Консультация для родителей "Одаренный ребенок"
консультация

Кичигина Олеся Владмировна

В материале рассматривается вопрос о том, что считают одаренностью, какие выделяют виды одаренности у детей, рассказывается о психологических и поведенческих особенностях одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx743.85 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №384 г. Челябинска»

Росийская Федерация 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев 68-Б,

Телефон (8-351)741-24-21

Консультация для родителей

«Одаренный ребенок»

                                                                   

                                                                         Выполнила: Воспитатель

                                                                                          Кичигина О. В.

                                                                                              (I категория)        

2019

Консультация для родителей

Одаренный ребенок

  • Современный родитель помешан на единственном чудо-чаде, он готов молиться на свое сокровище, буквально боготворить его. Любая детская неожиданность абсолютизируется им как творческое самовыражение личности. Но одаренность ли это на самом деле? И какой смысл психологи и педагоги вкладывают в данное слово? А главное — что делать с таким ребенком дома? К сожалению, в основе нашего понимания проблемы чаще всего лежит житейский опыт, а его не  всегда достаточно.

 

  • http://www.uznaiki.ru/content/uploads/2014/02/Schoolchild-4-13.jpgОдаренный ребенок обычно выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для них) в том или ином виде деятельности, творчества. Нередко высокие результаты он проявляет сразу в нескольких направлениях, увлекаясь порой несоединимыми вещами: коллекционированием монет, изучением древних цивилизаций, грамматикой японского языка, лоскутной мозаикой, конструированием вечного двигателя и т. д. И самое интересное, что все происходит одновременно и независимо от пола.
  • На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — всегда результат сложного взаимодействия наследственности (имеются в виду природные задатки, генетика), социальной среды (окружающая обстановка как дома, так и на улице), а также собственной деятельности ребенка (игровая, учебная, трудовая). Конечно же ни в коем случае нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования

               

  • Одним из наиболее дискуссионных вопросов, волнующих родителей и педагогов, является вопрос о частоте проявления одаренности среди детей. Поле ответов на него располагается между двумя крайними точками зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Это способно вызывать недоумение, но на самом деле антиномия разрешима, если учитывать, что одаренность — системное, развивающееся в течении

жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все  они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70 %, то к четырнадцати годам — 30-40 %г а к семнадцати — только 15-20 %.

                 

Какие виды одаренности известны? 

  • http://uzaomos.news/upload/resize_cache/iblock/622/300_0_1/622f9fda0590664ecd5699321a49b00a.JPGДифференциацию видов одаренности в современной психолого-педагогической науке определяет целый набор критериев: степень одаренности, вид деятельности, форма проявления, широта проявления, особенности возрастного развития. Остановимся на каждом из них подробнее.
  • По критерию «степень одаренности» можно выделить три группы. Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %. Третья—собственно одаренные (15-25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %), 2-5 %относят к умственно отсталым.
  • По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» в практической деятельности ребенка выделяют одаренность академическую, интеллектуальную, творческую, художественную, коммуникативную, лидерскую, спортивную (двигательную). Такая классификация достаточно условна и относительна. Но для воспитания гармонической личности родителям и педагогам важно ее учитывать. Можно разложить на составляющие названные виды одаренности и далее. Так, в художественной выделяются, например, хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность, каждая из которых связана с каким-либо видом искусства, обладает собственным выразительным языком.
  • По критерию «форма проявления» можно говорить о явной (актуальной, проявленной) и скрытой (потенциальной, непроявленной) одаренности. Если у ребенка недостаточно хорошие отношения с родителями или педагогами, он редко раскрывается перед ними.
  • По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» выделяют общую одаренность (на все руки от скуки; яркий пример — Леонардо да Винчи) и специальную (в какой-либо конкретной деятельности).
  • По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю одаренность (проявляется в дошкольном или младшем школьном возрасте, — вспомним хотя бы В. А. Моцарта) и позднюю (она проявляется в зрелые годы — показательны примеры М. В. Ломоносова, А. Эйнштейна).

               

