Возрастные особенности детей 5-6 лет
консультация (средняя группа)
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
От 4 до 7 лет начинается нежный возраст. Дети в этом возрасте как антенны, чутко ловящие состояние, реакции, правила взаимодействия. Они обычно хорошо знают, что с кем можно, а с кем нет, кто кого любит, кто с кем в ссоре.
Им уже интересны мультфильмы с сюжетом, чувствами. Книги – волшебные сказки, длинные истории с продолжением. К 5-6 годам ребенок постепенно начинает интересоваться желаниями и состояниями других людей. Делает первые попытки поставить себя на их место. Эта способность понимать, чувствовать состояние другого человека очень важная для всей последующей жизни.
Ребенок в этом возрасте любовь свою к родителям уже осознает. Он любит всем сердцем, он чувствует и знает, что эти люди дороги и нужны ему больше всех на свете. Именно в этом возрасте мы слышим от детей первые настоящие признания в любви
Дети в этом возрасте очень хотят нравиться родителям, быть «хорошими», послушными. Они открыты, доверчивы и чувствительны. И поэтому максимально уязвимы . Их легко обидеть, травмировать, причинить сильную душевную боль. Практически все детские неврозы стартуют именно в этом возрасте: заикания, фобии, тики. Одно и то же действие: шлепок, оскорбительное обращение, которое раньше пугало, но быстро забывалось, теперь проникает глубоко в душу, очень сильно обижает.
Дети этого возраста тяжело переживают конфликты в семье, разводы, потери, болезни, смерти родных. Дети нежного возраста живут чувствами. Осмыслить, найти объяснения, взвесить плюсы и минусы они не могут, они просто глубоко страдают.
Пик детских страхов тоже приходится на 5-6 лет, поскольку фантазия, образное мышление развиты очень хорошо, а критичность, логика – нет. Поэтому Б абайка под кроватью очень реален. Особенно уязвимы дети чувствительные, с хорошо развитым воображением. Они переживают страх очень ярко, мучительно. Если родители не готовы отнестись к детскому страху сочувственно, ребенок оказывается заперт со своими чудовищами наедине.
Поскольку детский страх говорит на языке образов, справиться с ним можно тоже с помощью фантазии. Детские психологи часто предлагают детям нарисовать, проиграть свой страх. Потом рисунок можно порвать, сжечь, спустить в туалет. Можно изменить его, сделав страшный образ смешным. А иногда можно сочинить про него историю.
Пик страхов связан еще и с тем, что в это время ребенок открывает для себя, что люди смертны, что он сам когда-нибудь умрет, и его родители тоже. Кризис осознания смертности у некоторых детей проходит как-то незаметно для взрослых, а у других очень остро и болезненно. Известно, что человек становится смертным только тогда, когда узнает и осознает этот факт. Причем будущая смерть родителей обычно пугает гораздо больше, чем собственная, ведь ребенку кажется, что он останется совсем один. Самое важное, чтобы чувства ребенка были замечены и приняты, ведь это первое в его жизни столкновение в угрозой, перед которой, оказывается, бессильны даже родители.
Кризиса осознания смертности не надо избегать, лучше пережить первую встречу с этим ужасом лучше с поддержкой любящих взрослых. Потом у ребенка будет время «притерпеться» к этой мысли, научиться с ней жить. А пока он так мал, можно просто крепко прижать его к себе и заверить, что будете с ним долго-долго-долго, всю свою жизнь, а уж любить не перестанете вообще никогда!
В этом возрасте ребенок начинает испытывать потребность заботиться о других. Именно в 5-6 лет бывает пик просьб: родите мне братика (сестренку), давайте заведем котенка, щеночка, хомячка! Сейчас, к 6 годам ребенок может сам заметить потребность другого человека, осознать ее и захотеть позаботиться. Это очень хорошо. Но есть и обратная сторона. Ребенок готов и хочет примерить на себя роль сильного, заботящегося, и если родитель вдруг оказывается в роли слабого, несчастного, то эти перевернутые роли могут стать устойчивыми, закрепиться. Возникает перевернутая привязанность. То есть ребенок становится родителем своему родителю.
