Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу.
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Дидактические игры на логику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дидактические игры на развитие логики | 415.5 КБ |
did.igry_po_pervotsvetam.docx | 20.46 КБ |
did.igry_po_pervotsvetam.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников»
Готовность к обучению (школьная зрелость) трактуется ныне как комплексное понятие, охватывающее умственную, социальную, эмоциональную зрелость и физическое здоровье детей. «Школьная зрелость» - это тот уровень психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.
Первыми педагогами детей являются родители, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития. У ребенка отчетливо выражены потребность в общении, признании, в различных видах деятельности. Надо радоваться любознательности детей, их вопросам «Что? Как? Почему?». Ведь это первая ступенька к знанию, к активному и разумному участию в жизни.
А что вообще значит – «готов к школе»? Можно ли определить эту готовность, если да, то как, и когда это лучше сделать? Попробуем разобраться.
Определять «школьную зрелость» за неделю до первого сентября поздно. Уже нет времени что-то исправить, «подтянуть», потренировать, чему-то научить. Оптимальный срок – примерно за год до школы. Но прежде давайте условимся: при самых отрицательных результатах нельзя упрекать ребенка, жаловаться на его «тупость» родственникам и знакомым или подчеркивать какие-то его «неумения». Все проблемы в знаниях и умениях не его, а Ваша вина, и нужно не упрекать его, а создать все условия для помощи.
Итак, приступим. Сначала давайте проверим уровень речевого развития. Это не сложно: попросите ребенка составить рассказ по картинке или по серии картинок. Прекрасно, если ребенок умеет связно, без искажений и неправильных сочетаний рассказать «историю». При несформированности связной речи дети, как правило, называют отдельные предметы, но не могут составить предложение. Необходимо обратить внимание на звукопроизношение.
Не менее важно определить, умеет ли ребенок различать звуки, выделяет ли их в словах. «Поиграйте» с ним в «звуки». Сначала приготовьте карточки с изображением предметов. Положите перед ребенком 10 карточек и попросите отложить те карточки, где в названии предметов есть определенный звук, например «Ш»; потом можно попросить отложить карточки, где в названии предметов встречаются другие звуки, гласные и согласные. Не раздражайтесь, если нужно, повторите задание, не торопите его, не прерывайте по ходу работы, даже если он делает что-то не правильно. Лучше спросить: «Закончил? Давай проверим, правильно ли ты сделал. Что на этой картинке Ш-шапка» (выделяя голосом звуки, которые надо услышать).
Может быть и так, что после первой неудачи, особенно если Вы не будете достаточно терпеливы, ребенок откажется: «Не хочу, мне не интересно». Не настаивайте, но такой быстрый отказ свидетельствует о необходимости регулярных и систематических (но не продолжительных) занятий. Это значит, что работа по определенной инструкции еще не доступна вашему малышу. Может быть, стоит ее видоизменить, внести больший элемент игры. В ходе этих занятий Вы получаете и возможность проверить способность ребенка сконцентрировать свое внимание на определенном задании.
Можно провести такие игры:
«Отгадай, какой звук можно петь в слове кот?» (сыр, кит, лук…).
«Кто больше назовет слов со звуком «К» (кошка, куры, кран…).
«Назови слова с гласным звуком «А» в начале, в середине, в конце слова» (астры, сад, утка).
«Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «лес» - слон – нора – аист и т.д.
«Отгадай, какие одинаковые звуки в словах «лук» - «мак»?
Произнеси слово «зубы» по частям. Скажи это слово шепотом.
Назови слова, которые состоят из двух частей (о-сы, шу-ба).
Кто больше назовет слов, в которых первая часть «Са» (Са-ша, са-ни …).
Кто больше назовет слов, в которых последняя часть «Ша» (Ма-ша, ка-ша).
Придумай слова, похожие на слово «кукушка» (лягушка, подушка…).
Каким звуком отличаются слова «тачка» - «дачка», «трава» - «дрова»?
Назови слова со звуком «Р», «Л», со звуками «Р», «Л».
