Встречаем птиц | словарь | Существительные: грач, грачиха, грачата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, журавль, зяблика, жаворонок, лебедь, трясогузка, иволга, стая, косяк, клин, насекомые, голова, туловище, лапы, клюв, глаза, когти, перышки, пух, птенцы. Глаголы: прилетать, вить, выводить, растить, клюет, кричит, спит, улетать, подбрасывать, ухаживать, охотиться, ходит, щебечет, поет, заливается, курлычет, кукует. Прилагательные: пуховый, журавлиный, шустрые, умные, звонкоголосые, быстрокрылые, длиннохвостая, водоплавающие, насекомоядные, шумные, крикливые, перелетная, заботливая, проворная.
|
|
|
Название игры, упражнения | Цели, примеры. |
«Назови ласково» : | Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: соловей — соловушка, журавль — журавушка, лебедь — лебедушка, кукушка - кукушечка ... . |
Д. и. «У кого — кто?» | Упражнение в словообразовании. У грача — грачата, у скворца — ... . У грача — грачонок, у журавля — ... . У кукушки - …. . |
Д.и. «Четвертый лишний». | Развивать слуховое внимание. Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж. |
Д. и. «Улетает — не улетает». | Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она — перелетная или зимующая. |
«Один – не один. Чего нет?» | Совершенствовать умение образовывать существительные множественного числа именительного и родительного . падежей: журавль – журавли- нет журавля, нет журавлей, лебедь – лебеди, нет лебедя, нет лебедей. Кукушка - …… и т. д. |
Д. и. «Веселый счет» | Согласование числительного с сущест-вительными и с прилагательными . Один длинноногий журавль, два…, три…, четыре…., пять… Одна подвижная трясогузка , две …, три…, четыре…, пять… Одно белое крыло, два …, три…, четыре…, пять… |
Д. и. «Скажи наоборот » | Подбирать антонимы: журавль - крупный, а жаворонок - ……; у лебедя длинная шея, а у утки - ……. . |
Сравни птиц с людьми и животными.
| Развивать мышление, внимание: У человека — дети, а у птицы — птенцы. У человека — нос, а у птицы — ... У животных — шерсть, а у птиц — ... У кошки — лапы, а у птицы — ... |
«Образуй новое слово» | Познакомить со способами словообразования: красная грудка – красногрудый, белое крыло – белокрылый, длинный клюв – длинноклювый, звонкий голос – звонкоголосый, красные лапы - ….. |
Развиваем пальчики «Сельская песенка»
| Развитие мелкой моторики. Упражнять в выделении ударных слогов. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку: То же самое ребенок может проделать другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем.
Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. С нею солнце краше и весна мелей… Пощебечь с дороги нам привет скорей. Дам тебе я зерен, а ты песню спой. Что из стран далеких принесла с собой. (А. Плещеев) |
|
«Когда так говорят.?» | Яйца курицу не учат. - (Традиционно более молодой считается менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего.) Лебединая верность. - (Выражение «лебединая верность» часто употребляют, когда рассказывают о преданной любви одному партнеру. Говорят так потому, что лебеди создают крепкие семьи, один раз и на всю жизнь. Прожить же прекрасные птицы могут до 100 лет. Выбрав спутника жизни, лебеди заботятся о нем, помогают во всем.) |
Пальчиковая гимнастика «Скворечник»
| Развивать мелкую моторику.
Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет. | Ладошки вертикально поставить друг к другу. Мизинцы прижать ( как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь. |
|
Д.и. «Кто как голос подает?» | Обогащать, уточнять словарь детей. ласточка — щебечет. Соловей — поет, заливается, свистит, щелкает; Журавль — курлычет; Жаворонок — звенит; Кукушка – кукует |
Д. и. « Исправь ошибки.» | Грамматические задания : Черная лебедь — Черный лебедь . Красноголовая журавль — ... Серое кукушка — ... Скворец сидела на заборе. — ... . Ласточка щебетал на солнышке. — |
Игра «Чей, чья, чье» | Закрепить умение правильно употреблять в речи притяжательные прилагательных. У журавля - журавлиное крыло, журавлиная голова, журавлиный след, журавлиные лапы. У лебедя – лебединое крыло, у лебедя– лапы….. . |
Упражнение «Назови птенцов»
| Обогащать, уточнять словарь - Словообразование. У грача - грачата. У скворца - скворчата. У кукушки – кукушата; У аиста – аистята; У утки – утята; У гуся – гусята. |
Упражнение «Родственные слова»- | Обогащать, уточнять словарь - образование родственных слов от слова грач. Птенцы грача – грачонок, грачата; Их мать – грачиха; Их гнезда – грачиные; Скопление гнезд – грачевник. |
Упражнение «Скажи иначе» - | Обогащать, уточнять словарь - подбор синонимов. Смелая ласточка – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная, героическая, неустрашимая; Слабенький птенчик – беспомощный, бессильный, немощный; Проворная птица – ловкая, шустрая, юркая, увертливая.
|
Д. и. « Исправь ошибки.» | Развивать слуховое внимание, логическое мышление. Червяк склевал скворца. Песня спела соловья. Мохнатая гусеница съела кукушку. Яйца вылупились из птенцов. Скворцы сделали много скворечников для ребят. |