Наслаждаясь любовью и заботой своего подросшего малыша, важно все же сохранить распределение ролей. Посмотрите, не перегружен ли ребенок ответственностью за других членов семьи. Не пора ли сказать ему: «Спасибо тебе большое за поддержку, но уже все, спасибо, я справлюсь!» Нормально, когда ребенок делает вам чай и укрывает одеялом, когда вы устали. Но важно, чтобы во всех остальных жизненных ситуациях защиту и заботу получал ребенок и чтобы он знал, что взрослый – это ВЫ!
Основной формой познания мира является ИГРА. В настоящее время компьютеры, телевизор, которые предлагают готовые проработанные сценарии и картинки не дают возможности придумывать, сочинять. Учителя математики отмечают, что в среднем способность к логическому мышлению у современных детей развивается на 1-2 года позже, чем у их сверстников предшествующих поколений. Весьма вероятно, что это связано с дефицитом свободной игры. Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в нежном возрасте – не мешать им играть! Иногда участвовать в играх, иногда превращать игру в домашние дела, иногда просто не трогать его, если он увлечен.
Лучший вклад в развитие ребенка – просто радоваться ему, любоваться им, получать удовольствие от совместно проведенного времени. Единственное, за чем важно следить, - за тем, чтобы ребенку не было страшно в отношениях с вами и в мире вообще. Познавательная активность не терпит сильного и длительного стресса. Если ребенку очень плохо, страшно, одиноко, ему не до новых знаний. Ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.
Ребенок 5-6 лет умеет: - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 20-25 минут; - удерживать в поле зрения 6-7 предметов; - находить 10 отличий между предметами; - выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; - находить 8-9 пар одинаковых предметов. Внимание
- запоминать 10-12 картинок в течение 1-2 минут; - рассказывать наизусть несколько стихотворений; - пересказать близко к тексту прочитанное произведение; - сравнивать два изображения, предмета по памяти Память
- определять последовательность событий; - складывать разрезанную картинку из 6-9 частей; - находить и объяснять несоответствия на рисунках; - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор Мышление
Немаловажную роль при общении ребенка играет речь. К 5 годам малыш уже способен правильно произносить почти все звуки. К концу 6 года словарный запас у Вашего ребенка составляет 4000 слов и даже больше. Ребенок бегло излагает свои мысли. Рассказывая, пользуется дикцией и интонацией. Может подобрать синонимы, антонимы, сравнения, уловить смысл простых пословиц. Речь
К моральным чувствам можно отнести: чувство гордости; чувство стыда; чувство дружбы К интеллектуальным: любознательность; чувство юмора; удивление К эстетическим: чувство прекрасного; чувство героического Формируются «высшие чувства» моральные, интеллектуальные, эстетические
К 6 годам ребенок обычно уже имеет собственное представление о красоте. Его привлекает живопись. Он с удовольствием рисует. Считается, что детские рисунки – ключ к внутреннему миру малыша.
С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Поддерживать в ребенке стремление к позитивном у самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы. Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность. Помогать ребенку(вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. Вам как его родителям важно :
Не торопить ребёнка. Учитывать настроение, самочувствие, желание ребенка. Дошкольный возраст - возраст игры, поэтому некоторые понятия, которые тяжело даются вашему ребёнку, давайте через игровые упражнения, через образы, близкие и доступные вашему ребенку. Познавайте с ребенком, когда гуляйте, готовите, убирайте. Главное, что у вас есть желание подготовить своего ребёнка, быть рядом с ним в трудные и непонятные для него мгновения его жизни. Ваша задача:
Лучший вклад в развитие ребенка – просто радоваться ему, любоваться им, получать удовольствие от совместно проведенного времени. Единственное, за чем важно следить, - за тем, чтобы ребенку не было страшно в отношениях с вами и в мире вообще.
Спасибо за внимание! педагог-психолог Лягушина Т.Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-369460-1585246285.jpg)
Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.
В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-770650-1488033121.jpg)
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1059922-1539258961.jpg)
Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»
Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/26/picture-242665-1598440857.jpg)
Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318832-1614531362.jpg)
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...
- Мне нравится (3)