Все эти игры ребенок может освоить до школы. Их можно изменять, усложнять. Но занимаясь с малышом помнить: все задания выполняются не только ребенком, но и взрослым. Не забывайте похвалить его за то, что сегодня отвечал лучше, чем вчера. Если Вы заметили, что ребенок начал утомляться и потерял интерес – прекратите игру.
Важное значение для успешного обучения в школе имеет уровень развития памяти ребенка. Проверить так называемую механическую память довольно просто. Для этого нужна спокойная обстановка, а задание может быть таким: «Постарайся запомнить слова, которые я назову, а потом повторить их мне. Затем, не торопясь, ровным голосом нужно прочитать 10 слов, например таких: год, лес, мёд, брат, слон, мяч, окно, сын, мыло, рука.
Прочтя все слова, нужно попросить ребенка повторить их, затем это же задание можно повторить еще 3 раза. Важно делать все спокойно, не дергать ребенка, не торопиться, ведь ребенок не может запомнить все слова. Похвалите его за то, что он смог запомнить. Если ребенок сразу вспомнил не менее 5 слов, а после 3-х кратного повтора - 9-10, если не было провалов после какого-либо повтора и, если через час он забыл не более 2-х слов, то у него хорошая память. А если Вас не удовлетворили результаты, нужно разобраться в причинах и оказать ребенку необходимую помощь.
Существуют специальные тесты, по которым психологи проверяют готовность ребенка к школе. Определяют начальные умения учебной деятельности, широту кругозора, способность логического запоминания, желание ходить в школу и систематически выполнять задания.
Я приведу Вам некоторые выдержки из характеристики ребенка перед поступлением в школу:
* устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру;
* инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности (игра, конструирование, рисование и т.д.);
* активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (способность договариваться, учитывая интересы других, умение сдерживать эмоции и т.д.);
* способность к фантазии, воображению;
* развитие речи, активность в движениях;
* волевое начало (способность достигать цели, качественно выполнять задание);
* социальное поведение (может выполнять инструкции педагогов, следовать установленным правилам);
* развитие познавательной способности, интерес к познавательной литературе и т.д.
Родителям надо ориентироваться на то, что их дети придут в обычную массовую школу, где они должны овладеть программой начальной школы. Следовательно, уровень их готовности должен соответствовать требованиям программы.
В целях определения готовности детей к школе проведите с ними беседу по следующим вопросам:
Назови свою фамилию, имя, отчество. (1 балл)
Назови имя и отчество папы и мамы. (1,5 балла)
Сколько тебе лет? Сколько будет через год? (1 балл)
Когда ты завтракаешь? (утром или вечером) (1 балл)
Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? (1 балл)
Назови свой домашний адрес. (1,5 балла)
Кем работает твой папа? А мама? (1 балл)
Какое сейчас время года? Почему? (1 балл)
Почему снег бывает зимой, а не летом? (1 балл)
Что делает почтальон? Врач? Учитель? (1 балл)
Тебе хочется идти в школу? Почему? (1 балл)
Покажи свой правый глаз. Левое ухо. (1 балл)
Для чего нужны глаза, уши? (1,5 балла)
Что больше 8 или 5? 5 или 3? (1,5 балла)
Посчитай от 6 до 9. От 5 до 3.
Какого цвета этот карандаш, платье, ленточка? (1 балл)
Сколько недель в месяце? (1 балл)
Сколько месяцев в году? (2 балла)
Назови дни недели. (2 балла)
Зачем в школе звонок, парта, портфель? (1,5 балла)
Назови домашних животных. (1,5 балла)
Назовите домашних птиц. (1,5 балла)
Назови овощи, фрукты. (1,5 балла)
Какие ты знаешь сказки? (1 балл)
Какие буквы ты знаешь, покажи их. (1,5 балла)
От 18 баллов – высокий уровень развития, от 13 до 18 – средний, до 13 – низкий. (Г.А. Широкова. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону, 2008).
Можно задать детям и такие вопросы:
Какого человека ты считаешь плохим? Какими словами ты это можешь сказать?
Как называются машины, которые ты видишь на улице?
