
Тихонечко идут.
Идут до края крыши.
Идут, идут, идут. (Перебирают пальцами по массажному мячу.)
Посмотрят вниз на землю: «Мяу, мяу». (Катят мяч от себя, вытягивая локти.)
Тихонько повернут. (Катят мяч к себе, сгибая локти)
Поднимутся повыше, (Перебирая пальцами, прокатывают мяч по туловищу.)
Улягутся поспать,
Обнимутся друг с дружкой: «Мяу, мяу».
Чтобы мягче было спать. (Ладонь одной руки лежит на тыльной стороне другой, прижимаем мяч к груди, чуть надавливая на него)
Потом они проснулись, (Скатываем мяч на пол, ударяя по нему ладонями).
Запрыгали вдвоём. Сначала Тим на Тома: «Мяу, мяу». ( Бьём по мячу ладонями правой руки, левая - лежит на тыльной стороне правой).
Потом - на Тима Том. ( Меняем положение рук).
Тим оказался сверху, (Продолжаем менять положения рук)
А после сверху – Том.
И вдруг они по крыше: «Мяу, мяу». (Скатываемся руками по мячу вниз)
Скатились кувырком.
И жалобно мяукнув, (Хлопаем ладонями по обе стороны мяча)
Упали в лужу: «Плюх».
Задрав хвосты, помчались: «Мяу, мяу». (Бежим по мячу пальцами)
Куда-то во весь дух.
И долго умывались шершавым языком. (Выполняем движение «умываем руки»)
И лапкой причесались, («Причёсываем» мячик)
Котята Тим и Том.
Массаж для ладошек.
Разотру ладошки сильно. (Растирают ладони).
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно,
И вытягивать начну. (Захватывают каждый пальчик у основания, и выкручивающими движениями доходят до ногтевой фаланги)
Затем руки я помою. ( «Мою» руки)
Пальчик в пальчик я вложу. (Пальцы складываются в «замок»)
На замочек их закрою, и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики - Пусть бегут, как зайчики. (Расцепляют пальчики и перебирают ими)
Массаж голени и бедра. (Движения по тексту)
Трём рукой – мочалкой.
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Пятки и носочки –
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Ножку до колена
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Мы помоем чистенько
Вверх-вниз, вверх-вниз.
А бёдра разотрём
Вверх-вниз, вверх-вниз –
И гулять пойдём
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Массаж стопы
Пальчики на ножках. (Поглаживают пальцы ног)
Как на ладошках,
Вместе я их соберу
И шагать начну.
Каждый пальчик разотру, (Растирают каждый пальчик стопы)
Каждый пальчик покручу. (Крутят каждый пальчик стопы)
Разведу вперёд – назад,
И сожму руками. (Руками тянут пальцы от себя, на себя)
Здравствуйте пальчики, (Пощипывают стопы)
Гномики лесные.
Здравствуйте пальчики,
Игрушки заводные.
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ — это эффективный метод профилактики и лечения болезней. В переводе с корейского языка Су означает — кисть, Джок – стопа. Су- Джок массажеры, в виде массажных шариков в комплексе с массажными металлическими кольцами широко используются в коррекционной работе.
Приемы Су –Джок терапии:
Массаж колючим шариком, иглами, специальными магнитами и теплыми греющими палочками, а так же семенами разных растений
Массаж специальным кольцом.
Ручной массаж кистей
Массаж стоп
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Если покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. Стимулировать активные точки можно, сжимая мячик в ладошке, а также, слегка укалывая каждый пальчик отдельно. Использование Су-Джок терапии в работе с детьми открывает большие возможности. Универсальность - Су – Джок терапии в том, что её могут использовать и родители в домашних условиях. Сделать занятия более разнообразными и интересными помогает художественное слово. И массаж становится не скучным. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки, заучивает стихи и рассказывает их сам.
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
- снятия напряжения;
- предупреждения утомления;
- тренировки глазных мышц;
- укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ. Вот одна из них.
«Теремок»
Терем- терем- теремок!
(Движение глазами вправо- влево.)
Он не низок, не высок,
(Движение глазами вверх- вниз.)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.
(Моргают глазами.)
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного общества. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
из личного опыта...
консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:приобщение детей к физической культуреиспользование разви...
Консультация для родителей "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Физическая культура занимает ва...
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»....
Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии в работе сдетьми дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми"
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками» Здоровый образ жизни не зани...