Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка.
консультация
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_sreda_v_seme_i_ee_vliyanie_na_razvitie_rebenka.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка.
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить.
Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных учебных занятий и откладывают её развитие до предшкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научится читать и будет знать наизусть стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?
Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда - это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Родители должны приучить ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:
1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.
3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.
4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо общение как с взрослыми, так и со сверстниками. За речью ребенка важно следить всегда и везде.
Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:
- быть психически и соматически здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь полноценный слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно.
Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями.
2. В общении с ребёнком всегда следите за своей речью.
3. Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова.
4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним.
5. Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку.
Итак, блестящего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов. Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно — решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения.
Итак, перед взрослыми стоит цель:
- обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь;
- в дошкольном возрасте обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи);
- в дошкольном возрасте обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей дошкольного возраста, которые решаются в процессе взаимодействия семьи и детского сада.
Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.
Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей!
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагоги и родители подходят к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникает.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо взаимодействовать в интересах ребенка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьей и детским садом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка.
Консультация для родителей.Данный материал будет полезен и интересен родителям дошкольников....
Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка
Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг другу, формирует взгляды и убежд...
Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка
Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насы...
Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входитв наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речьпомогает понять друг друга, формирует взгляд...
Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгл...
Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка"
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входитв наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речьпомогает понять друг друга, формирует взгляд...
«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка»
laquo;Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка»...