Психологические особенности одаренного ребенка 

  • https://tula.glavny.tv/sites/default/files/styles/large/public/mainphotos/84655/v-tule-podderzhat-i-obuchat-odarennyh-detey-97324.jpgДля чудо-чада характерна повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам, предметам действительности (знаки, цвета, звуки, технические устройства, растения, животные и т. д.) либо определенный формат собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.).У таких детей отмечаются тонкая линия ощущений, сильное реагирование на те или иные раздражители.
  • Психологи специально вводят понятие сенсорного порога, понимая под этим величину раздражителя, при достижении которой начинает возникать ощущение или другие реакции (соматические, вегетативные, электроэнцефалографические).
  • Ребенок может часами заниматься любимым делом, переживая чувство удовольствия и не испытывая ни усталости, ни пресыщения. Невольно вспоминаешь фразу: «Зауши не оторвешь». Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям, сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, наличие интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно.
  • Одаренных детей отличает повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований взрослых, может выражаться в «запойном» чтении, создании домашнего зоосада или технопарка. Несчастный родитель озабочен сохранением здоровья маленького гения, сутками просиживающего за компьютером, взрывающего гремучие смеси или ныряющего в самодельном батискафе
  •             Эти ребята отдают предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов: «Если я уже понял задачу, то зачем решать еще одну такую же. Лучше взяться за то, что еще не проходили, за то, что еще не задавали».
  • http://besfenkoleji.k12.tr/yonetim/rx_dddaaa/shutterstock_101750329.jpgПризнаки явной (проявленной) одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Он способен выполнить чертеж, нарисовать портрет, разработать алгоритм, вербально описать последовательность операций, сформулировать опорные идеи. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Ему свойственна высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные задачи, стремление к совершенству. Желание переделывать, шлифовать нередко вызывает непонимание и даже раздражение окружающих: «Тебе что, больше всего надо?» Но ему действительно надо больше и лучше всех.
  • Однако одаренность может проявляться и антисоциально, например через «провокации». Ребенок экспериментирует, проверяя на прочность окружающий мир, создавая порой опасные для жизни и здоровья условия. Среди таких детей бывают беспощадные разрушители игрушек. Но знайте: это не варварство, а путь познания. И тут уже задача родителя и учителя  поддержать творческий импульс и направить его в позитивное русло.
  • Ученые отмечают, что психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, ее сопровождающие, но необязательно порождающие. Поэтому их наличие служит лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Точно так же и отсутствие названных ранее признаков не доказывает, что ребенок — бездарность. Не исключено, что его просто не заметили и не оценили.
  • Важно подчеркнуть следующее: поведение одаренного ребенка необязательно соответствует всем вышеперечисленным характеристикам одновременно. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависят от социального контекста. И все-таки даже наличие одного из них должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на проведение тщательного и длительного по времени индивидуального анализа, в чем родители не могут не быть кровно заинтересованы.

               

Поведенческие особенности одаренного ребенка

  • https://rebenkoved.ru/wp-content/uploads/2016/11/c6e8cfafc6aa473cd8103af6a3904603-1-1005x670.jpgТаких детей трудно свернуть с выбранного пути. У них наличествуют специфические стратегии, способы деятельности, обеспечивающие ее особую, качественно своеобразную продуктивность.
  • Выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение и высокая успешность выполнения; использование и изобретение новых способов в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на первый взгляд неожиданных путей и решений.
  • Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, прорыв, означающий выход за пределы требований выполняемого. Здесь действует закон от обратного: чем сложнее и непонятнее, тем интереснее. Однако и два первых уровня могут подсказать родителям, что у их чада есть потенциал, который стоит развивать. Для одаренных детей свойственен качественно своеобразный индивидуальный стиль, выражающийся в непослушании, склонности все делать по-своему и связанный с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции, индивидуализацией способов деятельности. Это нередко становится причиной конфликтов с окружающими, в том числе со взрослыми.
  • Подобные дети вообще ищут общения со старшими, полагая, что они более умные, знающие, опытные. И не дай бог им разочаровать маленького всезнайку и оказаться некомпетентными в каких-то вопросах. Трудно бывает найти общий язык и со сверстниками: с ними неинтересно. Чудо-чадо смотрит на своих ровесников либо презрительно, либо подозрительно, с опаской, выделяя себя из их среды, замыкаясь в одиночестве или в кругу избранных.
  • Примечательна высокая структурированность знаний одаренных детей, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, способность практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других сведений (впечатлений, образцов, понятий и т. д.), удивительно легко переходить от единичной детали к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности такого ребенка проявляется в его умении в сложном видеть простое, а в простом — сложное.
  • У них особый тип обучаемости. Он может проявляться как в более высокой скорости и легкости обучения по сравнению с остальными (такие идут с опережением программы), так и наоборот, в замедленном темпе с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений (этим требуется обогащение программы).

Очень важно помнить: одаренные дети - всегда нестандартны, а значит, и относиться к ним следует по-особому, не торопясь укладывать их в прокрустово ложе нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"...

Консультации для родителей: "Ребенок зимой", "Сензитивный период вашего ребенка" "Личный пример"

3 консультации: коротко, доступно и интересно. 1-Семь родительских заблуждений о морозной погоде (Как одевать малыша зимой, что делать , если замерзли руки и т.д.)2- Итальянский педагог Мария Мон...

Консультация для родителей: "Ребенок и дорога. Родитель - пример для ребенка".

Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...

Консультации для родителей "Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице"

Все мы обращаемся рано или поздно в больницу. Посещение врача в больнице зачастую для родителей  и их ребенка является большим испытанием. И от того, как относится к посещению больницы мама, как ...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...

Консультация для родителей «Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»

Консультация для родителей«Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»Многие мамы жалуются на проблемы с аппетитом у своих детей. Что делать, чтобы эти проблемы не возникали вообще...