Перелетные птицы
консультация (подготовительная группа)

Шубина Александра Ивановна

Игры и упражнения для детей подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Встречаем птиц

словарь

Существительные: грач, грачиха, грачата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, журавль, зяблика, жаворонок, лебедь, трясогузка, иволга, стая, косяк, клин, насекомые, голова, туловище, лапы, клюв, глаза, когти, перышки, пух, птенцы.

Глаголы: прилетать, вить, выводить, растить, клюет, кричит, спит, улетать, подбрасывать, ухаживать, охотиться, ходит, щебечет, поет, заливается, курлычет, кукует.

Прилагательные: пуховый, журавлиный, шустрые, умные, звонкоголосые, быстрокрылые, длиннохвостая, водоплавающие, насекомоядные, шумные, крикливые, перелетная, заботливая, проворная.

Название игры, упражнения

Цели, примеры.

«Назови ласково» :

Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: соловей — соловушка, журавль — журавушка, лебедь — лебедушка, кукушка - кукушечка ... .

Д. и. «У кого — кто?»

 Упражнение в словообразовании.

У грача — грачата, у скворца — ... . У грача — грачонок, у журавля — ... . У кукушки  -  ….    .

Д.и. «Четвертый лишний».

Развивать слуховое внимание.

Ворона, воробей, стриж, голубь.

Скворец, грач, голубь, стриж.

Д. и. «Улетает — не улетает».

 Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она — перелетная или зимующая.

«Один – не один. Чего нет?»

Совершенствовать умение образовывать существительные   множественного  числа  именительного  и родительного . падежей: 

журавль – журавли- нет журавля,  нет журавлей, лебедь – лебеди, нет лебедя, нет лебедей. Кукушка - …… и т. д.

Д. и. «Веселый счет»

Согласование числительного с сущест-вительными и с прилагательными .

 Один длинноногий  журавль, два…, три…, четыре…., пять… Одна подвижная трясогузка , две …, три…, четыре…, пять… Одно белое крыло, два …, три…, четыре…, пять…

Д. и.  «Скажи наоборот »

Подбирать антонимы:

 журавль - крупный, а жаворонок - ……;

 у лебедя длинная шея, а у утки - …….   .

Сравни птиц с людьми и животными.

Развивать мышление, внимание:

 У человека — дети, а у птицы — птенцы.

У человека — нос, а у птицы — ...

У животных — шерсть, а у птиц — ...

У кошки — лапы, а у птицы — ...

«Образуй новое слово»

Познакомить со способами словообразования:

 красная грудка – красногрудый, белое крыло – белокрылый, длинный клюв – длинноклювый, звонкий голос – звонкоголосый, красные лапы - …..

Развиваем пальчики «Сельская песенка»

Развитие мелкой моторики.  Упражнять в выделении ударных слогов.

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку:

То же самое ребенок может проделать другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. 

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

С нею солнце краше и весна мелей…

Пощебечь с дороги нам привет скорей.

Дам тебе я зерен, а ты песню спой.

Что из стран далеких принесла с собой.

                                                  (А. Плещеев)

«Когда так говорят.?»

Яйца курицу не учат.  -  (Традиционно более молодой считается менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего.)

Лебединая верность. -  (Выражение «лебединая верность» часто употребляют, когда рассказывают о преданной любви одному партнеру. Говорят так потому, что лебеди создают крепкие семьи, один раз и на всю жизнь. Прожить же прекрасные птицы могут до 100 лет. Выбрав спутника жизни, лебеди заботятся о нем, помогают во всем.)

Пальчиковая гимнастика

«Скворечник»

Развивать мелкую моторику.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставить друг к другу. Мизинцы прижать ( как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Д.и. «Кто как голос подает?»

Обогащать, уточнять  словарь детей.

 ласточка — щебечет. Соловей — поет, заливается, свистит, щелкает;  Журавль  —  курлычет;  Жаворонок  — звенит;  Кукушка – кукует

Д. и. « Исправь ошибки.»

Грамматические задания :

 Черная  лебедь — Черный  лебедь . Красноголовая журавль — ... Серое кукушка  — ...

 Скворец сидела  на заборе. — ...   . Ласточка щебетал на солнышке. —

Игра «Чей, чья, чье»

Закрепить умение правильно употреблять в речи притяжательные прилагательных.

 У  журавля -  журавлиное крыло, журавлиная голова, журавлиный  след, журавлиные лапы. У лебедя – лебединое  крыло, у лебедя– лапы…..   .

Упражнение «Назови птенцов»

Обогащать, уточнять словарь  - Словообразование.

У грача - грачата.
У скворца - скворчата.
У кукушки – кукушата;

У аиста – аистята;

У утки – утята;

У гуся – гусята.

Упражнение  «Родственные слова»-

Обогащать, уточнять словарь - образование родственных слов от слова грач.

Птенцы грача – грачонок, грачата;

Их мать – грачиха;

Их гнезда – грачиные;

Скопление гнезд – грачевник.

Упражнение «Скажи иначе» -

Обогащать, уточнять словарь - подбор синонимов.

Смелая ласточка – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная, героическая, неустрашимая;

Слабенький птенчик – беспомощный, бессильный, немощный;

Проворная птица – ловкая, шустрая, юркая, увертливая.

Д. и. « Исправь ошибки.»

Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Червяк склевал скворца.

Песня спела соловья.

Мохнатая гусеница съела кукушку.

Яйца вылупились из птенцов.

Скворцы сделали много скворечников для ребят.

                                                     Составитель: учитель – логопед Шубина А.И.

Литература: Агранович З. Е.  «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям»

Крупенчук  О.И. «Научите меня говорить правильно!»  СПб, : Издательский Дом «Литера», 2001.

 Теремкова Н. Э.  «Логопедические домашние задания» для детей 5 – 7 лет с ОНР альбом 3  Издательство «ГНОМ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...