#СИДИМДОМА Психологические риски пандемии и самоизоляции для детей.
консультация

Агафонова Ирина Юрьевна

Прогноз наиболее вероятных психологических рисков ситуации пандемии и самоизоляции для детей с учетом их возраста. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_gazeta.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

#СИДИМДОМА

Психологические риски пандемии и самоизоляции

для детей.

Подобно тому, как врачи на вопрос о возможных осложнениях при коронавирусе, отвечают сейчас, что нет экспериментально подтвержденных данных, и мы ответим  на вопрос, каковы психологические последствия сложившейся ситуации для детей – экспериментально подтвержденных данных мы пока не имеем. Однако, психологическая наука накопила обширный материал, касающийся влияния изоляции на психическое состояние человека (А.А. Леонов, В.И. Лебедев, Дж. Гибсон, М.Черноушек, Х.Э. Штейнбах и др.), особенностей восприятия и представления об опасностях у детей дошкольного и подросткового возраста, особенностей реагирования детей в ситуациях угрозы и стресса (Л.В. Николаева, С.В. Трушкина). Анализируя их, мы и осуществим прогнозирование наиболее вероятных психологических рисков ситуации пандемии и самоизоляции для детей с учетом их возраста.

Психологами признан факт, что на младенцев и детей первых лет жизни стрессовые ситуации влияют так же как на детей более старшего возраста и взрослых, несмотря на то, что спустя время они могут и не вспомнить о происшедшем в их жизни (С.В. Трушкина). Конечно, стрессором в ситуации пандемии и самоизоляции для малышей будет не возможность заразиться и заболеть, не ограничение в посещении досуговых мероприятий. Младенец и маленький ребенок реагирует на резкое нарушение привычного течения его каждодневной жизни. В этом плане  значимым источником стресса может выступить изменение графика пребывания дома старших членов семьи (работа на дому отца, дистанционное обучение старших братьев-сестер и т.п.), а также изменение характера связей и отношений между ними (мама меньше, чем обычно, занята днем младшим из-за организации обучения старшего; папа иначе, чем прежде, реагирует на попытки малыша залезть к нему на колени, потому что работает; родители часто ссорятся и кричат и т.п. ).

К счастью, многие  дети достаточно легко смогут адаптироваться к переменам в жизни семьи, и выйти из сложившихся обстоятельств «без потерь». При этом высок риск развития расстройств адаптации для малышей, которые сейчас столкнутся с непредсказуемыми реакциями родителей (грубость и агрессия в адрес другого родителя или ребенка; необоснованные ситуацией взаимодействия с ребенком проявления страха, уныния, гнева у родителя), особенно если такие реакции примут затяжной характер. Такой же риск существует и для малышей со сниженной способностью  к адаптации; для детей, чьи матери, или заменяющие ее близкие взрослые, находятся в депрессии, переживают сильную тревогу и не способны оказать эмоциональную поддержку. Перемены в сегодняшней жизни могут быть чреваты в дальнейшем для этих детей заметным увеличением социальной дистанции с окружающими, ограничением эмоциональных реакций, снижением интереса к значимой ранее деятельности; боязнью даже кратковременного разлучения с близким взрослым.

Зная, что ребенок первых лет жизни в меняющихся условиях ориентируется на реакцию близких и сам реагирует на нее таким же образом,  взрослым  важно найти в себе силы сейчас открыто не демонстрировать маленькому ребенку свои страх, панику, беспомощность. Дети тонко наблюдают за тем, как взрослые относятся к происходящему,  перенимают  поведение  и отношение, которое наблюдают, поэтому следует ограничить просмотр и обсуждение при них новостных сводок, вызывающих у взрослых бурный эмоциональный отклик.

Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) сегодняшняя ситуация с активным обсуждением с экранов телевизоров и в семьях смертности от коронавируса несет свои психологические риски. В дошкольном периоде происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы, самосознания, дети начинают понимать конечность жизни; очень восприимчивы к словам и эмоциональному состоянию взрослых. Появление страха смерти в этом возрасте является закономерным явлением развития их психики. Как правило, дети сами постепенно справляются с такими переживаниями, но только, если в семье жизнерадостная атмосфера, и родители не обсуждают постоянно болезни, не говорят, что кто-то умер, и что всем грозит опасность  заболеть. Если же период проявления возрастного максимума страха смерти совпадает с неблагоприятными внешними условиями и обстоятельствами, прямо или косвенно сигнализирующими об угрозе, можно ожидать его непомерного разрастания в воображении и фиксации на нем.