Какие комнатные цветы ты знаешь?
Какие деревья растут в нашей местности?
Так как же подготовить ребенка к школе? Прежде всего, нужно подготовить самого себя к тому, что придется помогать ребенку, не сердиться за неудачи, а поддерживать, вселять веру в себя, в свои способности.
С ребенком надо много говорить, чтобы в школу он пришел с хорошей, развитой речью.
Постарайтесь организовать двигательные занятия на свежем воздухе. Хорошо, когда ребенок активный, подвижный, когда он задает вопросы, когда у него есть свои планы и намерения, свои интересы.
Ребенок имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках, имеет право быть принятым и понятым таким, каков он есть.
Если заметили, как трудно ребенку сосредоточиться, ни в коем случае не применяйте «силовые методы», а придумайте увлекательное задание.
В общем, не теряйте времени! Надеюсь, что эти советы помогут Вам найти верные ориентиры в подготовке ребенка к школе.
А самое важное: такие занятия сближают детей и взрослых, делают их друзьями
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по первоцветам
Цель:
1. Закреплять знания детей о первоцветах, упражнять в классификации, сравнении, обобщении.
2. Развивать связную речь, активизировать словарный запас.
3. Уметь разгадывать загадки, выразительно читать стихотворения, чётко произнося все звуки.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Дидактическая игра «Узнай цветок по описанию".
Ребенок получает красивые картинки.
1родитель даёт описание, ребенок находят нужную картину и показывают её.
2. Ребёнок может дать описание.
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
1.В белой шапке стоит дед, если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)
2.Он и мачеха, и мать, как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)
3. Цветёт он только лишь весной, его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят. (Ландыш)
4. Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат!
И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница)
Стихи про первоцветы
1. Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький портрет.
2. Свистят весёлые скворцы, на каждом дереве певцы.
И под кустом в траве пчела фиалку синюю нашла.
3. Фиалки, медуницы весной в лесу цветут
И звёзды ветреницы белеют там и тут.
А маленький подснежник – весны сынок родной,
Доверчиво и нежно глядят на нас с тобой
Дидактическая игра «Дополни словечко».
1. Из-под снега вышел друг – и весной запахло вдруг.
Он весны – красны разведчик, нежный, крохотный…(подснежник)
2. Замечательный цветок, словно яркий огонёк,
Пышный, важный, словно пан, нежный, бархатный….(тюльпан)
3. Он цветочный принц - поэт, в шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис прочитает нам…(нарцисс)
4. Жёлтый, белый, голубой на земле растут пустой.
У весны есть фокусы: распустились….(крокусы)
Дидактическая игра «Назови первоцвет на заданный звук»
Родитель называет звук, а ребенок должен назвать цветок, название которого начинается с данного звука.
Данные дидактические игры помогают развивать связную речь, расширяют, активизируют словарь детей.
Предварительный просмотр:
Математические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие логического мышления
«Будь внимательным»
Ход игры:Родитель говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово».Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т. д. После каждого выделенного «лишнего» слова родитель просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
2. Игры на формирование умений выполнять систематизацию.
«Новоселье у матрешек»
Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры:родитель рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
Игра «Что тяжелее?»
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Оборудование:набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее пальто, осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник;на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т. д.
По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?».
3. Игры на формирование количественных представлений.
Загадки:
1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят).
2. Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел –
Два под березкой, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?
3. Карандаш один у Миши
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей.
4. Гуляет в джунглях старый слон,
И одинок, и грустен он.
Но подошел к нему сынок,
И больше он не одинок. (Сколько теперь слонов).
5. Под кустами у реки
Жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?
6. Два щенка – баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся,
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
7.Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки
8. У домика утром
Два зайца сидели.
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы психолога для родителей , дети которых готовятся к школе.
Полезные советы для родителей дети которых идут в школу...
Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе
Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе...
Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе
laquo;От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям». В....
Советы родителям, дети которых идут в школу
Советы для роителей, как подготовить ребенка к школе...
Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе
Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе...
Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе
Консультация для родителей будущих первоклассников...
Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу
Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...