В возрасте 3-5 лет у детей разные страхи тесно связываются между собой, причем далеко не рационально, не логически, и образуют единую психологическую структуру беспокойства. Так, например, родители могут даже не понять, откуда у их четырехлетнего ребенка вдруг появился страх общаться с людьми. Тогда как малыш, слыша фразы родителей об опасности заразиться, запреты подходить близко к другим, еще не устанавливая точных связей между событиями и фактами, а ориентируясь на эмоциональную реакцию, может начать считать опасным общение с другими. 

Трех-четырехлетние дети, чьи родители сейчас работают, посещая скомплектованные временные группы в детских садах, могут отказываться оставаться без мамы или папы, боясь, что в разлуке с ними может случиться что-нибудь страшное, что они умрут, или о них забудут. Помочь снизить страхи и беспокойство детей 3-5 лет может активность родителей, направленная на стимуляцию инициативы детей, на организацию совместных игр. Важно на период самоизоляции уделить внимание подвижным играм (догонялки, прятки, жмурки); физическим упражнением (преодоление препятствий; броски мяча; прыжки в длину и т.п.); а также разыгрыванию небольших сюжетов на бытовые повседневные темы с помощью кукол-перчаток либо кукол и мягких игрушек.

Дети 5-7 лет уже имеют достаточно адекватные представления об опасности; им легче воспринимать угрозы от живого мира, нежели от социальных источников; они уже способны в оценке угрозы ориентироваться на рациональные объяснения (Л.В. Николаева). Однако следует помнить, что  в этом возрасте у детей проявляется максимум страхов, большой вес имеет страх смерти, и что они еще часто путают причины и следствия событий. С одной стороны ребятам 5-7 лет уже можно с опорой на иллюстрации объяснять, что такое вирус, как он распространяется, как предотвращать его передачу от одного человека к другому; точные и верные представления об источнике угрозы в их случае будут снимать эмоциональную напряженность в восприятии ситуации опасности. С другой стороны, они вполне еще могут подменить причинно-следственные связи простой временной последовательностью (по типу: пошел дождь, а потом налетели облака), и делать неверные умозаключения (например, человек умер, потому что не мыл руки; чтобы не умереть, надо сидеть дома).

Общаясь со старшими дошкольниками и в их присутствии, важно исключить упоминание слова «смерть» в контексте темы коронавируса; акцент делать на понятии «профилактика»; в объяснениях выбирать наглядные образные формы представления информации (мультфильмы, иллюстрации, сказочные истории); расширять круг тем для обсуждений и сферу дел и интересов ребенка.

читать полностью в "Психологической газете": https://www.psy.su/feed/8171/?utm_source=vk&utm_m.. 

Автор Ситкина Е.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Наиболее эффективные факторы для снижения риска возникновения стрессовой ситуации у детей 2-3 лет в период адаптации в детском саду».

В данном материале уделяется особое внимание причинам возникновения стрессовых ситуаций и способам их решения в период адаптации детей 2-3 лет в детском саду....

Рекомендации для родителей «Как можно сделать период самоизоляции для детей младшего дошкольного возраста интересным, а для родителей без проблемным»

В связи с угрозой  распространения инфекции коронавируса в России, по всей стране президентом  объявлен режим самоизоляции. Это комплекс ограничительных и режимных противоэпидемических мероп...

Практические задания от педагогов специалистов во время самоизоляции для детей старшего дошкольного возраста

У многих родителей на повестке дня вопрос: чем занять ребенка дома в карантин? До какого числа карантин? Как не сойти с ума во время карантина? Предлагаем вам несколько идей для карантинных будней, ко...

Практические задания от педагогов специалистов во время самоизоляции для детей младшего возраста

У многих родителей на повестке дня вопрос: чем занять ребенка дома в карантин? До какого числа карантин? Как не сойти с ума во время карантина? Предлагаем вам несколько идей для карантинных будней, ко...

#СИДИМДОМА Психологическая готовность ребенка к школе.

Педагог-психолог родителям детей  о психологической готовности ребенка к школе....

Памятка для родителей: "Психологические риски пандемии и самоизоляции для детей".

Памятка для родителей: психологические риски пандемии и самоизоляции для детей. Подобно тому, как врачи на вопрос о возможных осложнения....

Памятка для родителей: "Пандемия и самоизоляция детей".

Памятка для родителей: пандемия и самоизоляция для детей....